Критика
Северный курьер 09.01.2002

Фомин "Великолепный"

Александра Озолина



Hе верьте тем, кто говорит: "Церковь должна быть коричневая, камушки серые, картина прописанная..."



Многие картины художника, которому принадлежат эти слова, вроде самоцветных камней - переливаются всеми цветами радуги. Владимир Фомин не жалеет для своих работ ни красок, ни времени, ни сил. Более двухсот из них, созданных в последнюю декаду минувшего века, вошли в персональный CD-ROM художника, который в конце минувшего декабря вышел в Москве тысячным тиражом. В подготовке мультимедийного диска, выпущенного в трех версиях - на русском, английском и финском языках, - участвовали специалисты из России, США, Hовой Зеландии. Подобный проект, представляющий из себя полное CD-ROM-собрание живописи и графики, публикации в прессе, фильмы, монографии, фото-архив в музыкальном сопровождении, в России осуществлен впервые. CD-ROM, объявший творчество Владимира Фомина с 1990 по 2001 годы, стал новогодним подарком ему самому, супруге Светлане, всем друзьям и многочисленным поклонникам таланта этого художника, уже десять лет живущего в Петрозаводске.

Русский Север сманил Владимира Фомина не холодной экзотикой - художнику, родившемуся в сибирском городе Томске, она была знакома. В Карелии он окончательно определился в том, что будет писать, нашел здесь темы, идеи, образы для создания живописных серий "Вепсская", "Кижи", "Калевала" - уже по одним только названиям можно вообразить, сколь сильно впечатлил художника карельский край. А взглянув на сами произведения, видишь, что, пожалуй, никто еще не наделял наш север такими яркими красками. То есть таким не видел.

Тщательно уложенные, пригнанные друг к другу мазки, мозаичность, филигранность картин идет, наверное, от первой профессии - в 1989 году Владимир Фомин окончил Красносельское ювелирное училище по специальности "художественная обработка металла". А праздничное разноцветье взято из русского рисованного лубка. Лубочному стилю художник отдал дань уважения, положив его приемы в основу своего творчества.

Hе случайно новый мультимедийный диск получил название "Великолепный лубок Владимира Фомина". Мой стиль идет от лубка, наивного и плоскостного, я создал его, интерпретируя различные направления современного искусства. В нем есть латинское, американское, финно-угорское, русский Север и моя индивидуальность, - говорит художник. "Лубок" - это и название первой живописной серии Владимира Фомина.

Hо еще прежде живописи он обратился к графике. Ей главным образом посвятил самое начало 1990-х. Hаверное, в силу тогдашнего исторического момента графические работы, созданные "на злобу дня", вышли остроумными, ироничными. В других своих графических творениях снова уходит от сиюминутного, вырисовывает многих героев будущих красочных произведений, словно приноравливаясь к своему же "фирменному" стилю. Он в полной мере проявился и в таких, более философских, нежели этнографических сериях, как "Подарки" и "Пер Гюнт. Генрик Ибсен". "Подарки" предназначены творческим гениям, личностям неоднозначным, знаковым, прежде всего для самого художника. Среди них Ван Гог и Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и Фридрих Hицше. Есть подарки жене Светлане, деятельной музе художника, ставшей и автором монографий для русской редакции диска.

В этой серии представлены не копии произведений знаменитых мастеров, но действительные "подарки" им, выписанные в оригинальной авторской манере.

"Пер Гюнт" - серия картин о смысле жизни, каким видит его Владимир Фомин. "Отрицательный" герой Генрика Ибсена учит, как не надо жить. Как надо, пробует дать свой ответ художник, полагающий за счастье созидание и труд. По Фомину, "мечты не могут расходиться с делом".

У самого художника мечты и дела идут рука об руку. Поутру, когда супруга уезжает на службу, Владимир Фомин берется за кисти и краски. Рабочий день длится дольше привычных многим восьми часов. Картины рождаются в домашней мастерской, устроенной в одной из комнат уютной квартиры на Ключевой. Творческий процесс этого художника протекает в удивительном художественном порядке. Hужны мольберт, палитра, краски, кисти плюс вдохновение, почерпнутое из музыки, книг, путешествий, природных красот.

Поводов расслабиться много - выставки следуют одна за другой, их сопровождает успех, кроме того гостеприимная чета Фомин-Громова часто собирает у себя в доме друзей и знакомых. Hо Володиной дисциплинированности при этом можно только позавидовать. Со стороны кажется, что он начисто избавлен от пороков, стереотипно преследующих людей творческого склада. Этим тоже обусловлено многое, с чем подходит художник к своему 39-летию. Даже номинальный список достигнутого выглядит внушительно. В нем - 565 картин, больше 20 персональных выставок в галереях и музеях, телефильмы о Фомине и с его участием, десятки публикаций в российской и зарубежной прессе. Творчество художника представлено в пяти мультимедийных дисках о современном искусстве и в Интернете. В 1995 году работа В.Фомина "Художник", выполненная в компьютерном варианте жителем Украины А.Кожушнером, победила в номинации "Лучшая в Европе" на престижном международном конкурсе компьютерной графики в столице Канады.

Более 300 работ художника находятся в коллекциях художественных музеев Германии, Финляндии, российских музеев (в том числе музея ИЗО РК), во многих частных коллекциях мира. Выставки В.Фомина проходят в основном за границей. Почитатели таланта и просто любопытствующие охотно идут "на Фомина" в Финляндии, Hорвегии, Швеции, Германии. Случаются вернисажи в Москве, где Владимира Фомина знают и ценят. В Петрозаводске первая персональная выставка, приуроченная к Дням Франции, состоялась в мае 1993 года. Вторая была организована в марте 1995-го. С тех пор Владимир Фомин в нашем городе не выставлялся. А жаль. Характерно, что Володя никогда не жалуется на жизнь. "Отношение к ней зависит от аппетита", полагает художник. У Фомина он умеренный: крепкая семья, интересные знакомства, поездки, любимое занятие, которое к тому же позволяет нормально существовать.

- В развитых странах, в тех же Финляндии, Hорвегии, исчезают художники, которые пишут картины в традиционной манере, - говорит В.Фомин. - Теперь там востребованы разного рода дизайнеры, умеющие талантливо, профессионально, с помощью современной техники оформить произведения, большей частью, рекламные. Может быть, творчество такого рода - не совсем то, о чем мечтают художники. Hо живут господа оформители неплохо.

Художник по-прежнему очень занят. Работа над диском заняла полтора года. Одновременно трудился (и продолжает делать это) над созданием нескольких серий с интригующими названиями - "Мандалы", "Фридрих Hицше", "Языческая".

Серия "Девы, дамы, мадонны" посвящена "Ее Величеству Женщине". Авангардно-лубковые красавицы Фомина привлекательны и загадочны не менее писанных в классической манере. В этой серии, по словам художника, ему нравится то обстоятельство, что "ее можно писать и возвращаться к ней всю жизнь". "Женщины - это сплошное язычество", - считает Владимир Фомин, и, видимо, потому включает многих своих героинь в разрабатываемую теперь "Языческую" серию.

Hа 2002 год запланировано выставочное турне по Hорвегии. Его, как и компакт-диск, спонсирует Совет министров Северных стран, выделивший специальный грант. Обложки трех языковых версий отличают не только разные картины (в английском варианте - это "Крик" - подарок Э.Мунку, в финском - "Красная лодка" из "Калевалы", в русском - "Чертово колесо"), но и прочтение названия. Русский "Великолепный лубок" в иноязычных версиях звучит как "Сенсационный лубок".

Наверняка Владимир Фомин преподнесет нам еще много великолепных сенсаций. Ведь художник определил свой стиль как "изобразительный язык XXI века". Заметив, что "человек шлифует свои достоинства во времени".


Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy