Критика

"Карелия", 13.01.2005
"Владимир Фомин: "Я чувствую игру богов""
Анна Андреева



Художник Владимир Фомин с 1992г. живет и работает в г. Петрозаводске. За это время в музеях и галереях разных странах мира состоялось более 20 его персональных выставок. Только в Финляндии их прошло 8, трижды он выставлялся в Швеции, в Норвегии, Германии и США. Более 350 его работ находятся в частных коллекциях, в художественных галереях и музееях этих стран, а также в 4 русских музеях изобразительных искусств.

О художнике сняты телевизионные фильмы, его творчеству посвящены сотни публикаций в иностранной прессе. Среди призов и грантов, полученных В.Фоминым - специальный приз "Лучшая в Европе и в остальном мире" за картину, представленную на самом престижном конкурсе компьютерной графики, проходившем в 1995г. в Национальном Центре искусств г.Оттава (Канада), а также Грант Совета Министров Северных стран в 2001г.



- Канули в Лету времена, когда модной была фраза: "Поэт в России больше чем поэт". Какая роль, на Ваш взгляд, отводится сегодня в нашем государстве, в обществе творческой личности?

- Когда государство вмешивается в систему ценностей, независимо от него существующих в искусстве, ничего хорошего не происходит.

Современное российское общество никаких задач перед художником не ставит. Какая роль, например, отводится модельерам? Делать красивые тряпки, и все. Творчество - секрет, который остается между личностью и Творцом.

- А как же те, кто выполняет государственные заказы?

- А зачем о них говорить? Малевич и Сервантес к этому не имели отношения. Великую поэзию нельзя сделать на заказ - она есть или нет.

Жил Фридрих Ницше, писал свои труды, но не издавал их на каждом углу. Сейчас его читает весь мир. Картина Эдварда Мунка "Крик" ни на кого в свое время не оказывала влияние, а сейчас по ней сходят с ума коллекционеры, искусствоведы и художники…Я видел ее в Национальном музее Осло за два года до того, как ее украли. Жизнь доказывает одно: художник, создавший интереснейшее, интеллектуальное произведение, отражающее сущность человеческой жизни, входит в историю. "Крик" Мунка, "Джоконду" Леонардо да Винчи, фрески Микеланджело будут знать всегда. А тех, кто отрабатывает заказы, через пятьдесят лет не будет. Они ничего не определяют в мире.

Духовное влияние на развитие человечества им не принадлежит. А оно важнее, чем влияние власть имущих на любое общество.

Сейчас художники России не гонимы. Ими никто не руководит, только они сами. Будет то, что они делают, кому-то нужно или нет - другой вопрос. Задача усложнилась, но она настоящая. Художника не держат за ручку, он может преподносить умные мысли, но сдругой стороны, эти мысли не обязательно кому-то нужны.

- Значит, вас не волнуют разговоры о том, что художникам на Западе уделяется больше внимания, чем в нашей стране. Или выражение: "В своем Отечестве пророков нет" справедливо во все времена и для всех?

- Я даю утвердительный ответ на оба вопроса. В нашей стране есть большая беда по поводу искусства вообще и изобразительного искусства в частности. Музеев современного искусства нет в разных, в том числе крупных городах России. Их создание не входит в приоритеты власти. Так что развитие нам в этом направлении не грозит. Да и нужно ли оно России? Сомневаюсь, хотя может быть, лет через сто общими усилиями всё постепенно образуется.

А пока в России иное: спустя четверть века старые художники умрут, такие же новые не появятся. В то место, где заканчивается халява, толпа не рвется. При советской власти хватало художественные институтов, училищ, которые не нужны. Иллюзии творческой интеллигенция рухнули вместе с механизом, который позволял гладить по головке, направлять, указывая, что хорошо, что плохо. Художник обнажился. Он остро чувствует свою ничтожность, если из себя ничто не представляет. Сейчас рынок регулирует количество художников, а не партия.

- Разве рынок не уничтожает все непримитивное в искусстве?

- Рынок отметает лишнее. Рынок определяет, что картина Бориса Кустодиева, которую недавно купил Роман Абрамович, стоит полтора миллиона долларов. Если известные, богатые люди приобретают картину известного русского художника, то они уравновешивают и ценость, и цену произведения отечественного и иностранного искусства. Тем самым возвышают нацию. Кустодиев не хуже и не лучше Ван Гога, как нельзя сравнивать апельсин и мандарин. Искусство тоже может быть делом вкуса. Можно купить Ван Гога и сжечь его, если не нравится. Поэтому искусства должно быть мало.

- Если вам предложат 100 долларов за картину, это значит, вы столько стоите и не больше?

- Не я, а картина столько стоит. Если завтра купят картину за 10 тысяч долларов, значит, она тоже столько стоит.

Естественно, что современным художникам не платят такие деньги, как старым мастерам. За ними нет всемирной известности, они находятся в процессе формирования и доверие к ним меньше, чем к антиквариату. Игра до конца еще не сыграна. Видно будет потом, а пока на нас ставят, как на лошадей на ипподроме.

Совсем недавно родственники Казимира Малевича получили за его картины, которые хранила одна из галерей, 11 миллионов долларов. За всю свою жизнь Малевич не получил и части той суммы, в которую ныне оценивается один его рисунок (десятки тысяч долларов), не говоря о живописи на миллионы долларов. Но тот, кто вкладывал в него, выиграл. Где-то там, на верху его ставки приняты и оплачены сполна.

- Кстати, почему вокруг "Черного квадрата" нагорожено столько баррикад: одни откровенно высказываются "за", другие - неистово "против"?

- Что касается "Черного квадрата": если он раздражет народ и отдельных его представителей, то задача народа - стоять за колбасой. Я ценю философию, мысль в искусстве, для меня - это искусство. Нарисовать такой квадрат может каждый, как студент художественной академии без труда может сделать копию любой известной картины. Но повторы в искусстве бессмыслены, если, конечно, копиями не зарабатывать на жизнь. Малевич первым увидел и осознал, что "Черный квадрат" - гениальный портрет Человека. Все, что имеет форму квадрата на земле, есть деятельность человека. Эта вещь совершенна.

Неслучайно, в своей картине "Черный квадрат в снегу" из серии "Мандалы" я воспользовался этим образом. Это мое обращение к людям с напоминанием том, что в застойные периоды стремление к совершенству прекращается.

- У Вашей жены Светланы есть своя коллекция картин Фомина на случай развода?

- Нашему браку 13 лет, и он был предначертан на небесах. К цифре 13 подсознательно отношусь с недоверием.

Я человек суеверный, чувствующий игру богов. Верю в знамения, так как они сопровождают мою жизнь. Наша встреча со Светланой и то, что происходило потом, - это подобие бермудского треугольника, наверно... Оттуда нас послали в новую совместную жизнь. Если бы я не встретил ее, не было бы художника Владимира Фомина.

Внутреннее чувство подсказывает, что моя судьба выстраивалась хаотично, я ничего не корректировал. Я, может быть, хотел планировать хоть что-нибудь, однако, у А.С.Пушкина все сказано: "Бог -изобретатель".

- Если бы вы имели возможность выстроить свою линию истории изобразительного искусства, расставить по местам ее персонажей, кто, по вашему мнению, был бы достоен первых рядов?

- Имен очень и очень много. Мне нравится древнее искусство всех народов мира, работы гениев XII- XVIII веков, например, П. Брейгеля, И.Босха (у Леонардо да Винчи мне нравится только "Тайная вечеря"), Рембрант, современное искусство, появившиеся в конце XIX-начале XX веков.

Это сродни изысканной кухни в хорошем ресторане. Вы смотрите на блюда глазами, ваш мозг работает над тем, что вы сейчас будете вкушать. И картина воспринимается мозгом через глаза. Если мозг в этом направлении не развит, то простите, одними глазами увидеть работу художника просто невозможно. В любой кухне надо знать толк. С искусством все гораздо сложнее. Оно не пахнет. Я знаю, многие предпочитают в живописи натурализ, приближённый к фотографии. Художники, пишущие такое, как правило, хотят заработать деньги на несведущем народе, легко завоевать известность. Но современное искусство не ставит перед собой такие задачи. Так, как это просто, неинтересно и лишено смысла.

Если художник просто желает повторить фотографию и считает это большим достижением, то тогда он просто неуч. Это азы образования в художественных заведениях, задачи для студентов академий. Древо искусства огромно, многоветвисто. Изучая культуру разных народов, можно много чего позаимствовать и развить. Это и есть задача настоящих будущих художников во всём мире. Изобразительное искусство - это мировозрение художника, его особый язык, философия и многое другое. Оно обретает смысл только в поиске новых форм в изобразительном искусстве, неповторимых изысков, в стремлении к совершенству.

- Какие качества для достижения целей в искусстве, которые Вы ставите для себя, необходимы?

- Цель одна - высказаться и донести свою мысль о бытие, как я его понимаю. Но это на земле дано единицам, так как Господь Бог располагает, а не человек. Вера в себя необходима в первую очередь. Известно, что одно маленькое неверие губит миллионы добрых дел.

- Что вы читаете?

- Чем дольше живу, тем меньше читаю. Пожалуй, даже не я, а Светлана - вслух. Наши домашние чтения, как правило, ограничиваются философией и поэзией.

Я уже не получаю удовольствие от чтения книг, могу лишь искать между строк и находить благодаря самообразованию ответы на интересующие вопросы. Мне не удалось ответить на самый главный вопрос: в чём смысл жизни? Какой-то мудрец сказал: "В знаниях". Но жизнь доказывает, что это не совсем так. Может, знания пригодятся в иных мирах? Всё возможно. В жизни нельзя разобраться, так как человеку отмерен слишком маленький отрезок пути, он не видит весь сценарий. Если мы должны жить по такому сценарию, значит, один Всевышний несёт ответсвенность за происходящее на земле, за устройство мира, так как он придумал всё.

Говорят, самый главный грех - гордыня, а мне всё же видится, что главный грех - ложь. Весь мир признает Леонардо да Винчи гением в изобразительном искусстве, а на мой взгляд, этот художник - проходимец. Если и были гений той эпохи, дошедшие до нас, так это Питер Брейгель с его "Притчей о слепых" и Иеронимус Босх с его "Кораблем дураков".

- Чем для Вас запомнился уходящий 2004г. и какие планы у Вас на 2005г.?

- Настоящий рождественский подарок на днях я получил из Англии. Это книга о сказках мира, выпущенная издательством Лондона с моей "Калевалой". В этом году в Финляндии состоялись персональная выставка. В коллекции еще одного финского музея искусств (г. Йоэнсуу) появилась моя работа. Вышло около 20 публикаций в американской, финской и русской прессе. Я благодарен Сегежскому ЦБК и издательству "Скандинавия", банку "Возрождение" за выпуск четырех видов календарей с изображением моих картин. Очень яркие впечатления остались от общения и поездок по святым местам с американским профессором А.Богуславским, который приезжал ко мне в гости в июле, а в августе выступал на Международном семинаре по вопросам культуры в Москве.

Конечно, самое главное для художника - писать картины. Я давно работаю над серией "Сказки Севера" и собираюсь продолжить ее в 2005 году.




Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy