Критика
Культура 15-21.07.1999 (Москва)

"Калевала" - земля обетованная

Карельские сюжеты Владимира Фомина

Леонид Лернер



Владимир лежал на карельской траве и смотрел в небо, где плыли облака. То были "Облака детства". Так он когда-то назвал одну из своих картин, в небе которой плыли барашки, лисички, волчата…

Эта Земля однажды приснилась ему , и вся горела такими яркими красками, каких просто нет в природе. Но потрясенный Фомин раз и навсегда поверил в эти краски. С тех пор, сам того не подозревая, искал - где они "живут". Так вот и пришел на Север, где когда-то родилась "Калевала", и, окунувшись в руны древнего эпоса, понял: вот она - его земля обетованная.

…Я встретился с Владимиром Фоминым в Петрозаводске на его выставке. Гости из Финляндии, Швеции, Норвегии, завороженные калевальскими красками художника, приобрели с десяток его картин. Французский знаток живописи Мишель Таран говорил мне: "Не верится, что эти вещи написал современный художник. Может, он - ясновидящий?"

Я понимал Мишеля. В самом деле, от вепсов - древнего племени, жившего когда-то на здешних реках и озёрах (нынче их осталось не более трёх-пяти тысяч), не сохранилось никаких красочных изображений. Кроме так называемой "ювелирки"-амулетов с изображением сердца и позвоночника священных животных, найденных археологами в могильных курганах. Что касается прошлого карело-финнов, то о них повествует лишь "Калевала", собранная финским учёным Элиасом Лёнротом полторасто лет назад. Однако после титанического труда Лёнрота не нашлось художника - ни среди финнов и карелов, ни среди русских, много лет живущих на этой земле,- кто бы попытался изучив этот народный эпос, воспеть его в красках. И вот появляется человек (живущий отсюда за тысячу вёрст!), который входит в "Калевалу" , как в родной дом. И, выучив наизусть десяток рун, за какие-то пять лет воссоздаёт в ярчайших картинах целый мир ушедшего в прошлое народа.

В людях

- Наверное, мои гены сродни древним,- размышляет Владимир.- В седьмом классе, случайно побывав в церкви, вдруг стал писать иконы. Отец, убеждённый атеист, был потрясён. Все мои иконы выглядели по-разному, но все были об одном: как Георгий Победоносец убивает Змия…

Явная "несовременность" Фомина, человека и художника, проявившаяся ещё в мальчике, который подсознательно (убивая змия!) боролся со злом, и дальше толкала его на странные поступки. Так, закончив школу, Владимир ушёл "в люди". Бродил по Сибири, Уралу, Поволжью. А затем устремился в Среднюю Россию, в изначальную Русь. На Ярославщине и Костромщине плотничал в деревнях, работал в монастырях с реставраторами. В одном костромском селе увидел картины деревенского кудесника Ефима Честнякова, влюбился в его "ярмарки", "игрища", "праздники". Буйные краски Ефима напомнили Фомину те, что он видел в своём вещем сне.

Решив пожить на земле Честнякова, поступил в Красносельское ювелирное училище под Костромой. Здесь увлёкся русским лубком, создав свою "Ярмарку". То был уже не просто лубок, но лубок Фомина, засиявший всеми цветами радуги. Думал ли тогда сам Фомин, что не иначе как судьба привела его к Ефиму Честнякову, а затем и в Красное село.

Всё, что он тут узнал, пережил, чему научился,- стало залогом предстоящего освоения "Калевалы": знания ювелира помогут ему расшифровать загадки вепской "ювелирки"; первозданность лубка, его фантастическая орнаментальность дадут ключ к образам и орнаментам, скрытым в калевальских рунах.

- Человек, едва родившись, выдохнул из себя орнамент,- говорит Фомин.- Это первый язык, на котором заговорил художник. Читая руны "Калевалы" , я нахожу в этих поэтических строках всевозможные орнаменты. Теперь я знаю, что всегда хотел заниматься наукой в искусстве, а не просто картинки рисовать.- Так ты художник-учёный? - Я художник. Но и географ, и топограф, и этнограф…..

Сотворение мира

Приехав в Петрозаводск, Владимир Фомин в первый же год исходил всю Карелию, жил с вепсами в глухих деревушках Рыбрека и Шёлтозеро, знакомясь с их обычаями и традициями. Пользуясь найденными в могильных курганах амулетами, украшениями, написал серию картин из жизни древних вепсов. Под его кистью в урагане красок оживали культовые "Медведи", "Кабаны", "Утки", "Лисицы"…

-У вепсов Заонежья,- рассказывает художник,-священным животным был олень, который оберегал деревню от волков. Утку считали символом Ночного Солнца. Коня- символом Дневного Солнца. А вот первые человеческие образы явились ко мне уже из "Калевалы".

- До приезда в Карелию ты знал о здешнем эпосе?

- Нет, даже не подозревал. Но, открыв "Калевалу", уже не мог от неё оторваться. Первая же руна- о сотворении Вселенной - захватила моё воображение. В бесконечном пространстве летает Дева Ильматар - дочь Воздуха. Устав от одиночества в воздушной стране, она спускается в море и становится матерью воды. Подобно ей, и одинокая Утка ищет место, что бы свить гнездо. Этим местом станет колено Ильматар, поднятое ею из воды. Утка откладывает яйца. Колену Ильматар горячо от тепла яиц, она убирает ногу, яички падают, разбиваются, и "…Из яйца, из нижней части, вышла Мать-Земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный; из желтка, из верхней части, солнце светлое явилось; из белка, из верхней части, ясный месяц появился". По этой руне я написал свою первую картину из серии "Калевала" - "Чудесное превращение".

"Калевала" Фомина из более чем сотни картин даёт возможность как наяву увидеть солнечную деревню Калевалу и мрачное обиталище злых духов Похьелу; героев "Калевалы" - людей и зверей, говорящих на одном языке; остров Любви, где древний карело - финский "Дон Жуан" Лемминкяйнен соблазнил сотни девушек и женщин, за что мужчины решают его убить… И отправиться в Красной Лодке, ведомой прекрасным Оленем, с охотником Вяйнямёйненым, медведем Отсо, Уткой, Зайцем и Лисицей к старухе Лоухи (карельской Бабе Яге), что бы вернуть украденное ею Сампо (счастье).

В этом, юбилейном году "Калевалы" (в дни 150- летия её выхода в свет) русский художник Владимир Фомин отправится в выставочное турне по Скандинавии.

Его уникальный труд замечен и в самых крупных наших музеях. Уже ведутся переговоры о приобретении его картин Русским музеем и Третьяковской галереей. Нью- йорский информационный банк современного изобразительного искусства ввёл имя Фомина в число русских художников хх века. Вероятно, после того, как из Национального центра искусств в Оттаве пришло сообщение: на специальном конкурсе картина Владимира Фомина "Художник", переведённая на язык компьютерной графики, объявлена "лучшей в Европе".

Я помню эту картину. Подобный своим храбрым, но доверчивым героям "Калевалы", художник Фомин въезжает в наш жестокий и коварный мир на детских колёсиках -маленький волшебник с кисточкой в руке. Над ним плывут облака. И, как в его калевальских картинах, сияют над миром одновременно - и Солнце, и Луна.


Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy