rus   fin   eng    fra   
 Биография   Живопись     Графика    Пресса   Монография   Выставки   Сертификаты   Продажа картин   Фотографии Назад На главную Вперёд E-mail
    Биография

Выставки  художника открывают первые лица государств, известные деятели политики и  культуры. Неизменный атрибут – флаг России, который развевается над галереями и музеями мира, когда он выставляется.  В рейтинге Международного  банка данных современного искусства Владимир Фомин значится в десятке лучших  современных художников нашей страны и среди 100  гениев мира XX-XXI в.в. 

      Владимир Николаевич Фомин родился в Сибири, г. Томске 14.01.1963г. В 1989г. окончил Красносельское ювелирное училище. По образованию - xудожник-ювелир. С 1984г. по 1992г. обучался мастерству у народныx умельцев средней полосы Росии, изучал прикладное творчество финно-угорскиx народов Сибири и Севера, неднократно выставлялся на круизных кораблях разных стран. С 1992г. живет и работает на Русском Севере, в г. Петрозаводске.

      За это время художник создал более 15 серий графических и живописных работ, которые экспонировались на более чем 30 персональных выставках  в музеях и галереях разных странах, в т.ч. 10 из них состоялось в Финляндии, 3 – в Швеции, 3 – в Норвегии, 3 – Германии, 5 – в США.

      О художнике сняты телевизионные фильмы в США, Германии, Финляндии, Швеции, Норвегии, России. Его творчеству посвящены сотни публикаций в иностранной и российской прессе, различные виды рекламной полиграфической продукции, изданной в разных странах мира общим тиражом более 1 млн. экземпляров, более чем 50  Интернет-сайтов и  лазерных компакт-дисков по искусству.

      Финляндия - страна, чьим символом национально-культурного возрождения стала книга, давно  признала  серию картин Владимира Фомина  по мотивам «Калевалы» уникальной, отметив 150-летие создания эпоса персональными выставками  Фомина в музеях Скандинавии. Во время  беспрецедентного выставочного турне по музеям Финляндии, Швеции и Норвегии в 1999-2008г.г. с его серией «Калевала»  познакомилось более 55 000 зрителей.

      «Калевалой» Фомина проиллюстрированы  энциклопедия «Мифология мира» Лондонского издательства 2004г. и 4 книги о финно-угорском эпосе, выпущенные  2006г.- 2008г.г.  финскими и российскими  издательствами.   Художник сотрудничал с известными норвежскими, финскими, английскми, русскими галереями, в т.ч. международными компьютерными галереями (с 1995г. - с АРТ-ИНФО, с 2004г. - с  World Art Network, с 2005г. – c Аrt-Salon.ru, ARTRUSSIAN.com, с 2007г. -  с SAATCHI GALLERY и другими виртуальными галерееями.

      Среди призов и грантов, полученных В.Фоминым – специальный приз «Лучшая в Европе и в остальном мире» ("BEST OF EUROPE AND THE REST OA THE WORLD") за картину «Художник», представленную на самом престижном конкурсе компьютерной графики "COREL WORLD DESIGN CONTEST",  проходившем в 1995г. в Национальном Центре искусств г. Оттава (Канада),  Грант Совета Министров Северных стран в 2001г.   

      Творчество художника изучается в вузах США (с 1999г.), Финляндии (с 2001г.), Норвегии (с 2003г.), России (с 2000г.).

      В 2002г. Фомин первым из русских выпустил мультивидеоверсию о своем творчестве на английском, финском и русском языках в музыкальном сопровождении. В компакт-диск вошло 300 картин.   

      После того, как  он выставился в том же году в галереях Норвегии г.Осло и г.Харстад, его серия «Пер Гюнт. Генрик Ибсен» была объявлена достоянием норвежского народа.

      В 2005г. выставку в Национальном Музее Норвегии, посвященную 100-летию норвежско-российских дипломатических отношений, на которой была представлена его картина, украсившая постоянную экспозицию Музея Г.Ибсена, открывал король Норвегии.

      В. Фомин наиболее полно воплотил в своем творчестве Русский Север, первым создав серии, в которых изобразительным языком отражены основные культурно-исторические ценности этой земли: «Вепсская», «Кижи», «Калевала», «Мандалы», «Духовная», «Сказки Севера».

      Более 700 работ художника находятся Национальных музеях России, Финляндии и Норвегии, в частных коллекциях мира, собраниях музеев искусств, художественных галерей и культурых центров разных стран.

      В частности, они представлены в собраниях  Русского музея, музеев изобразительных искусств Республики Карелия, Томской, Тюменской областей, Национального Музея Ханты-Мансийского округа (Россия); музеях искусств г. Рийхимяки и  г. Йоэнсуу,  Финского Национального Музея Охоты (Финляндия); музея г. Тюбингена (Германия); Национального Норвежского Фолк-Музея (музей Г.Ибсена) (Норвегия), а также в  коллекциях Правительства г. Москвы, дипломатических представительств России, США, Финляндии.

    

   Творчество  

      Творчество В. Фомина, в основном, относится к такому направлению, как неопримитивизм, кроме того, представлено в абстракционизме и сюрреализме.

      Раннее творчество Фомина - это авангардный лубок. Ему присущи традиционная для "красочной народной картинки" яркость красок и лаконичность образов, стильность изысков русского авангарда начала 20 века, а также неопримитивизма и сюрреализма с элементами финно-угорской орнаментики, декоративность (филигранность и мозаичность) исполнения.

      В основном это циклы: «Политический» (на политико-философские темы) и «Лубок» (на темы детства, уличныx торжеств).  Его раннее творчество глубоко оптимистично, заключает в себе добрую иронию по поводу устройства мира и человека в нем.

      Поздним произведениям Фомина свойственна предельная заполненность (сделанность) пространства, более пластичные формы и гармоничность цвета. Это серии: «Подарки» (дань поклонения великим творениям и иx создателям – П. Пикассо, С.Дали, Э.Мунку, Н.Гумилеву, Я.Сибелиусу и др.);  «Вепсская» (посвящена древним культам вепсов и карел); «Кижи» (по мотивам архитектуры острова Кижи), «Калевала» (по карело-финскому эпосу "Калевала"); «Пер Гюнт. Генрик Ибсен» (по мотивам драмы  Г.Ибсена "Пер Гюнт"); «Мандалы», «Духовная», «Языческая» (на религиозно-философские темы); «Девы, Дамы, Мадонны» (женские образы в искусстве); «Сказки Севера» (по мотивам сказок Скандинавии); «Фридрих Ницше» (на тему произведения Ф.Ницше “Так говорил Заратустра”); «Музыкальная» (ассоциации на  тему мира музыки).

      «Всем своим творчеством Владимир Фомин утверждает право на интеллектуальное и духовное искусство», - подчеркивали американские специалисты и пресса,  восторженно отзываясь о его персональной выставке в  Музее Альбина Поласека, включенном в список Национального Регистра Исторических мест США. 

      Специалисты признают, что полотна звезды художественного мира России полностью гипнотизирует…», «поражает использованием точной, похожей на мозаику техникой,  гармоничными цветовыми сочетаниями, формами, восхитительными  композициями, ясностью и изяществом образов,  характеризующими его уникальный стиль, являющийся   артистическим синтезом традиционных и  популярных направлений живописи».

      «Это комбинация нескольких элементов: русской народной картинки - лубка, отличающегося яркой и изящной композицией, ярко расписанного вручную, традиций русского авангарда, северного орнамента, а также красок и стилистических концепций известных живописцев, например: Гогена, Моне, Кандинского, Малевича, Филонова, Сарьяна, Свемпа, Дали и многих других. Сознательная комбинация, разработка и организация всех этих элементов в последовательный и уникальный персональный стиль».  
 

Владимир Фомин о своем творчестве 

О серии «Вепсской»

      Создавая серию, я попытался, насколько это было возможно, повторить путь предшествующих поколений от обобщенности, знаковости форм, от иероглифа, символа, аллегории, метафоры  к интеллектуальным изыскам  современного искусства.  И я не знаю где начало, и где  конец этого пути.                                                                                                                    

          Я тяготею к изображению животных.  Животное смотрится как яркое пятно на картине, которое акцентирует на себе внимание зрителя. Я соединил “рентгеновский” стиль со  “скелетным”. Интерпретировал два стиля в один современный, ввел в металл (древневепсскую ювелирку) цвет. Используя традиции (орнамент, стили, существовавшие автономно) я пришел к новой форме лубка и создал мутационное искусство. В нем - орнаменталистика костромской, новгородской, вологодской, ярославской игрушки.

        Я - художник, который находится в вечном поиске наивных форм в искусстве. Я пытаюсь найти характерные признаки, присущие жизнетворчеству определенного народа или народов. Для художника это находка, когда у какого-то народа есть яркие характерные признаки искусства, как, например, у вепсов.  Возможно,  синтез этих двух стилей удался мне потому, что я по образованию ювелир и моей специальностью была художественная обработка металла. При этом я использовал лубковые формы, выработанные мною в процессе личностного творчества… 

О серии   «Кижи»

        Я видел наяву то, что рисовал...                                           

         Для меня этот остров останется таким же, как тогда, когда я впервые совершил путешествие в Карелию. Я был готов к чуду. В душе было это ожидание чуда. Я заранее ощущал атмосферу радости, благоволения. Работая над эскизами к серии,  словно книгу читал тайны Кижского архитектурного ансамбля, который сохранился благодаря счастливому стечению обстоятельств. Мне не кому и некогда доказывать право на личностное видение.

         Искусство рождается, как возникла Преображенская церковь. Кто-то на острове сошел с ума и решил сотворить красоту. Поставил церковь о двадцати двух главах. Искусство рождается, когда происходит новое, удивительное, боговдохновленное. Кижи  - нечто неповторимое и потому всегда новое. Не верьте тем, кто говорит: "Церковь должна быть коричневая, камушки серые, картина прописанной..."

О серии  «Калевала»

    Я вижу "Калевалу" как открытую ладонь  того, кто показал мне линии жизни на земле.  Моя задача -  рассказать о них изобразительным языком XXI века. Руны представляются  мне клубком  ассоциаций, который можно  долго раскручивать в цвете, мысленных и зрительных образах,  и  все  нити которого тянутся из моей генетической памяти. "Калевала" -   правдивая земная сказка, но  идущая  из нутра человеческого, от интуиции поколений. Темы рождения и смерти,  жизненной борьбы и сопричастности всего живого космосу - вот то,  в чем, как в зеркале,  нашла в ней себя моя душа.                                                                           

О серии «Пер Гюнт. Генрик Ибсен»

    Представьте, после моей серии Ибсену дадут  Нобелевскую премию. Все бывает…Мы приходим в мир, чтобы вести диалог с вечностью. Это главное, что не состоялось в судьбе Пера Гюнта. Для художника таким диалогом является  его творчество.

О серии «Подарки»

    Если жизнь – самый дорогой подарок, нет ничего дороже общения. Только делая подарки великим людям, я понимаю жизнь.

О серии «Девы, дамы, мадонны»

    Если ты рождаешься художником, ты рождаешься со своей Моной Лизой  в душе  и умираешь с ней.

О серии «Мандалы»

     Гении–это пальцы Бога, которыми он лепит Одну вещь. Жизнь имеет мандалу, впитывающую в себя все, что делает человек.

О серии  «Сказки Севера»

    Я согласен с А.Эйнштейном: «Фантазия важнее знания».

О серии  «Музыкальная»

    Для того, кто служит музам, все сказано в Ветхом завете: «Да не будет у тебя других богов» (Исход, гл.20,ст.3). Звуки моей души пронизывают холст, как звездная пыль растворяется во Вселенной и оставляет след Вечности.  
 


Владимир Фомин

Вверx   |   Назад   |   На главную
 
     Matti Vehvilainen
        Scandinavia Владимир Фомин: fomin@onego.ru   
http://www.artinfo.ru   
http://www.rollins.edu/Foreign_Lang/Russian/Lubok/lubok.html 
http://www.fomin-art.narod.ru     
http://www.onego.ru/win/pages/fomin/     
http://pegrema.karelia.ru/     
http://pegrema.narod.ru/     
Archives/