Критика

Cеверный курьер 11.10.2001

Секрет жизни - в творчестве

Николай Исаев



У картин Владимира Фомина надо стоять долго и не просто рассматривать их, но и разгадывать. Разгадывать, наверное, не только нам, но и предстоящим поколениям. Разгадывать секрет их цвета, их смысл.

Потому как я бы назвал Фомина художником философом, возможно художником из будущего. К сожалению на выставках наших вы сейчас его картин не увидите, но если загляните в интернет, то сможете с ними познакомится.

В нашей беседе с Владимиром участвовала его добрая муза Светлана, жена художника. Поэтому возможно и заговорили мы о женском , о материнском .



- Есть такая теория, что в основе художника любого, живописец ли он, писатель, композитор, есть женское начало?

Владимир Фомин: - Любовь и есть, наверное, женское начало. Творчества без любви нет.

Светлана: - Женское начало у художника проявляется в том, что картины - его дети. И тот трепет, та нежность и то тепло, с которыми художник относится к каждому своему ребёнку - каждой своей картине - это не сравнится ни с каким обычным чувством материнства, когда обычная женщина рожает обычного ребёнка. У художника много таких детей и он относится к ним с какой-то космической нежностью, болью и страданием. Взаимоотношения между ним и его картинами гораздо сложнее и более величественнее, мне кажется.

В. Фомин: - Само творчество больше относится к женскому, чем к мужскому началу. Рожаешь картины, размножаешь по миру. Бог - это интеллектуальная сперма, выбрасываемая в мир. Гений оплодотворяет творчество. Без художника нет искусства, как без мужчины нет женщины.

- Если мы говорим, что в любом художнике есть женское начало, почему мы на пальцах можем пересчитать поэтесс великих, вроде Ахматовой, Цветаевой?

В.Фомин: - Чтобы быть творцом, нужно в себя очень сильно верить.

Без веры в свой талант карьера может остановиться. У Матисса, Пикассо, у русских художников - Врубеля, Репина, Сурикова была внутренняя мужская сила. Энергия, которая им говорила, что они с возложенной на них задачей справятся, сделают уникальные вещи. Художник должен натягивать холсты, грунтовать, таскать подрамники до седьмого пота, перевозить картины, организовывать выставки, быть аскетом и стоиком… Это все-таки огромный труд, не подъемный для многих.

Единицы не испугаются идти по этому пути…

- В русском языке большинство стран мира женского рода: Франция, Италия, Финляндия, таже Япония? Почему не Япониян? Вот ведь "Россия", "Русь" -женского рода, а "Отечество" - среднего.

В.Фомин: - Такой язык у русских: Япония - красиво звучит и кончается на "я", потому, что буква "я" существует. Япониян … Если любую мою картину написать как угодно, это будет уже фантазия воспалённого мозга. А что такое истина? Она и есть жизнь, которая может быть хреновой, кривой, косой, т.е. не правильной в нашем понимании. Человек - сумасшедший идеалист, думает жизнь не должна быть уродливой.

Нет, мы не умнее Бога. Самое интересное, что мы хотим не истину, не жизнь, а иллюзию. Есть жизнь, созданная Богом или есть фантазия человека, за которой нет жизни. Жизнь - сама по себе, а фантазия в голове у каждого человека отдельно.

Назвали Японией Японию, так и останется. Тоже самое: почему у нас два глаза, а не четыре?

А что касается России - участь ее уникальна. Мы и в Европе особо ни кому не нужны, и в Азию входим сильным хвостом, и тот не развит. Может быть, Россия как раз и является "ОНО" - переход от Европы к Азии. Что-то такое переходное…Кто такие русские люди? Например, Василий Кандинский. В нем перемешен русский с монголом. Это великий русский художник и никуда не денешься.

- Не удивительно, что из музыки вы предпочитаете китайскую.

В.Фомин: - Китайская культура - одна из самых древних на земле. По времени земному эта нация шла впереди. Современная цивилизация многое взяла у Тибета, Китая, Индии. Отсюда пошло развитие Мира. Или, по крайней мере, это был второй мир. Может быть, Китай был второй мощной цивилизацией после Атлантиды. Отсюда великие, то есть философские поэзия, живопись, музыка, восприятие мира через Творца.

Светлана: - Дмитрий Лихачёв сказал, что древность цивилизаций - это на самом деле всего лишь молодость человечества.

Древнее китайское или египетское искусство, и даже орнаменты, существовавшие в Карелии 2000 лет до нашей эры - отголоски молодости человечества, когда рождалась красота. В китайской музыке присутствует тайна: в ней звуки дождя и шум раскрытия цветка лотоса, в ней всё, что было в древности и дошло до наших времен. Китайская дудочка - всего лишь символ настоящей, вечно молодой музыки.

В.Фомин: - Разница интеллекта в том, что 5 тысяч лет назад человек мог понимать поэзию, общаться с дождем, а сейчас люди как бы слепы для того времени.

- Тогда откуда такая уверенность в будущем той страны, где вы живёте вместе со Светланой. Любовь к России?

В.Фомин: - Я думаю, что сколько существует Россия, столько нам никто никогда не давал развиваться. Нас поджимали то татаро-монголы, то европейцы, то американцы, то мы сами себе мешаем. Сейчас мы очень плохо живём и вроде бы ближайшим поколениям ничего не светит. Но у России будут развязаны руки. Развитию нашей страны станут способствовать другие страны. Европа без ресурсов России не выживет, нужно будет развивать Россию.

Пока наша страна развивается по олигархическому пути: один разбогател, а страна умирает. А в нее нужно вкладывать деньги, чтобы материальное богатство и интеллектуальное множились в совокупности.

Наступит период, когда все человечество будет жить на пике экономического и духовного развития. Будут развиваться наука, искусства, литература. Но для этого тоже нужно, чтобы пришла личность с правильным видением органичного развития мира. Все зависит от личности, а не от человечества.

- Может, России не будет и не нужно ее? А если она нужна, то в чем тогда роль Россия на этом голубом, великолепном, цветущем шарике земном?

В.Фомин: - Примитивная. Россия - самая богатая в материальном плане страна. Европа без ресурсов России не выживет, она будет способствовать развитию нашей страны. И ещё России всегда не везло с царями. Ею нужно научиться управлять грамотно.

- В свое время страничка Карелии в интернет открывалась вашей заставкой. Вокруг новогодней елки плясали зверушки, луна и солнце - картина, похожая на сказку ?

В. Фомин: - Эта картина возникла из детства. Я помню как в детском саду мы, дети, танцевали в новогодние праздники под ёлочкой, нам раздавали подарки. В полумраке входил дед мороз, одетый в красное и с ним была снегурочка. А мы сидели на стульчиках такие маленькие, в штанишках и белых рубашках. Кто-то из нас был наряжен зайчиком, кто-то мишкой… На самом деле детский сад был убогим. Эти праздники остались в моем мозгу как фотографии о самом хорошем, что было в детстве. С возрастом детство воспринимается как чужая жизнь, от него отстраняешься словно это не твоя жизнь, а картина.

У меня в серии "Лубок" много праздников:"Ярмарка", "Колесо обозрения", "К нам приехал цирк", "К нам приплыли пароходы", "Парад авиаторов", "Парад машин". Как правило, нарисован город в низу и в верхней части картины, а в середине композиции происходит какое-то действие вроде театрализованного шоу. Все эти картины тоже взяты из детства. Тогда мне не доставало иллюзий сказок. И сейчас в России не хватает праздников.

Скажем, до революции в России, в начале 20-го века на улицах проходили театрализованные кукольные представления, играли на гармошках, балалайках. Какие народные гуляния были на Масленницу. Посмотрите картины Кустодиева, Маковского, других русских художников того времени… Всё изчезло. Может, я подсознательно входил в тот мир и пытался почувствовать праздник.

- Вы часто задумываетесь о прошлом и будущем. А что бы вы пожелали в этом плане себе?

В.Фомин:- Одного: чтобы у меня было желание много работать. Хочу написать ещё около восьми серий, в каждую из которых войдут по 20-40 картин. Уже есть мысли по этому поводу, наработки, эскизы. Для этого понадобится не менее 12-14 лет.


Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy