Лицей 06.2002
"Пер Гюнт" глазами Владимира Фомина
Наталья Красавцева
С художником Владимиром Фоминым мы встретились в первых числах мая. Весна и начало лета 2002-го оказалась для Владимира богатыми на события в творческой жизни. Его работы экспонировались в норвежском городе Харстаде, сейчас открыта выставка в Осло.
Владимир востребован и в соседней Финляндии: его картины были выставлены в частной галерее Париккала, а также в Кухмо, центре "Калевала". Калевальскую серию пришлось разделить, чтобы в двух местах одновременно финны могли увидеть сюжеты, созданные художником из России. Но главная работа последних лет у Фомина - серия картин на тему "Пер Гюнта" - произведения всемирно известного норвежского драматурга Генрика Ибсена. Мне довелось увидеть некоторые из них еще тогда, когда Владимир начинал свою новую серию. Поневоле сравнивала с кижской темой, которая в тот период была закончена и поражала яркостью образов и красок, глубоким проникновением в философию эпоса, оригинальностью воспроизведения на холсте древних сюжетов. Только настоящий художник способен донести до любого, кто соприкоснется с его творчеством, свое мироощущение, заставить сопереживать и восхищаться радостью бытия так, как восхищается он сам. И это может происходить даже в том случае, если направление, а в данном случае - примитивизм (именно в нем работает Фомин), не очень близко зрителю.
Несколько картин на тему "Пер Гюнта" были в то время уже закончены. Но это была уже другая символика - не столь лучезарная и радостная, как в кижской теме, но более насыщенная размышлениями о вечном, о смысле жизни, о судьбе человека, его любви и страдании. Поразило голубое и синее в законченных на тот период полотнах - слепящая яркость северных пейзажей, его холодная и завораживающая красота. И было бы странно, если бы все это не привлекло внимания самих норвежцев.
Фомин- художник хорошо известен и в Москве, и за пределами России. Между тем было бы преувеличением сказать, что он столь же часто выставляется у нас, хотя его семья переехала из Томска в Карелию более десяти лет назад. Я спросила у художника, как он сам объясняет это обстоятельство.
- Для меня это нормально, я отношусь к этому спокойно, - ответил Владимир. - Далеко не всегда художник получает признание сначала дома. По-разному складываются обстоятельства.
- У вас они сложились удачно?
- Мои картины нравятся публике, их хотят видеть - вот и все. Это не значит, что я пишу лишь в угоду зрителю, процесс творчества для меня радостен и труден, и я получаю огромное удовлетворение, когда работа окончена и пишу то, что близко мне самому. Само собою происходит совпадение вкусов, но изначально ради денег я не работаю никогда.
Владимир Фомин - выпускник художественного училища в Красном селе Костромской области, а первые лубочные работы появились у него еще в Томске, в 1989 году. Он пишет маслом на холсте, работает много. В Осло, например, было выставлено 37 работ, в Харстаде - 61. Сам собою напрашивается вопрос, в течение какого времени можно все это создать?
- Обычно я работаю по 12 часов в сутки, - отвечает Владимир. - Иногда - по 14. Увлекаюсь, не замечаю, как течет время.
Выставку в Харстаде организовал и оплатил Совет Министров Северных стран, картины были выставлены в государственной галерее "Северная Норвегия"; выставку в Осло - Финско-норвежский институт культуры. Обе экспозиции собрали огромное количество посетителей, многие выразили желание приобрести полотна Фомина. В Харстаде, например, галерея, библиотека, госпиталь и просто коллекционеры и любители искусства купили более 20 работ.
Выставку в Осло открывал посол России в Норвегии Ю.Квицинский. Пришло много публики.
- Люди в Норвегии живут хорошо, любят, чтобы в домах были картины, с удовольствием покупают их, - рассказывает Владимир. - Любят дарить картины друг другу. У них есть государственные галереи и выставочные залы, большое количество частных галерей. В Осло - городе с населением около 460 тысяч человек - я посетил около сорока галерей.
- Чему отдают предпочтение?
- Даже затруднительно сказать. Разные стили, разные техники. Вообще норвежскую публику трудно чем-то удивить. Выставок в столице проходит много и, честно сказать, народ на выставки ходит вяло. Не очень востребовано, я бы сказал, концептуальное искусство, хотя и у него есть свои почитатели. Как правило, художники не имеют возможности долго и кропотливо трудиться над своими произведениями. Они работают преподавателями, дизайнерами. Для сравнения - у меня на серию о Пере Гюнте ушло около четырех лет. Я изучал Ибсена, писал эскизы, долго работал над самими картинами. Видимо, разные потребности, разный жизненный уклад диктуют и отношение к процессу творчества.
- Какие впечатления от поездки вы отнесли бы к необычным?
- Их было достаточно много. Необычна сама Норвегия, красота ее природы, ее люди. В Харстадте довелось общаться с губернским врачом Йенсом Хольмбо. В Государственном музее города организована маленькая экспозиция. На ней представлены портреты его предков - прапрадеда и прапрабабушки. Дело в том, что в период 17-18 веков этот прапрадед управлял Северной Норвегией. Портреты известного в свое время прапрадеда и его жены врач Йенс Хольмбо подарил музею. Затем была создана восковая фигура предка - государственного деятеля, и получилась интересная экспозиция. Норвежцы с большим уважением относятся к своей истории.
- Но и о нас не забывают. В 2005 году вы снова будете у них?
- В планах - серия на темы сказок Норвегии, это будет новая экспозиция.
Норвегия готовится к приезду президента России Владимира Путина, официальный визит которого состоится летом. По случаю этого события в Фолк-музее в Осло будет организована выставка, посвященная развитию всесторонних связей между обеими странами. Также будет представлено изобразительное искусство, в эту экспозицию войдут и работы Владимира Фомина из серии "Пер Гюнт". Выставку откроют король Норвегии и президент России.
|
|