Критика

Губерния 15.05.2005
Профессор и Мастер


Скоро в Пегремском культурно-историческом центре начинает работу международная научная конференция "Пегрема-Гиперборея-Лопария". В ней примут участие, как ученые, так и любители-энтузиасты, изучающие древние памятники культуры, сторонники космоэнергетики. По приглашению бессменного председателя центра, археолога Анатолия Журавлева Пегрему посетит художник Владимир Фомин, автор серии картин "Мандалы". Что объединяет археолога и художника?

- Нет случайностей в наших пересечениях, - любит повторять Человек с планеты Пегрема - Анатолий Журавлев, каждый раз неожиданно возникая на пороге мастерской художника Фомина.

Ученый-археолог, открывший уникальный культовый комплекс на карельской земле, ведет одному ему понятный отсчет времени. Он издает книги, месяцами живет в лесной глухомани, обходится без благ цивилизации в виде телевизора и телефона, и утверждает, что параллельные миры существуют.

Знакомство Профессора и Мастера, как нескромно именуют друг друга специалисты в области орнаментальной культуры, состоялось в июне 1995 года, во время путешествия на теплоходе "Инженер Нарин" к местам древнего поселения. Двухдневный Архисимпозиум запомнился бесконечными докладами, беседами, спорами, экскурсиями по Пегреме. А начинался он с выступлений Журавлева и Фомина. Один презентовал новую монографию "Орнаменты древней Карелии", другой - открывал персональную выставку графики. Позже, показывая поляну идолов, Анатолий Петрович, не раз вдохновенно повторял магическое слово "Душа". По его мнению, главное, что двигало рукой художника, жившего в 2000 году до нашей эры и современного Мастера - это стремление к прекрасному.

В картинах Фомина из серий "Лубок" и "Вепсская", представленных на «плавучей» выставке, переплелись элементы русского лубка, созданного старообрядцами в скитах Карелии в 17-м и начале 18-го веков, авангарда, неопримитивизма, сюрреализма 20 столетия, финно-угорской орнаментики, древневепсской ювелирки, хранящейся ныне в Эрмитаже. Имя художника, создавшего первую серию картин, посвященных этносу Карелии, хорошо знают в Германии и США, где осталась большая часть его работ. Ему была оказана честь впервые за 15 лет после выставки русского художника Михаила Шемякина, тогда вынужденного эмигрировать из России в Америку, сделать "персоналку" в Посольстве США, причем дважды. Фомин тогда остался, а многие "вепсские" работы о культах древних вепссов и карел "эмигрировали". Их судьбу определил не только талант автора, но и невозможность показа на родине.

Когда в 2000 году Профессор появился в мастерской Мастера, оказалось, что один выпустил книгу о мандалах, другой в это же время начал работать над эскизами к новой серии о них. В картинах нашли отражение культовые образы Пегремы - "Лягушка", "Черепаха", "Утка" - каменные идолы жителей древних поселений.

- Когда наука находится на перекрестке Прошлого, Настоящего и Будущего, - считает Профессор, - всегда полезно взглянуть на мир глазами художника, чье искусство несет в себе детскую простоту и мудрое согласие с природой. И нет для этого более подходящего места, чем карельская Пегрема с ее нетронутостью лесных и озерных красот.


Vladimir Fomin
Вверх
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru