"Карелия", http://www.artrussian.com, http://www.artrussian.ru, http://www.vottovaara.ru. 21.09.2006.
«Калевала» от Филонова до Фомина
Светлана Орлова
В дни работы Конгресса финно-угорских писателей и международного экономического форума состоится
презентация нового издания «Калевалы», вупущенного издательством «Скандинавия».
Оформил книгу Владимир Фомин – художник, известный далеко за пределами Карелии.
Сегодня мы рассказываем о его творчестве и работе над «Калевалой».
Выставки этого художника открывают короли, послы, высокопоставленные чиновники
и известные деятели культуры. Неизменный атрибут – флаг России, который развевается над галереями
и музеями мира, когда он выставляется.
В рейтинге Международного банка данных современного искусства Владимир Фомин значится
в десятке лучших современных художников нашей страны и среди 100 гениев мира XX-XXI в.в.
В 43 года необычайно яркой творческой жизни Владимир Фомин получил известность
благодаря более 25 персональным выставкам, 9 мультимедиа-дискам и 30 Интернет-сайтам,
сотням публикаций в иностранной и российской прессе, многочисленной полиграфической продукции.
О художнике сняты телевизионные фильмы в России, Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии.
Среди его призов и грантов - специальный приз «BEST OF EUROPE AND THE REST OA THE WORLD»
за картину «Художник» престижного конкурса компьютерной графики "COREL WORLD DESIGN CONTEST",
проходившего в 1995г. в Национальном Центре искусств г. Оттава (Канада),
Грант Совета Министров Северных стран в 2001г.
После того, как он выставился в 2002г. в главной галерее Северной Норвегии
«Gallery Nord-Norge» и Финско-Норвежском институте культуры г.Осло, его серия «Пер Гюнт»
объявлена достоянием норвежского народа. В 2004г. выставку в Фолк-Музее, посвященную 100-летию
норвежско-российских дипломатических отношений, на которой была представлена его картина из этой
серии, украсившая постоянную экспозицию Музея Г.Ибсена, открывал король Норвегии.
Финляндия - страна, чьим символом национально-культурного возрождения
стала книга, давно признала серию картин Владимира Фомина по мотивам «Калевалы» уникальной,
отметив 150-летие создания эпоса персональными выставками Фомина в музеях Скандинавии.
«Калевалой» Фомина проиллюстрированы энциклопедия «Мифология мира» Лондонского
издательства 2004г. и народный эпос «Калевала» на финском и русском языках «Калевала»,
вышедший в российском издательстве «Скандинавия» в сентябре 2006г.
Творческий подвиг Элиаса Леннрота, соорудившего из древних мифов, народных преданий
и песен памятник Финляндии в центре исторического фундамента мировой культуры, по значимости
приравнен к созданию таких общечеловеческих ценностей, как древние скандинавская «Старшая Эдда»,
греческая «Илиада» и «Одиссея», индийские «Махабхарата» и «Рамаяна».
Лавры финского классика А. Галлен-Каллелы, чьи «калевальские полотна» –
сокровища Национального музея Финляндии, не давали покоя сотням художников из Европы,
Азии, Африки. Но славу фольклорного наследия Суоми преумножил русский художник Владимир Фомин,
создавший около сотни графических и написанных маслом на холсте работ.
Во время беспрецедентного выставочного турне по музеям Финляндии, Швеции и Норвегии в 1999г.
и позже с его серией «Калевала» познакомилось более 50 тысяч зрителей.
Она никогда не экспонировалась в Карелии, ставшей поэтической меккой для Леннрота,
«живым» музеем древнефинской действительности.
Сибиряк по рождению (г. Томск 14.01.1963г.) и художник – ювелир по образованию
(Красносельское ювелирное училище 1989г.), Владимир Фомин с 1992г. живет и работает на Русском Севере,
в г. Петрозаводске.
За это время он создал собственный лубочный сериал:
"Подарки" (дань поклонения великим творениям и иx создателям – П. Пикассо, С.Дали, Э.Мунку,
Н.Гумилеву, Я.Сибелиусу и др.); "Вепсская" (посвящена древним культам вепсов и карел); "Кижи"
(по мотивам архитектуры острова Кижи); "Мандалы", "Духовная", "Языческая" (на религиозно-философские темы);
"Девы, Дамы, Мадонны" (женские образы в искусстве); "Сказки Севера" (по мотивам сказок Скандинавии);
"Фридрих Ницше" (на тему произведения Ф.Ницше “Так говорил Заратустра”).
С выходом «Калевалы» в издательстве «Скандинавия» у российского зрителя вперые
появилась возможность по настоящему познакомиться с образами, созданными художником.
У большинства исследователей эпоса его зрительные образы ассоциируются с типажами,
придуманными либо Галлен-Каллелой, либо Фоминым.
Чтобы оформить Калевалу, ему не пришлось выигрывать несколько конкурсов,
как А. Галлен-Каллеле, или выдержать прессинг советской цензуры, как П. Филонову. Над рисунками к
книге, увидевшей свет в 1933 г., почти два года трудились 13 учеников школы Филонова, лично
вмешивающегося в этот процесс. Но не менее широко свою роль редактора понимал полпред СССР
в Финляндии, по чьей инициативе была издана «Калевала» тех лет, он же автор предисловия к ней,
И.М. Майский. Он настолько вникал в дело иллюстраторов, что, по мнению Филонова, оказался слишком
придирчивым критиком. Великий мастер уделял с 1931г. по 1933г. работе над Калевалой несколько часов
в день, однако, в предисловии к книге об иллюстрациях к ней не было упомянуто ни словом.
Фомин считает, что все ранее проиллюстрированные российские издания эпоса относятся к «эконом-классу».
“Я вижу "Калевалу", - говорит Владимир Фомин, - “как открытую ладонь того, кто показал мне линии
жизни на земле. Моя задача - рассказать о них изобразительным языком XXI века.
Руны представляются мне клубком ассоциаций, который можно долго раскручивать в цвете,
мысленных и зрительных образах, и все нити которого тянутся из моей генетической памяти.
"Калевала" - правдивая земная сказка, но идущая из нутра человеческого, от интуиции
поколений. Темы рождения и смерти, жизненной борьбы и сопричастности всего живого космосу - вот то,
в чем, как в зеркале, нашла в ней себя моя душа.”
Фомин ждал выхода этой книги 8 лет - с 1998 г., когда впервые экспонировал «калевальскую»
серию в Финляндии и до сегодняшнего дня, когда она востребована как никогда.
«Калевала» с 40 его иллюстрациями и орнаментами выходит в канун завершения
персональной выставки художника в Торгпредстве России в Финляндии (г.Хельсинки), на которой
в 2005-2006.г.г. побывали самые известные персоны, от президентов и министров, до бизнесменов разных стран.
Его иллюстрации превратили новое издание в шедевр, по мнению, истинных ценителей Калевалы,
которая продолжает воздействовать на умы людей независимо от временных или территориальных границ.
Ведь если вспомнить о сакраменальной сути всех мифов, дошедших до нас из глубины веков,
то в них всегда заложено пророчество. Тот, кто приобщается к магии слова, становится в ряд духовных
предводителей общества. Это путь творцов. Вслед за Леннротом художник может повторить:
«Я считаю, что обладаю тем же правом, которым, по моему убеждению, многие рунопевцы считали
себя обладавшими».
«Всем своим творчеством Владимир Фомин утверждает право на интеллектуальное и духовное искусство»,
- подчеркивали американские специалисты и пресса, восторженно отзываясь о его персональной выставке
в Музее Альбина Поласека, включенном в список Национального Регистра Исторических мест США.
Она состоялась в 2006г. в Зале Художников Флориды, где, известный профессор-славянист
Александр Богуславски, 9 лет читающий лекции своим студентам в университете Орландо о творчестве Фомина,
также выступил с рассказом о его «калевальской» серии.
Газеты Флориды «Observer» и «Orlando Sentinel» писали о том, что «демонстрация полотен
восходящей звезды художественного мира России полностью гипнотизирует…», «поражает использованием
точной, похожей на мозаику техникой, гармоничными цветовыми сочетаниями, формами, восхитительными
композициями, ясностью и изяществом образов, характеризущими его уникальный стиль (авангардистский лубок),
являющийся артистическим синтезом традиционных и популярных направлений живописи».
Неудивительно, что более 700 работ художника находятся в Национальных Музеях
Скандинавских стран и России, в коллекциях художественных галерей и музеев искусств России,
США, Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии и других стран, во многих частных коллекциях мира.
Он продолжает сотрудничать известными галереями, в том числе, с Интернет-галереями "АРТ-ИНФО",
World Art Network и другими.
Занимается благотворительностью. Два года подряд Международный Касный Крест Финляндии
выпускает многотысячными тиражами полиграфическую продукцию с изображениями героев Калевалы Фомина
для сбора средств в Фонд помощи пострадавщим от бедствий.
В настоящее время художник работает над серией "Флорида" и готовится к 3 персональным выставкам
в музеях США в 2007-2008г.г., две из которых будут благотворительными в пользу детей, оставшихся без родителей.
Знатоки признают, что творчество Фомина, в основном, относится к такому направлению,
как неопримитивизм, кроме того, представлено в абстракционизме и сюрреализме.
Его раннему авангардному лубку присущи традиционная для "красочной народной картинки"
яркость красок и лаконичность образов, стильность изысков современной живописи с элементами
древней финно-угорской орнаментики, декоративность (филигранность и мозаичность) исполнения.
В основном, это циклы работ на политико-философские темы, а также на темы детства, уличныx
торжеств, объединенные общим названием - серия «Лубок».
Более поздним произведениям Фомина свойственна предельная заполненность (сделанность)
пространства, совершенные пластичные формы и гармоничность цвета. Его творчество глубоко духовно,
интеллектуально и в то же время оптимистично, заключает в себе добрую иронию по поводу устройства
мира и человека в нем.
|
|