Критика
Столица 22.11.2001

Портрет семьи художника

(в дневниках и диалогах)

Снежанна Слепкова



Когда речь заходит о женщинах в жизни художников, в голову приходят классические параллели: Модильяни - Жанна Эбютерн, Дали - Гала, Пикассо - Жаклин Рок, Врубель - Надежда Забела: великие вдохновительницы, подруги, заменявшие подчас матерей, музы, презревшие собственные интересы и разделившие все невзгоды с тем, в ком разглядели негасимую искру божью.

Но через пятьдесят, сто, двести лет всем станут известны новые истории любви и вдохновения, творимые сегодня, сейчас.



ОН: Владимир ФОМИН, художник-ювелир по образованию, живописец, совмещающий в своем творчестве авангард, лубок, фольклорные мотивы, элементы неопримитивизма, сюрреализма и декоративной орнаменталистики. Персональные выставки в музеях и галереях Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии. Более 300 работ художника - в коллекциях художественных галерей США, Финляндии, Швеции, в музеях Финляндии, Германии, России, во многих частных коллекциях мира.

В 1995 г. работа Фомина "Художник", воспроизведенная в компьютерном варианте, победила в номинации "лучшая в Европе" среди семи с половиной тысяч работ, участвовавших в самом престижном конкурсе компьютерной графики в мире COREL WORLD DESIGNE CONTEST, проходившем в Канаде.

Творчество Владимира Фомина представлено на трех лазерных дисках международной компьютерной галереи АРТ-ИНФО (ИТАР-ТАСС), его работы включены в иностранные диски, посвященные современному искусству. В этом году выходит персональный мультимедийный диск, в котором представлены графика и живопись периода 1990-2001гг., монографии, статьи, фильмы о художнике.



ОНА: Светлана ГРОМОВА, по специальности - журналист, окончила Томский Государственный университет. Получила профессиональное образование в Москве и заграницей в области PR. К журналистике и PR имеет отношение двадцать лет: работала корреспондентом и редактором в областных газетах, шесть с половиной лет руководит пресс-службой Управления министерства по налогам и сборам РФ по республике Карелия. Автор незаконченной пока книги о Владимире Фомине, которая так и называется:



ВЛАДИМИР ФОМИН. ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ
(дневник жены гения)

Советские люди

"Этот дом, где Володя родился... Родители - инженеры, долгие годы пытались обменять квартиру. Став пенсионерами, они смирились с тем, что здесь прошла половина их жизни. Другой половиной жизни и вторым по значимости местом был институт, через дорогу от дома, где они когда-то работали.

Их обычный советский образ жизни сформировал в десятилетнем мальчике неприязнь ко всему посредственному. " Я не буду ходить по одной дороге в одно учреждение всю жизнь", - говорил Володя им, всем родственникам и соседям . - " Я не хочу быть рабом"."

- Профессионально вы представляете совершенно несовместимую пару. Как и где довелось познакомиться столь разным людям?

Владимир Фомин: Меня пригласили в квартиру Светланы ее знакомые, у которых был ключ. Мы сидели на кухне, когда она пришла с работы. Вся возмущенная и вся белом. Впоследствии эта квартира вызывала у меня таинственные чувства. В ней дули вселенские ветра, недаром, дом стоял на перепутье трех дорог. Через нее проходил млечный путь моей судьбы.

Светлана Громова: Моя томская квартира была всегда местом встреч знакомых и незнакомых мне студентов, поэтов, художников, журналистов. В тот раз в ней оказались не самые приятные для меня люди и я их выгнала. Все они, обиженные на меня, отправились в Луна-парк. А я за ними. Через несколько часов я обратила внимание на добрые и доверчивые глаза Володи. Мы кружились на каруселях и я еще не знала, что ко мне в дом привели НЕчужого человека.



ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ
(дневник жены гения)

На полях.



"Володя признался мне, что до нашей встречи никогда не сталкивался с "дикарками" вроде меня. Его терпения в браке хватило ровно настолько, чтобы вылечить мой вулканический характер от излишних нервных выбросов, смертельных для меня. Он изменил меня в себя, сделав до максимума терпеливее. Сам он изменился в меня - в целеустремленном художнике проявился деловой человек."

- Что же заставило вашу семью перебраться в Петрозаводск из Сибири?

Владимир Фомин: Я знал, что в Томске не останусь. К этому времени я уже побывал в средней полосе, где обучался мастерству у народных умельцев, серьезно интересовался прикладным искусством финно-угорских народов Севера и Сибири. В Карелию приехал, чтобы писать Русский Север.



ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ
(дневник жены гения)

В Петрозаводск



"Спустя несколько дней после свадьбы мы летели в Петрозаводск, чтобы посмотреть будущее место жительства. Летели в самолете, в котором у большинства пассажиров оказались одинаковые билеты.

Володя - в кабине пилотов, я - в багажном отделении на ведре с мылом.

В Томске Петрозаводск представлялся чем-то вроде Петропавловска-Камчатского. Конечно, и то и другое не юг, но страшно подумать, что Володя мог захотеть поехать еще севернее. Мне ведь было все равно куда ехать с ним."

- Оправдал ли Петрозаводск ваши "культурные" надежды?

Владимир Фомин: 3-4 года я пребывал здесь в какой-то эйфории. Еще в Томске начал работать над эскизами для серии о культах древних вепсов и карел, с которыми был знаком из литературных источников. В первый день пребывания в Петрозаводске, пока холсты, краски шли в контейнере, купил фломастеры и рисовал "вепсских" охотников.

Спустя годы появились серии "Кижи" и "Калевала". Они могли родиться только на карельской земле, как и мои новые серии "Мандалы", "Языческая".



ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ
(дневник жены гения)

В Петрозаводске



"Впервые вслед за Володей я стала безработной. Год мы простояли на учете как официальные тунеядцы, за что нам ежемесячно выплачивали пособие. Большая часть этих нетрудовых доходов уходила на покупку овсяных хлопьев, другая -на мойву.

Здоровый образ жизни во всех отношениях благотворно сказался на "переходном" периоде нашей жизни. Голодали как Серафим Саровский, свято веря, что спасаем свои тела и души. Благодаря диете я узнала какие красивые у Володи ноги."

- Каковы профессиональные приоритеты вашей семьи?

Светлана Громова: Вся наша жизнь построена на том, чтобы не мешать карьере друг друга. Но линия отношений, выстраиваемая мной дома, такова: Фомин - гений, интересы его творчества превыше семейных. Правда, недавно зашел разговор о чувствах. Я его спросила: "А что если со мной что-то случится?", Владимир ответил: "Я сразу отравлюсь". Я говорю: "Как же так? Разве для тебя творчество не важнее? Я десять лет живу с художником, чей талант безусловен, сознательно готовлю себя к тому, что я в его жизни - явление вторичное после искусства, а оказывается…

"Нет, - говорит, - зачем мне все без тебя?" Такая постановка вопроса меня не устраивает. Для меня важнее всего в Фомине - художник.

Единственным поводом для разногласий в нашей семье является то, что Фомин, в отличие от меня, не делает зарядку. Не герой, хотя однажды вытащил меня с того света. Мы были на юге, в Адлере, на диком пляже. Я решила поплавать в шторм 3,5 балла, а Фомин подумал, что я пошутила. Отплыла далеко от берега. Вдруг увидела шальную волну - больше 4 метров и в ту же секунду услышала голос Фомина: "Света!!! Ныряй под волну!!!". Он был в полутора метрах от меня. Бросился за мной, умея плавать хуже, чем я. Но нырял он прекрасно, я же ни разу в жизни не ныряла. Изо всех сил, как это бывает с людьми в экстремальных ситуациях, попыталась забраться на гребень. Меня оглушило волной, закрутило так, что я потеряла ориентацию в пространстве, не знала где верх, где низ. Долго не дышала. Без него на берег я бы не вернулась. Но я испугалась за него больше, чем за себя. Нам обоим невероятно повезло - Владимира выбросило через три пляжа. Отдышавшись он сказал, что я сумасшедшая и больше он никогда в жизни не бросится меня спасать. Когда я выходила - без верхней части купальника, - пляж стоя мне аплодировал. В этот день мы узнали, что на соседнем пляже погибло семь человек.



ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ
(дневник жены гения)

"10 лет"



"В первом классе Володю, который уже хорошо умел не только рисовать, но и писать слова левой рукой, заставили пользоваться при написании букв и цифр только правой рукой.

Рисовать левой рукой не запрещали - рисование считалось самым незначительным предметом.

Однажды на уроке класс получил задание изобразить елку акварельными красками. Он нарисовал ее пальцем - забыл дома кисточку. Проделал светотени. Получилось лучше, чем у остальных. Поставили "четыре". "Пятерки" никогда никому не ставили. Из педагогических соображений. Оценки по этому предмету выставлялись группой учителей. По их общему устоявшемуся мнению, никто не мог рисовать лучше всех. Рисование преподавалось до шестого класса.

Ни по одному предмету домашнее задание Володя не делал, смирившись с тем, что "личность" он в школе не понятая, а его учителя - не "тарковские" и не "рублевы".

С родителями, слепо доверявшими преподавателям, понимания не было."

"Десять лет пугали, убеждали, что я человек - конченный, который никогда не станет ни руководителем, ни просто нормальным человеком и за такого дурака ни одна баба не пойдет."

- Владимир, вы вообще-то собирались заводить семью, детей?

Владимир Фомин: Нет, я был намерен заниматься исключительно искусством.

Совмещать семью, быт и творчество невозможно. Сама необходимость зарабатывать на хлеб насущный для семьи отвлекает художника от его предназначения. Семейный художник - это не художник. Чем живет семья?

Машина, дача, бензинчиком заправиться, картошечку выкопать, редисочки надергать, салатик настрогать для гостей - это не творчество. Это работа на желудок. Я сознательно отказался от того, чтобы заводить детей. Большинство великих художников, которые чего-то достигли, были бездетными: Филонов, Сезанн, Мунк. Правда, у Пикассо их было восемь, но исключение лишь подтверждает правило.

Светлана Громова: Я свой материнский долг выполнила - взрослая дочь живет в другом городе. Мы с Володей имеем счастливую возможность жить друг для друга. (Кстати, мой первый муж тоже был художником. К счастью, повезло, я встретила Володю. К счастью - потому что художников - тысячи, а Фомин - один). Нам никогда не скучно друг с другом, мы стараемся быть вместе, не расставаться по возможности. В нашей семье нет проблем, какие бывают в обычных семьях, так как нет чисто "семейных" интересов. У нас иные цели на личностном уровне. Мы не особенно нуждаемся даже в общении с родителями и друзьями. Нам достаточно друг друга. В нашей семье нет никого кроме нас.



ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ
(дневник жены гения)

Сент-Экзюпери



"Меня мучили вопросы: "Почему Экзюпери писал сказку "Маленький принц" в разгар войны в 1942 году? Почему Достоевский писал на каторге?

Я поделилась своими мыслями с В.: "Творчество нельзя откладывать. Ничто не может служить причиной для отклонения от своего Предназначения. Ничто не может служить оправданием для этого. Великие никогда не отрекались от творчества, не оправдывали это бытом, семьей, войной, эмиграцией, государственным строем. Они чувствовали эту формулу сердцем."

- Откуда же такая уверенность, что Фомин - гений?

Светлана Громова: Наверное, у меня есть некий опыт, чутье. И вообще, если это не так, то для чего браться за кисть? Когда я познакомилась с Фоминым, я сказала: "Если ты художник - верь в свое предназначение". Поначалу он мне говорил: "Ты убеждена, что я гений, больше, чем я сам". Теперь он говорит: "Я - гений". И мне это нравится. До того как мы познакомились, он складывал свои картины под кровать два года и некоторых это бы устраивало до сих пор.

Владимир Фомин: У Светланы есть то, что называется "третий глаз". Она подсознательно чувствует истину.



ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ
(дневник жены гения)

Пикассо



"Фомин - один из немногих, для кого расслоение творчества Пикассо очевидно, более того, представляет интерес ученого. Он изучает красоту. На мой взгляд, это дело особой касты людей. Посвятить себя ему может любой и я из их числа. Но дано постичь красоту только творцам. Больше она никому не открывается и не принадлежит.

В красоте Фомин разбирается безошибочно."

- Владимир, вас признают за рубежом, ваши выставки открываются в престижных музеях и галереях, ваши картины есть во многих частных коллекциях мира. А если бы этого ничего не было, достаточно ли вам было лишь самого факта, что вы занимаетесь творчеством?

Владимир Фомин: Нет!!! Мне нужна слава. И желательно всемирная, как у Филонова, Кандинского, Малевича, например. Мне нужно признание: я хочу выставляться в самых престижных музеях и галереях, пусть обо мне пишут самые влиятельные газеты мира. И все это отчасти у меня уже есть.



ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ
(дневник жены гения)

Умные женщины



"Устроили с Володей мини-диспут о женском вопросе в жизни мужчины. По его мнению, все женщины всегда мужчин к чему-то подталкивают. Я решительно уточнила: "Господь Бог дает каждому мужчине на спину пропеллер в виде женщины. С неумной женщиной полет обречен на неудачу, поломку пропеллера, а то и спины. Глупая жена или любовница тычет пальчиком по кругу. Умная - только в единственную, самую большую цель, понимая, что маленькие цели (это еще говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев) превращают человека в ничто, большие - возвышают."

- Кто же в вашей гениальной семье моет посуду?!?

Владимир Фомин: Мою посуду всегда я. С того времени, как мы познакомились. В этом доме вопрос о посуде вообще не поднимается. Как и обо всем остальном. Я работаю дома, поэтому все домашние дела - посуда, обеды, мусор - с понедельника по пятницу на мне. Светлана готовит по выходным, и это справедливо - потому что она ездит на работу, я же пишу дома, рядом с кухней. К тому же мы оба - вегетарианцы, поэтому еда много времени не занимает.

Светлана Громова: Фомин - человек самодостаточный. Он не нуждается в общении ни с коллегами-художниками, ни с искусствоведами. Вся необходимая ему информация есть в книгах и Интернете. А то, что я пропадаю на работе и живу работой - тоже к лучшему. В нашей семье я отвечаю за внешний мир, а Фомин - за внутренний. Творчество Фомина не питается чем-то извне. Он сам изнутри вырабатывает гормоны радости. Фомину не надо никуда ходить, доказывать, какой он гениальный. Напротив, к нам иногда приезжают домой дипломаты, люди искусства, журналисты. Однажды на автобусе приезжала делегация из американского посольства. "Икарус" стоял под окнами, а у нас люди смотрели картины и слушали лекцию об искусстве "Шампанское со знаменитостью".

Володя-одиночка, сильный человек и настоящий художник.

Владимир Фомин: История искусства знает только одиночек.



ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ
(дневник жены гения)

О нем



"О Володе до Петрозаводска (или до нашего брака?), вернее о его характере можно спеть итальянскую песню примерно на такой манер. В гавани штормит, лодки бьются о камни, о другие лодки, переворачиваются и только одна волшебная лодка, мирно поскрипывая, отдыхает на волнах, словно под ней зеркальная гладь. Мне всегда хотелось в нее залезть, спрятаться на дне, потому что все свои корабли я благополучно топила, а жить хотелось. Моя жизнь заключалась в нем".


Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy