Критика

Северный курьер 29.05.1996

Разноцветные Кижи

Елена Полуйко



На мольберте были "Глаза", а вся квартира представляла экспозицию из тринадцати работ. Эти работы пока нигде не выставлялись и составляют серию "Кижи" с названием одной из них "Окно в русский Север". Мелодия Кижей, её вселенские аккорды звучали в душе художника с юности.

Тогда, когда он писал Кижи, не видя их, в Томске, по наброскам брата - архитектора, побывавшего на чудном острове. Позднее, когда он рассматривал книгу с этюдами по Карелии московского художника. Всё случилось, как в его снах, когда эти картины оживали. Он оказался в деревянном доме на берегу Онежского озера в Кижах. Перед ним стоял этюдник. Он писал…церковь. Но, как говорится, всему своё время. Пришло время, чтобы карандашные зарисовки, а затем и графика Кижей стали в его картинах музыкой красок, симфонией неповторимого образа. Разноцветных Кижей. А что было в этом промежутке между Кижами и … Кижами?

Сначала был "Волшебник". Так назвал Владимир свой автопортрет, с которого смотрел смешной "пёстрый" человечек с асимметрично расставленными глазами, внутренний мир которого под фалдами фрака открыто представлен зрителю в виде красочного символичного орнамента. Эта картина вместе с компьютерщиком с Украины Александром Кожушнером вошла в широкий мир искусства через Канаду. В столице этой страны Оттаве ежегодно проходит престижный международный конкурс компьютерной графики.

В образе "Художника", того же самого "Волшебника", но в компьютерном варианте, картина стала "Лучшей в Европе", получила Гран-при (претендентов было более семи тысяч из разных стран). Вначале Владимир получил медаль, диплом и лазерный диск с работами конкурса из Канады. А совсем недавно, в первые майские дни, из Канады "прилетел" альбом-каталог с приложенным к нему диском с лучшими работами. В альбоме - имя Фомина. Так что смешной человечек "Волшебник"- "Художник" стал путешествовать по странам и континентам.

"Волшебник" и стал как бы талисманом дальнейшего творчества художника и привел его к истокам "разноцветных Кижей", к первому их кругу, которым стала "Вепсская серия".

Это сорок пять работ о культовых животных древних предков карел и вепсов. Их ждала персональная выставка работ Владимира Фомина в Финском национальном музее охоты (Рийхимяки, Финляндия) в октябре - декабре 1995 года, а в январе прошла вторая персональная выставка произведений Владимира в Русском центре науки и культуры (Хельсинки). Работы "Вепсской серии", за исключением девяти, "уехавших" в Германию и Америку (США), остались в Финляндии. Рождённые в Карелии (художник три года работал над ними) картины стали жить в соседней дружественной стране. Фильм о выставке, прошедший по телевидению Финляндии, в виде записи на видеокассете остался у Владимира на память, как и газеты с рецензиями.

Интересно, что последняя работа "Вепсской серии" - "Церковь Воскрешения Лазаря" стала первой в "Кижской серии" и повела по второму кругу в творческом осмыслении этого материала. Не случайно она давалась художнику непросто. Холст казался "неприкасаемым", то и дело Владимир откладывал кисть, писал другое, чтобы снова возвратиться к "Церкви". Он писал картину дважды. Первой работе суждено было оказаться в Бремене (Германия), второй в Хельсинки. С этой работы стало меняться пространство последующих картин.

Одна из работ называется "Русская симметрия". Если смотреть на картину на некотором расстоянии от неё, то в фокус глаза попадает как бы большая радужная снежинка, в своей правильной космической симметрии шестиугольника. В её "окно" просвечивает озеро, как спиральная галактика, с треугольниками островов, пароходиками, причалами, домами, церквами по кругу берегов, с мельницей, словно вращающей солнце, поклонный столб. Всматриваясь в картину дальше, можно увидеть ещё один символ - крест, участвующий в круговороте жизни, соединяющим материальное и духовное.

Живёт в Петрозаводске почти пять лет, отшельником. Время отдаёт мольберту, кисточке, краскам, мыслям. Впечатления жизни вносит в это внутреннее пространство жена Светлана. Она всегда рядом с ним в виде жёлтой "Розы". Так обозначил Владимир её портрет. Такой он видит свою подругу - как женщину-цветок. Всегда с ним - классическая музыка, репродукции произведений любимых им Петрова-Водкина, Шагала, Кандинского, Филонова и конечно, Мунка, впечатлениями о жизни которого обогатила Финляндия (здесь он был на открытии своих персональных выставок, почти месяц работал). Дача Галлен-Каллелы, иллюстрировавшего в своё время "Калевалу" и предоставившего этот дом для друга из Норвегии Эдварда Мунка, хранила не только работы любимого художника, но и предметы, с которыми он "общался" повседневно, его дух. Теперь в постоянной экспозиции современного искусства в музее изобразительных искусств в Рийхимяки (Финляндия) рядом с картинами Пабло Пикассо, Хоана Миро есть и его "Паровоз".

Говорят, каков ты изнутри, таким и разворачивается мир вокруг. Внутренний мир "Волшебника" расширяется, превращаясь в развёрнутые, яркие по краскам картины, включая новые темы, сюжеты, образы.




Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy