Критика

Петрозаводск 12.12.1997

"Создавая праздник"

Светлана Громова



80 - летие со дня независимости Финляндии, отмечающееся в декабре этого года, стало событием и для нашей республики. Своими корнями финская культура уходит в глубь истории народа, обычаи и верования, которого воплотил в своём бессмертном произведении Элиас Лённрот - создатель национального эпоса "Калевала". Руны, собранные им на карельской земле ещё в ХIХ веке, вдохновляют и поныне мастеров творчества. Серия "Калевала" художника Владимира Фомина, над которой он работает уже два года, представлена в графике и живописи. В 70 работах, выполненных в необычной манере примитивиста, присутствуют эпическая поэтичность, мифологический язык образов, без чего немыслим древний мир финнов.

Тема сотворения мира легла в основу "Чудесного превращения". Упрощённый пересказ о том, как дочь воздуха Ильматар, уставшая жить в одиночестве, взывала к верховному богу Укко и тот послал ей навстречу утку, из чьих яиц материализовались земля, солнце, месяц, звёзды.., врят ли удовлетворит интерес к космической легенде.

Понимание картины приходит через понимание затерянных в далёком прошлом представлений о помощи богов, силах земли, духах природы. Однако вера в то, что человек есть неотъемлемая часть Вселенной, которой одухотворены идеи, воплощённые художником, движет миром и по сию пору. Приходили и приходят к нам пророки, каким был герой "Калевалы" Вяйнямёйнен. Возвращение на круги своя его шаманской души запечатлено в работах "Красная лодка" (Вяйнё едет свататься) и "Плачущий старик"(он узнаёт о смерти любимой).

Не случайно в творчестве Владимира Фомина, как в сказках всего мира, акценты расставлены на чуде, волшебстве, превращении, вращении… Если в "Чудесном превращении" появляется космос благодаря чудесному вращении… Если в "Чудесном превращении" появляется космос благодаря чудесному вращению, волшебной энергии, пронизывающей всё живое, то сотворённый из воды земной человек - его "Плачущий Вяйнямёйнен" - словно обратился в камень.

Особая выразительность образа достигается благодаря декоративным изыскам стиля Фомина, идущего от лубка. Оптимистическое начало примитивизма берёт верх при стилизации образа другого Вяйне, того, кто в трудные для соплеменников времена выступал в их защиту перед богами, и всё возвращалось на места.

В искусстве пророков нет. Но в его природе, как и в человеческой, - созидательное и разрушительное. Символично единство противоположностей в картине "Мой возлюбленный ты, Отсо", повествующей о борьбе Вяйне с медведем. Апофеозом темы сложной гармонии с миром стал "Праздник в Калевале". Древний обычай жертвоприношения - благодарение богов и их жертв продолжается на непостижимом витке жизни, которая сама по себе есть всё - природа, любовь, счастье…

Счастье художник в "Рождении сампо" определяет как созидание, труд. В картине "За сампо в Сариолу" герои Калевалы отправляются за счастием в одной лодке. Каждый мечтает о своём счастье, но поиски его приводят к единению людей.

"Мы все плывём в одной лодке, - говорит художник, - и самое интересное, что "Пути не убывает".


Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy