http:www.russia.no/rb
Соотечественник
2005-2006
T. Tadahle
Обратная сторона Планеты Норвегия
«Соотечественник» продолжает знакомить поклонников современного искусства с российским художником Владимиром Фоминым.
С 10 января по 26 февраля 2006 на его персональной выставке в одном из престижных музеев искусств штата Флориды,
США среди других его работ будут экспонироваться картины из серий «Пер Гюнт. Г.Ибсен» и «Сказки Скандинавии».
- Владимир, в ноябре в Карелии при поддержке Генерального консульства Королевства Норвегии в Санкт-Петербурге прошли Норвежские дни
культуры Норвегии, посвященные 100-летию Независимости Норвегии и 100-летию установления дипломатических отношений с Россией. Ваши впечатления?
- Я много работаю и не могу позволить себе быть участником всех событий. Но меня пригласили выступить на творческой встрече в
Детской школе искусств и открыть выставку детского рисунка «Жили-были тролли»… Есть такая традиция у наших чиновников - как только
речь заходит о культурных мероприятиях, сразу вспоминают о детях. Не для них устраиваются праздники, а под эти праздники,
отчетности ради, бесплатно пользуют ребятишек. Причем, они не в чем не виноваты, рисуют, поют и танцуют иногда лучше взрослых.
Мне интересно было посмотреть выставку, послушать концерт и поведать о своем творчестве.
Боюсь, меня не часто будут приглашать, потому, что я искренне отвечал на все вопросы. Разве что один раз в сто лет…
- В 2002 г. Ваши картины из серии “Пер Гюнт” с большим успехом экспонировались на персональных выставках в Gallery Nord-Norge
(галерея Северной Норвегии) в г. Харстад и Финско-Норвежском институте культуры в г.Осло.
- Вспоминая эти поездки, снимаю шляпу перед заботливыми устроителями выставок, как норвежцами, так и российским МИДом, гостеприимной публикой.
Галереей Северной Норвегии в Харстаде может гордиться любой город мира. Она прекрасна, светла и значительна. Благодаря теплому и
восторженному приему, уникальному общению в рамках очень насыщенной программы, норвежцы представляются мне дружелюбным и таинственным
народом, любящим свои традиции, историю, фольклор.
Приятно было слышать на выставке, читать в прессе, что впервые выставлялся не просто русский, а художник, хорошо знакомый
с культурным достоянием норвежского народа и преумножающий своим искусством его духовные ценности.
- Считается, что атрибутом портрета современного художника за мольбертом являются аудионаушники – многим нравится писать картины под музыку.
Вы соответствуете этому расхожему мнению?
- Все великие вещи создаются в одиночестве. Музыка помогает войти в гармонию с миром и самим собой, а значит, способствует одиночеству, одухотворяя его.
Когда я работал над серией «Пер Гюнт», чтобы проникнуться восточной тематикой и написать картины на темы Востока по произведениям Г.Ибсена, я слушал арабский джаз. Эта музыка сопровождала меня в путешествии по Египту, когда я повторил путь Пера Гюнта прежде, чем сделать его героем своей серии.
В музыке закодировано настроение, а оно наводит на разные мысли. И музыку я могу слушать в зависимости от настроения. Правда, я человек подготовленный - учился в детской музыкальной школе, пел в хоре и в свое время получил прививку от безвкусицы. Люблю Э.Грига, Я. Сибелиуса, Д.Гершвина, А.Шнитке, арии из опер в исполнении Лучано Паваротти. Могу часами наслаждаться звуками маршей, извлеченных из шотландской волынки и игрой канадской дудочки.
<
- А какая музыка звучала, когда Вы писали «Сказки Скандинавии»?
- У меня большая коллекция норвежской музыки: от Грига до Халворсена, Свендсена и Ханссена… Я гурман в музыке – предпочитаю
интеллектуальные изыски в классической музыке, джаз всех времен и народов, фольклорные вещи.
- Расскажите о серии “Сказки Скандинавии”, с которой норвежский зритель пока не знаком.
- Это более 30 картин о сказках, фольклоре и природе Норвегии. Я написал ее в рамках проекта “Сказки Севера”, который предполагает
создание картин не только по мотивам сказок Норвегии, но и Исландии, Швеции, Финляндии, а также сказок других северных стран.
К сожалению, русский читатель мало знаком с творчеством Асбьёрнсена и Му, поскольку их сказки почти не издаются,
либо издаются таким тиражом, что их не найти в книжных магазинах и даже библиотеках. Мы все - обитатели потребительского мира,
в котором легко забыть о душе. А ведь душа народа живет в его сказках. Моей заветной мечтой остается издание сказок Норвегии
с моими иллюстрациями, в которых запечатлены фантастические персонажи, порожденные нереально прекрасной природой края, богатой фантазией
и чувством юмора нации, которые фольклорно близки мне.
- Раскройте секрет – как удается вовлечь зрителя в игру, например, под названием «Сказки Севера». Они создавались для норвежской публики,
а сейчас выставляются в Торговом представительстве России в Хельсинки, в Финляндии и в Albin Polasek Museum and Sculpture Gardens
- в одном из лучших музеев Флориды, США?
- Нельзя нарисовать в одной картине всю сказку. Но, можно, учитывая географию страны, колорит красок во все времена года,
национальные традиции, место и время действия сказки, отобразить характер истории, ключевые моменты, насыщенные образами.
Например, «На восток от солнца, на запад от луны» – половина картины в оранжевых тонах. Половина – в зеленом колорите.
Подчеркнуто само название картины (западная сторона – лунная, восточная – солнечная). Я восхищен многими сказками,
но мой критерий выбора – в сказке должно присутствовать место, которое можно композиционно красиво, необыденно подать…
Моя сверхзадача – вернуть людей в реальный волшебный мир.
|
|