Выставки
художника открывают первые лица государств,
известные деятели политики и культуры.
Неизменный атрибут – флаг России, который
развевается над галереями и музеями
мира, когда он выставляется. В рейтинге
Международного банка данных современного
искусства Владимир Фомин значится в десятке
лучших современных художников нашей
страны и среди 100 гениев мира XX-XXI в.в.
Владимир Николаевич Фомин родился в Сибири,
г. Томске 14.01.1963г. В 1989г. окончил Красносельское
ювелирное училище. По образованию - xудожник-ювелир.
С 1984г. по 1992г. обучался мастерству у народныx
умельцев средней полосы Росии, изучал
прикладное творчество финно-угорскиx
народов Сибири и Севера, неднократно
выставлялся на круизных кораблях разных
стран. С 1992г. живет и работает на Русском
Севере, в г. Петрозаводске.
За это время художник создал более 15 серий
графических и живописных работ, которые
экспонировались на более чем 30 персональных
выставках в музеях и галереях разных
странах, в т.ч. 10 из них состоялось в Финляндии,
3 – в Швеции, 3 – в Норвегии, 3 – Германии,
5 – в США.
О художнике сняты телевизионные фильмы
в США, Германии, Финляндии, Швеции, Норвегии,
России. Его творчеству посвящены сотни
публикаций в иностранной и российской
прессе, различные виды рекламной полиграфической
продукции, изданной в разных странах
мира общим тиражом более 1 млн. экземпляров,
более чем 50 Интернет-сайтов и лазерных
компакт-дисков по искусству.
Финляндия - страна, чьим символом национально-культурного
возрождения стала книга, давно признала
серию картин Владимира Фомина по мотивам
«Калевалы» уникальной, отметив 150-летие
создания эпоса персональными выставками
Фомина в музеях Скандинавии. Во время
беспрецедентного выставочного турне
по музеям Финляндии, Швеции и Норвегии
в 1999-2008г.г. с его серией «Калевала»
познакомилось более 55 000 зрителей.
«Калевалой» Фомина проиллюстрированы
энциклопедия «Мифология мира» Лондонского
издательства 2004г. и 4 книги о финно-угорском
эпосе, выпущенные 2006г.- 2008г.г. финскими
и российскими издательствами.
Художник сотрудничал с известными норвежскими,
финскими, английскми, русскими галереями,
в т.ч. международными компьютерными галереями
(с 1995г. - с АРТ-ИНФО, с 2004г. - с World Art Network,
с 2005г. – c Аrt-Salon.ru, ARTRUSSIAN.com, с 2007г. - с
SAATCHI GALLERY и другими виртуальными галерееями.
Среди призов и грантов, полученных В.Фоминым
– специальный приз «Лучшая в Европе
и в остальном мире» ("BEST OF EUROPE
AND THE REST OA THE WORLD") за картину «Художник»,
представленную на самом престижном конкурсе
компьютерной графики "COREL WORLD DESIGN CONTEST",
проходившем в 1995г. в Национальном Центре
искусств г. Оттава (Канада), Грант Совета
Министров Северных стран в 2001г.
Творчество художника изучается в вузах
США (с 1999г.), Финляндии (с 2001г.), Норвегии
(с 2003г.), России (с 2000г.).
В 2002г. Фомин первым из русских выпустил
мультивидеоверсию о своем творчестве
на английском, финском и русском языках
в музыкальном сопровождении. В компакт-диск
вошло 300 картин.
После того, как он выставился в том
же году в галереях Норвегии г.Осло и г.Харстад,
его серия «Пер Гюнт. Генрик
Ибсен» была объявлена достоянием норвежского
народа.
В 2005г. выставку в Национальном Музее Норвегии,
посвященную 100-летию норвежско-российских
дипломатических отношений, на которой
была представлена его картина, украсившая
постоянную экспозицию Музея Г.Ибсена,
открывал король Норвегии.
В. Фомин наиболее полно воплотил в своем
творчестве Русский Север, первым создав
серии, в которых изобразительным языком
отражены основные культурно-исторические
ценности этой земли: «Вепсская»,
«Кижи», «Калевала», «Мандалы»,
«Духовная», «Сказки Севера».
Более 700 работ художника находятся Национальных
музеях России, Финляндии и Норвегии, в
частных коллекциях мира, собраниях музеев
искусств, художественных галерей и культурых
центров разных стран.
В частности, они представлены в собраниях
Русского музея, музеев изобразительных
искусств Республики Карелия, Томской,
Тюменской областей, Национального Музея
Ханты-Мансийского округа (Россия); музеях
искусств г. Рийхимяки и г. Йоэнсуу,
Финского Национального Музея Охоты (Финляндия);
музея г. Тюбингена (Германия); Национального
Норвежского Фолк-Музея (музей Г.Ибсена)
(Норвегия), а также в коллекциях Правительства
г. Москвы, дипломатических представительств
России, США, Финляндии.
Творчество
Творчество В. Фомина, в основном, относится
к такому направлению, как неопримитивизм,
кроме того, представлено в абстракционизме
и сюрреализме.
Раннее творчество Фомина - это авангардный
лубок. Ему присущи традиционная для "красочной
народной картинки" яркость красок
и лаконичность образов, стильность изысков
русского авангарда начала 20 века, а также
неопримитивизма и сюрреализма с элементами
финно-угорской орнаментики, декоративность
(филигранность и мозаичность) исполнения.
В основном это циклы: «Политический»
(на политико-философские темы) и «Лубок»
(на темы детства, уличныx торжеств).
Его раннее творчество глубоко оптимистично,
заключает в себе добрую иронию по поводу
устройства мира и человека в нем.
Поздним произведениям Фомина свойственна
предельная заполненность (сделанность)
пространства, более пластичные формы
и гармоничность цвета. Это серии: «Подарки»
(дань поклонения великим творениям и
иx создателям – П. Пикассо, С.Дали, Э.Мунку,
Н.Гумилеву, Я.Сибелиусу и др.); «Вепсская»
(посвящена древним культам вепсов и карел);
«Кижи» (по мотивам архитектуры острова
Кижи), «Калевала» (по карело-финскому
эпосу "Калевала"); «Пер Гюнт. Генрик
Ибсен» (по мотивам драмы Г.Ибсена
"Пер Гюнт"); «Мандалы», «Духовная»,
«Языческая» (на религиозно-философские
темы); «Девы, Дамы, Мадонны» (женские образы
в искусстве); «Сказки Севера»
(по мотивам сказок Скандинавии); «Фридрих
Ницше» (на тему произведения Ф.Ницше
“Так говорил Заратустра”); «Музыкальная»
(ассоциации на тему мира музыки).
«Всем своим творчеством Владимир Фомин
утверждает право на интеллектуальное
и духовное искусство», - подчеркивали
американские специалисты и пресса,
восторженно отзываясь о его персональной
выставке в Музее Альбина Поласека,
включенном в список Национального Регистра
Исторических мест США.
Специалисты признают, что полотна звезды
художественного мира России полностью
гипнотизирует…», «поражает использованием
точной, похожей на мозаику техникой,
гармоничными цветовыми сочетаниями,
формами, восхитительными композициями,
ясностью и изяществом образов, характеризующими
его уникальный стиль, являющийся
артистическим синтезом традиционных
и популярных направлений живописи».
«Это комбинация нескольких элементов:
русской народной картинки - лубка, отличающегося
яркой и изящной композицией, ярко расписанного
вручную, традиций русского авангарда,
северного орнамента, а также красок и
стилистических концепций известных живописцев,
например: Гогена, Моне, Кандинского, Малевича,
Филонова, Сарьяна, Свемпа, Дали и многих
других. Сознательная комбинация, разработка
и организация всех этих элементов в последовательный
и уникальный персональный стиль».
Владимир Фомин
о своем творчестве
О серии «Вепсской»
Создавая
серию, я попытался, насколько это было
возможно, повторить путь предшествующих
поколений от обобщенности, знаковости
форм, от иероглифа, символа, аллегории,
метафоры к интеллектуальным изыскам
современного искусства. И я не знаю
где начало, и где конец этого пути.
Я
тяготею к изображению животных. Животное
смотрится как яркое пятно на картине,
которое акцентирует на себе внимание
зрителя. Я соединил “рентгеновский”
стиль со “скелетным”. Интерпретировал
два стиля в один современный, ввел в металл
(древневепсскую ювелирку) цвет. Используя
традиции (орнамент, стили, существовавшие
автономно) я пришел к новой форме лубка
и создал мутационное искусство. В нем
- орнаменталистика костромской, новгородской,
вологодской, ярославской игрушки.
Я - художник,
который находится в вечном поиске наивных
форм в искусстве. Я пытаюсь найти характерные
признаки, присущие жизнетворчеству определенного
народа или народов. Для художника это
находка, когда у какого-то народа есть
яркие характерные признаки искусства,
как, например, у вепсов. Возможно,
синтез этих двух стилей удался мне потому,
что я по образованию ювелир и моей специальностью
была художественная обработка металла.
При этом я использовал лубковые формы,
выработанные мною в процессе личностного
творчества…
О серии
«Кижи»
Я
видел наяву то, что рисовал...
Для
меня этот остров останется таким же, как
тогда, когда я впервые совершил путешествие
в Карелию. Я был готов к чуду. В душе было
это ожидание чуда. Я заранее ощущал атмосферу
радости, благоволения. Работая над эскизами
к серии, словно книгу читал тайны Кижского
архитектурного ансамбля, который сохранился
благодаря счастливому стечению обстоятельств.
Мне не кому и некогда доказывать право
на личностное видение.
Искусство
рождается, как возникла Преображенская
церковь. Кто-то на острове сошел с ума
и решил сотворить красоту. Поставил церковь
о двадцати двух главах. Искусство рождается,
когда происходит новое, удивительное,
боговдохновленное. Кижи - нечто неповторимое
и потому всегда новое. Не верьте тем, кто
говорит: "Церковь должна быть коричневая,
камушки серые, картина прописанной..."
О серии
«Калевала»
Я
вижу "Калевалу" как открытую ладонь
того, кто показал мне линии жизни на земле.
Моя задача - рассказать о них изобразительным
языком XXI века. Руны представляются
мне клубком ассоциаций, который можно
долго раскручивать в цвете, мысленных
и зрительных образах, и все
нити которого тянутся из моей генетической
памяти. "Калевала" - правдивая
земная сказка, но идущая из нутра
человеческого, от интуиции поколений.
Темы рождения и смерти, жизненной
борьбы и сопричастности всего живого
космосу - вот то, в чем, как в зеркале,
нашла в ней себя моя душа.
О серии
«Пер Гюнт. Генрик Ибсен»
Представьте,
после моей серии Ибсену дадут Нобелевскую
премию. Все бывает…Мы приходим в мир,
чтобы вести диалог с вечностью. Это главное,
что не состоялось в судьбе Пера Гюнта.
Для художника таким диалогом является
его творчество.
О серии «Подарки»
Если
жизнь – самый дорогой подарок, нет ничего
дороже общения. Только делая подарки
великим людям, я понимаю жизнь.
О серии «Девы,
дамы, мадонны»
Если
ты рождаешься художником, ты рождаешься
со своей Моной Лизой в душе и умираешь
с ней.
О серии «Мандалы»
Гении–это пальцы Бога, которыми он лепит
Одну вещь. Жизнь имеет мандалу, впитывающую
в себя все, что делает человек.
О серии
«Сказки Севера»
Я согласен с
А.Эйнштейном: «Фантазия важнее знания».
О серии
«Музыкальная»
Для
того, кто служит музам, все сказано в Ветхом
завете: «Да не будет у тебя других богов»
(Исход, гл.20,ст.3). Звуки моей души пронизывают
холст, как звездная пыль растворяется
во Вселенной и оставляет след Вечности.