Критика
Петрозаводск 13.05.2004

В предчувствии славы

Король Норвегии и президент России откроют выставку, на которой будут представлены работы художника из Петрозаводска.

Анна Гриневич



Посмотришь на художника Владимира Фомина - сердце радуется. Спокойный, уверенный в себе, востребованный, обеспеченный. Современный художник, знающий цену себе и своим творениям. Нет мастерской? Можно работать дома, а готовые произведения хранить, например, в Финляндии, предварительно оформив страховку. Нет возможности показать работы в городских выставочных залах? Не беда - можно выставлять работы в галереях стран Европы и Америки. (Более 350 работ художника находятся в коллекциях художественных галерей США, Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии) О нем пишут в западных изданиях, снимают фильмы, издают буклеты, плакаты и открытки с репродукциями его работ.

Недавно Владимир Фомин вернулся из Йоэнсуу, где проходила его персональная выставка. Скоро в столице Норвегии откроется экспозиция, где будут представлены работы русских и норвежских художников (в том числе живопись Фомина). Презентовать выставку будут сам король Норвегии и наш президент Владимир Путин.

Гости "норвежской" выставки смогут увидеть работы Владимира Фомина из его серии "Пер Гюнт. Генрик Ибсен". Над этой серией работ художник работал несколько лет. Приобретя в свое время у московского букиниста полное собрание сочинений Ибсена 1956 года издания, Владимир Фомин тщательно изучил творчество классика норвежской драматургии. Впечатления дополнили поездки в страну троллей, знакомство с местной культурой. Кроме того, художник побывал в Египте, повторив путь странствий Пер Гюнта.

Серия, как и все творчество Фомина, написана в оригинальной художественной манере, которую называют то "авангардный лубок", то "постпримитивизм", то "неосюрреализм"… Впрочем, о стиле работ и о некоторых взглядах на жизнь и на искусство мы беседуем с самим автором.

- Мне кажется, что предстоящая выставка в Осло - это показатель престижности художника. Вам прежде не приходилось общаться с королями?

- Нет, с королями я не общался, но правнук наместника короля Норвегии - мой хороший друг. Мы были у него в гостях, он приезжал гостить к нам в Петрозаводск.

- Какую из своих персональных выставок вы считаете самой значительной?

- В 1999 году в Финляндии, в музее искусств Рийхимяки, открывали мою выставку, посвященную 150-летнему юбилею издания "Калевалы". Мы два с половиной года готовили этот проект. Он был грандиозен! О моих работах написали все центральные газеты Финляндии. По словам сотрудников музея, подобная выставка может случиться разве что через 50 лет, к 200-летнему юбилею эпоса. На открытие было приглашено более 300 гостей, в том числе самый богатый человек в Финляндии, коллекционер, лично знакомый с Дали, Пикассо, Миро.

- У вас есть серия работ под названием "Вепсская". Удивительно, что ее создал человек, еще лет десять назад не имевший никакого отношения ни к вепсам, ни к Карелии вообще. Как она родилась?

- Я хорошо изучил изображения культовых животных и птиц, найденные археологами на территории Карелии, карельский фольклор. Потом добавил разных "-измов" и получилась живая картинка. Серию обозвал "Вепсской".

- То есть вы владеете всеми "-измами"? Какие вам ближе?

- Да любые! Все хороши. У меня - синтез "-измов": и сюрреализм, и абстракционизм, и реализм, и натурализм кусочками встречается.

- Вы сами как называете свой стиль?

- Неопримитивизм или, может быть, постпримитивизм. В принципе, это неважно. Главное, что мое искусство понятно людям любого возраста и национальности. Я вижу, как на мои выставки приходят бабушки и дети. Все восхищаются. Не раз наблюдал, в какой восторг приводит людей моя живопись. Многие минут по шесть рассматривают картины, приходят по 2-3 раза. Даже на меня мои картины производят впечатление. Я могу об этом говорить, поскольку умею смотреть на них как на чужие работы. Это случается, если я долго не видел их. Они очень качественно сделаны.

- Что значит "качественная" живопись?

- Если работа способна производить сильное впечатление - она сделана качественно. Честно говоря, на меня мало что производит впечатление.

- Вообще или в искусстве?

- Вообще, а в искусстве тем более.

- Почему?

- Потому что ничего особо хорошего не вижу. Трудно сейчас увидеть настоящее искусство. Чтобы создать произведение искусства, нужно очень много трудиться. В Чехии готические соборы строили по 300 лет. Это - произведения искусства. А сейчас что-то начинают строить…тяп-ляп и все готово. Получается примитивный дом, не радующий глаз. Так и в искусстве художника.

- Что вас все же впечатляет в живописи?

- Когда я прихожу, например, в Пушкинский музей в Петербурге, сразу прохожу все залы - скучно. Я иду в зал, где выставлен Матисс, Пикассо, Ван Гог, Моне , Сезанн… Вот это - интересное искусство, настоящее.

- В работах современных художников можно увидеть настоящее?

- Как правило, в любом городе есть свои таланты. Другое дело, что многие не выставляют свои работы. Пишут и сразу продают. А на выставках, в основном, все скучно: лес там, пейзажи…

- А вы к пейзажам плохо относитесь?

- Никак не отношусь. И еще одна тенденция существует под названием "уличный китч". Художники опускаются и начинают издавать кичуху. Она всех устраивает, потому что "кака" пишется легко и стоит недорого, "каку" и стоит. Я пишу медленно, тщательно, поэтому имею право просить за свои работы приличные деньги. Чтобы нормально жить и писать…

- Вы довольны сейчас своим заработком?

- По 50 тысяч долларов мне не платят. Вот это - настоящая оценка. На самом деле независимых от житейских проблем художников - единицы. Много денег платят за мертвых художников. Сколько стоит Сальвадор Дали, Сезанн, другие, когда их продают на аукционе! Живые художники, в принципе, все доступны.

- Чего бы вы хотели добиться в жизни?

- Мировой славы.


Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy