Критика
Северный курьер 16.09. 2000

Диалог с вечностью

Заметки о художнике, создавшем свои миры

С.Светличная



( в сокращ. варианте)



Владимир Фомин родился в Сибири, окончил Красносельское ювелирное училище. По образованию - художник-ювелир. Обучался мастерству у народных умельцев средней полосы России. Изучал прикладное творчество финно-угорских народов Сибири и Севера. В Петрозаводске живет и работает с 1992 года.

Раннее творчество Фомина - авангардный лубок.

На Русском Севере художник создал серии: "Вепсская" (посвященная древним культам вепсов и карел), "Кижская" (по мотивам архитектуры острова Кижи), "Калевала" (по карело-финскому эпосу "Калевала").

В настоящее время Фомин заканчивает работу над серией "Пер Гюнт. Генрик Ибсен" и работает над сериями "Фридрих Ницше", "Мандалы", "Северные сказки мира", "Библия".

Творчеству Фомина присуща добрая ирония по поводу устройства мира и человека в нем. Работы его выставлялись в Карелии, Германии, Москве, Финляндии, Норвегии, Швейцарии.

Более 300 работ художника находятся в коллекциях художественных галерей США, Финляндии, Германии, Швеции и других стран, а также в художественных музеях г.Рийхимяки (Финляндия) и г.Тюбингена (Германия), Финском национальном музее охоты, Русском центре науки и культуры в Хельсинки, в российских музеях изобразительных искусств, а также во многих частных коллекциях.

15 сентября во Дворце творчества детей и юношества (Петрозаводск) была выставлена часть картин из новой серии В.Фомина "Пер Гюнт. Генрих Ибсен". Выбор темы оправдан самой натурой художника: в ней есть эстетство и индивидуализм, которые были близки Г.Ибсену и его героям.

Три года Владимир потратил на поиски в книжных лавках, у московских букинистов произведения, которое потом ожило на его полотнах. Один из коллекционеров уступил ему полное собрание сочинений Г.Ибсена 1956 года издания.

Три года прошло от появления на свет первой картины из серии о смысле жизни (определение автора) "Лжепророк" до последней (сороковой по счету) - "Золотой диалог". "Диалогом с вечностью", который Пер Гюнт ведет рядом со Сфинксом, поставлена точка в вечной истории о блудном сыне, написанной художником.

Возможности жанра философско-символистской драмы Г.Ибсена позволили В.Фомину создать серию картин об общечеловеческих страстях и пороках, в которых все образы гиперболичны.

Подчеркивая ничтожную сущность Пера Гюнта изобразительными средствами, он "разоблачает" слабость человеческого духа. В образе Пера, с легкостью меняющего свое обличие на протяжении всей жизни, предстает "толпа" - "пер гюнты", ищущие легких путей к ложным целям.

В картинах "Путешествие на олене", "Сон", "Глядя в небо" Пер Гюнт изображен пылким честолюбцем, увлеченным в поднебесье своими безудержными фантазиями, так пугающими его мать. Фантасмагорический сюжет полета на олене по Ендинскому гребню, в облаках среди чаек, падение в озеро художник написал в романтических (преимущественно в голубых, зеленых и охристых) тонах. В картине, где луна играет с солнцем, а в фиорды вплетены ветки деревьев, зашифрована история о юношеском максимализме. Во все века и времена молодости кажется, что все вершины доступны, стоит только захотеть. Неслучаен конец у сказки, рассказанной Пером Гюнтом матери: он падает в лужу (с его слов, в озеро).

Тролли, которым уподобляется Пер на полотнах Фомина - продолжение "толпы" - жадной, завистливой, враждебной ко всем, кто хоть немного отличается от общего уровня. "Избранная толпа" в работах "Свадебный конь", "Желтый бант", "Жители Рондских скал", "Две ведьмы троллихи", "Доврский дед" и "Старые знакомцы" играет некую виртуальную роль…

По мысли художника, "мы приходим в мир, чтобы вести диалог с вечностью". Это главное, что не состоялось в судьбе Пера Гюнта.


Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy