Критика

г. "Волшебник", 01.09.1994 г.
"Владимир Фомин: Это называлось "шампанское со знаменитостью"
Михаил Скрипкин



Карьера - путь к успеху - сближает устремления очень разных людей: политика, коммерсанта, художника…Служит созидательным началом и яблоком раздора, сюжетом для романа или поводом для сплетни. "Я - поэт. Этим и интересен, - сказал когда-то Маяковский.

Не удивляйтесь, что герой нашего сегодняшнего интервью - не коммерсант и не государственный деятель. Владимир ФОМИН - художник. Добавлю: необычный и талантливый художник. Пишет лубок. Живёт в Петрозаводске уже два года. Возможно, Вы ничего о нём не слышали, но более 200 его работ уже находятся в частных коллекциях в США, Англии, Германии, Франции, Португалии, Норвегии, Финляндии, Аргентине. Он умеет добиваться своего, и для меня то, что за последние два года он приобрёл довольно неплохую известность на Западе, вполне объяснимо.

Его ждут новые выставки, поездки, и, вероятно, скоро за его карьерой будут с интересом следить и здесь в Карелии. Собственно говоря, можете начинать следить прямо с этого материала.

Беседа была записана в августе на острове Кижи.

- Володя, давай начнём с того, как ты родился, вырос, и как, словами Хармса, "проявились первые черты твоей гениальности"?

- Я родился в 1963 году, в день крещения Христа, в Томске.

В детстве любил рисовать и особенно - лепить из пластилина. В саду мы с друзьями всё время лепили каких-нибудь животных - черепашек, коней…

Я уже тогда вносил какие-то орнаменты в фигурки животных и выделялся из компании тем, что лепил и рисовал лучше других. Но о том, что могу стать художником, ещё много лет и не помышлял: мне казалось, что художниками рождаются сразу - с самого начала уже делаешь как Суриков, или как Репин, не хуже. Я не думал, что для этого нужно сначала хотя бы окончить художественное училище.

В детстве я считал, что буду волшебником. Может быть, потому что хотел всех удивлять. Если мой друг подходил ко мне расстроенный и жаловался, что дома что-нибудь потерял, я говорил ему: "Не расстраивайся, вот увидишь: ты придёшь домой и эта вещь будет стоять на столе!". И он забывал про свою неприятность, а потом ему казалось, что всё получилось так, как я сказал. И драться мне почти не приходилось: я мог припугнуть обидчика - дескать, у тебя сейчас хвост отвалится, или ещё что-нибудь.

…Позже, уже в классе седьмом, пытался писать иконы. По поводу моего усердия тогда возмущался папа, убеждённый коммунист, инженер оборонного завода. Все мои иконы выглядели по-разному, а назывались одинаково: "Георгий Победоносец убивает змия".

Вероятно, тогда во мне проявилась наследственность. Прабабушка и прадедушка по линии отца писали когда-то в Киеве иконы, а впервые годы Советской власти были высланы в Сибирь.

В школе я всегда оформлял стенгазету… В общем, "отклонений" не было.

- Где ты учился рисовать?

- В вечерней платной художественной школе. Посещал "тройную порцию" занятий у художников Н.Белянова и Т.Гудзенко (теперь они оба - известные московские художники). А потом я мотался, чуть ли не по всей стране. Бродяжничал по церквям монастырям Золотого кольца, нанимался в подмастерья к реставраторам и узнавал различные школы иконописи: Новгородская школа - северная, краски сдержанные; Ярославская школа - более яркая, эффектная, пережившая расцвет в XVII - веке, когда Иван Грозный хотел сделать столицу Руси в Ярославле; Московская школа …

- А к какой школе относятся иконы с острова Кижи?

- Ближе к Новгородской, в основном. Меня интересовали особенности, связанные с географией и характером местного населения. На Урале я впервые познакомился с лубковой росписью интерьеров жилищ сельских жителей Прикамья и Сибирского Зауралья. Очень много путешествовал по Средней полосе России. Иногда зарабатывал на хлеб, расписывая наличники на окнах изб и ворота. Под Костромой познакомился с искусством Ефима Честнякова, мастера самоучки.

Практически всё своё наследие он оставил землякам. В картинах Честнякова тоже есть что-то от лубка. И я хотел, чтобы моё искусство было настолько же необычным, чтобы среди сотен картин разных художников мои можно было узнать без труда.

В двадцать четыре года, я поступил в художественное училище в Красном селе под Костромой. Это училище готовит ювелиров и даёт хорошее, сродни академическому, образование. Там я усердно занимался, даже не ездил на каникулы домой.

И на втором курсе впервые выставил свои картины на художественную областную выставку. Одна из этих трёх работ называлась "Ярмарка" и была сделана в лубке.

Когда у меня спросили, где я это "содрал", объяснил, что придумал это сам. Мне не поверили, и вот тут я понял, что, кажется, сделал что-то крутое. И решил развить это направление в своём творчестве.

Сколько раз вечером, возвращаясь из училища, домой, в хату с печкой, в которой жил, я просил у Бога, чтобы он просто дал мне возможность создать что-то уникальное. И однажды мне приснился сон, будто я нахожусь на своей персональной выставке, которая почему-то проходит в спортзале моей школы в Томске. Хожу по ней один и ничего не могу понять: картины горят жёлтыми, красными, зелёными красками, такими яркими, каких просто нет в природе. Я был поражён: неужели я так буду писать? Ведь учили меня совсем другому - топить краски, придавать трёхмерность пространству…Словом, я решил возродить лубок, когда-то популярный в России, а теперь давно забытый.

И сон сбылся. Я уже делал персональные выставки. Правда, не в школьном спортзале, как снилось, Всё было гораздо круче. Я пишу сегодня достаточно яркие картины, пренебрегая законами, которым меня учили, переступая через разнообразные "нельзя".

- Что же было после училища?

- Был Томск, комнатушка с печкой и широкой кроватью, и два года замкнутой жизни. Я только писал картины и складывал их под кровать - до лучших времён. Выходил на свет божий очень редко, чтобы продать в какую-ни будь баню или больницу натюрморт и закупить очередную партию продуктов. За эти два года почти никто, кроме моей будущей жены, тоже томички, в моей мастерской не появлялся.

- Почему вы именно приехали в Петрозаводск?

- Нужно было "пробиваться" на Запад, а из Томска можно было долго махать рукой, пока тебя кто-то там заметит. Художников везде много, а в нашей стране рынка картин практически не существует. Некоторые мои знакомые в Томске просто погибли, покончили с собой. А мы приехали сюда, прямо за границу. Мы и раньше были наслышаны о Карелии, мечтали побывать в Кижах, на Валааме, здесь уже были друзья, отсюда уже отправились в Норвегию мои картины. И ещё привлекала, возможность познакомится с искусством финно-угорских народов. И сделать что-то своё.

- И первое что ты сделал в Карелии…

- Это была серия графических работ, связанная с ювелирными украшениями древних вепсов. Читал всевозможную литературу по вепсам, знакомился с населением вепсских сёл - Рыбреки, Шёлтозера и др. Может быть, люди, живущие в Карелии, в местном фольклоре и древнем искусстве уже ничего интересного не замечают, но я был поражён открывшимися просторами для мозга.

Я до сих пор работаю над серией, изображающей животных, которым покланялись древние вепсы. Для вепсов Заонежья, например, священным животным был олень - существовало поверие, что он оберегает деревню от медведя и волка, и поэтому его не убивали. Утка считалась символом ночного Солнца, а конь - символом дневного Солнца. Это языческие святыни, и поэтому всем нам близки и понятны.

Я считаю, что общество абсолютно не изменилось. Люди поклоняются телевизорам, магнитофонам, деньгам, разным красивым вещам - чему угодно, только не душе и не Богу! Красивые машины, красивая еда… Мы все - язычники по сути своей. Кстати, красивые картины - это тоже язычество.

Все памятники, которые находятся здесь, в Кижах, были созданы в годы христианства. И в каждом из этих памятников - масса следов язычества. В часовне в конце острова есть Иисус Христос, распятый на кресте, и здесь же - все знаки Зодиака, справа Солнце (Ярило!), а слева - Луна. Вот такой винегрет.

Более десяти масляных картин из "вепсской" серии ушли в частные коллекции немцев и французов. Первое телевидение Германии даже сняло о них фильм. Что касается французов, то я дал согласие на публикацию этой серии в одном из видных академических изданий в Париже. По мнению французских учёных, изучающих культуру и языки Финно - угорских народов, это будет сенсация.

- В каком смысле сенсация?

- В вепсской ювелирке существовали так называемые "скелетный" и "рентгеновский" стили, которые мне удалось воспроизвести на моих картинах в образах животных. Вот и выходит, что серия имеет и некоторое научное значение.

- Ты считаешь, что приезд в Карелию себя оправдал?

- Самые интересные картины я написал именно здесь. Здесь раскрылся как художник и сделал реальным для себя то, к чему стремился. В мае 1993 года мои картины экспонировались на выставке в Министерстве внешних связей РК, посвящённой Дням Франции в Петрозаводске. Выставку посетил Генеральный консул Франции в Санкт- Петербурге Роллан Блаттман и атташе по культуре Мишель Таран. Оба приобрели мои картины. Позднее их "примеру" последовали консулы Норвегии и Финляндии…

Осенью 1993 года была моя выставка в Бреннер-Галерее в Германии, по отзывам в прессе, имевшая шумный коммерческий успех. В этом году была презентация передачи моей картины в музей г. Тюбингена. Издательство специализирующееся на выпуске художественной продукции, выпускает сейчас календари и открытки с изображением моих работ. А однажды к нашему дому подъехал "Икарус" с работниками Американского посольства. У них это мероприятие называлось "шампанское со знаменитостью". В Американском посольстве в Москве сейчас около десяти моих картин, в том числе, у господина посла. В декабре там будет моя выставка.

У меня много замыслов, осуществлению которых сейчас помогает фирма "Фолк-Тур" (С.Иванова), а выставки расписаны на полтора года вперёд.

- Чем бы ты объяснил свой успех? Тем, что выбрал свой, ни на что не похожий, стиль?

- Успех приходит толь тогда, когда твои картины нравятся!




Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy