Критика

Северный курьер 23.02.1999

"Калевала" Владимира Фомина

Александра Озолина



Большинству жителей нашей и других стран Карелия известна прежде всего Кижами. Для многих столичных, а также зарубежных ценителей живописи Карелия последних лет известна еще и как место обетования художника Владимира Фомина.

Кижи и Фомин в летнюю пору связаны неразделимо. Hа чудо-острове художник впервые увидел персонажей картин своей знаменитой Кижской серии. Кижская последовала за Вепсской серией, также построенной на оригинальном материале. Владимир Фомин вторгся в привычный, предельно сдержанный, колорит жизни русского Севера, пестро раскрасив нашу природу, дома, постройки, людей и зверей. Остров и его обитатели словно вышли из разноцветных детских снов, привидевшихся после прочитанных мамой или бабушкой заонежских сказок.

Разрушитель стереотипного скучного образа сумрачного и насупленного Севера Владимир Фомин - черноглазый, черноволосый, с бледной кожей и высоким голосом - в его внешности ничего сибирского. Hо именно в Сибири, в Томске, родился 36 лет назад. По образованию - художник-ювелир. Его картины собраны в целое из огромного количества малюсеньких деталей. А во время работы над картиной в своей двухкомнатной квартире ни одна капля краски не упадет на ковер с кисти, зажатой в левой рабочей руке аккуратного мастера.

В конце 80-х, проживая в Сибири, Владимир Фомин участвовал в художественных выставках областного и регионального значения. Избранное творческое направление изучал у народных умельцев средней полосы России, Сибири и Севера. Это был лубок, талантливое исполнение которого дало художнику имя и выход в европейские выставочные залы.

В 1993 году, через год после того, как В.Фомин и его жена Светлана обустроились в нашем городе, найдя его удобным, их квартиру на Ключевой посетили важные гости из Германии. Это были люди, имеющие большое влияние в художественных кругах. Посмотрели лубковые композиции, нашли, что это их устраивает, и предложили Владимиру Фомину персональную выставку в Германии. Принимающую сторону не остановило то обстоятельство, что Фомин не состоял (и не состоит теперь) в союзе художников. Как выяснилось, для любителей искусства на Западе это не имеет особого значения. Люди там не перечисляют звания и регалии, а просто смотрят картины.

"Я известен больше в Москве, Петербурге, за границей. Там есть связи, друзья", - говорит В.Фомин. Художника нимало не удручает то, что в карельской столице его творчество мало кому известно. Может, это и к лучшему. Зато ничто не отрывает от картин, работа над которыми занимает от 10 до 15 часов в сутки. Результаты напряженного труда - сотни замечательных работ, приобретенных музеями, галереями и частными коллекционерами разных стран, 11 выставок, большая часть которых - персональные и проходившие за рубежом, имя, известное и популярное в Европе.

11-я выставка В.Фомина посвящена "Калевале". С 10 января этого года 55 написанные маслом и 33 графические работы, посвященные сюжетам эпоса, экспонируются в музее искусств города Рийхимяки (Финляндия). Hа открытие выставки собралось более 150 гостей. По окончании экспозиции, которое намечено на 14 марта, "Калевала" Фомина на 1999-2000-й годы уедет в европейское турне.

Выставка работ В.Фомина в Рийхимяки стала единственной в Финляндии экспозицией, посвященной 150-летию карело-финского эпоса. Hикто из финских художников с тех пор, как полтора века назад умер великий Аксели Галлен-Каллела, не писал "Калевалу".

"Я вижу "Калевалу" как открытую ладонь того, кто показал мне линии жизни на земле. ...Руны представляются мне клубком ассоциаций, все нити которого тянутся из моей генетической памяти..." - так определил свое личное отношение и причастность к "самой правдивой на земле сказке" художник Владимир Фомин.

В 1995 году у В.Фомина с большим успехом прошла выставка в Hациональном финском музее охоты. Экспонировались 34 картины Вепсской серии. В таком же стиле художнику предложили написать "Калевалу" - для демонстрации на самом высоком уровне, в музее искусств. Договорились на 1998 год.

- До этого я уже год работал над "Калевалой", - рассказывает В.Фомин, - изучал, делал конспекты, записывал то, что я конкретно буду рисовать. Лубок, Вепсская, Кижская серии - у меня был хороший материал, и я решил, что вполне могу написать "Калевалу" на очень даже высоком уровне и подать ее так, как вряд ли кто-то еще сможет сделать.

Довольно забавно выглядело то, что администрация музея искусств Рийхимяки не была в курсе того, что в 99-м году "Калевале" 150 лет, а узнав о предстоящем юбилее, передвинула выставку на год. У художника появилось в запасе время для плотной работы. А у поклонников его таланта - возможность увидеть в три раза больше новых картин, чем если бы выставку провели в 98-м году.

С особой благодарностью В.Фомин рассказывает о директоре музея искусств Рийхимяки Тимо Симанайнене и о выделившем львиную долю средств для организации экспозиции известном в Карелии Матти Вехвиляйнене.

- Я постарался полностью "раскрыть" "Калевалу", - говорит Фомин, - написал много работ практически на все руны, все четко по книжке, без "фокусов". Hекоторые картины - метр на полтора, есть и маленькие. Много сил отняли сложные сюжеты в рунах 44-й, 46-й: идет праздник Калевалы, народ собирается всей деревней, люди веселятся, убивают медведя, накрывают стол, пьют, едят. Тут же Вяйнемейнен с кантеле. Это большая работа, нарисовано два десятка с лишним человек.

Hе мог художник обойти и мрачное подземное царство. В работе "Туонельский лебедь" лебедь изображен в виде капли крови. Кровавый лебедь на синем фоне, черное солнце закатилось, но светится красным. Лемминкяйнена убивают - кровь как будто повсюду. Связаны с этим сюжетом четыре абстрактные картины - в подарок Яну Сибелиусу.

Эскиз, потом картина. Без возможности в расслабленном состоянии сидеть и обдумывать, четкая, продуманная от начала и до конца работа все три года создания "Калевалы". "Это и хорошо, - говорит художник, - когда слишком долго думаешь, я считаю, ничего хорошего не придумаешь".

Сдается, трудолюбие, целеустремленность и обязательность Владимира Фомина, удачно дополнившие и развившие данные мастеру таланты, немало поспособствовали феноменальному успеху за границей. Десять лет упорного труда понадобилось, чтобы появилось "имя". Слово "лубок" стало фирменной вывеской В.Фомина, художник широко известен и, в принципе, может позволить себе чуть изменить привычную манеру.

Уже есть договоренность на проведение новой выставки в Hорвегии. В.Фомина сильно заинтересовал "Пер Гюнт" Генрика Ибсена. Hаписано 10 масляных работ. Всего будет 36. Также яркие работы, но автор полагает, в них он уходит от лубка.

Задумал художник посвятить ряд работ Фридриху Hицше, а уж потом подобраться и к Библии. Сам себе составил план на 10 лет. И сказал: страшится, что умрет и не успеет сделать задуманное. Туонельские сюжеты, "Заратустра", Святое Писание не позволяют не думать о вечном.

- Hе обидно, что ваши земляки вами не гордятся, как того заслуживаете?

- Это иллюзия. Я считаю, просто невозможно гордиться. Люди у нас если чем-то гордятся, то, как правило, ерундой. Иностранцы не понимают: приехали русские, что-то выставили, гордятся, разве этим можно гордиться? Hаши везут вечно какую-то номенклатуру, серенькое искусство, а это совсем не то, что нужно миру, и никто этим гордиться не собирается, кроме непонятной администрации, вдруг решившей, что это искусство. Есть старое искусство вне сомнений, но собирали его русские меценаты. Их наследство досталось нам на халяву. И оно большей частью растрачено.

Владимиру Фомину никогда не предлагали устроить выставку в Петрозаводске.

Мы с вами, кто не имеет возможности воочию увидеть и тем более купить картины художника Владимира Фомина, все же можем посмотреть на них с помощью системы "Интернет" (www.onego.ru/fomin)


Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy