Журнал «Карелия сегодня»    декабрь 2008г.

Я поговорил с Наполеоном и Пикассо

Г.Светлова

 

   Мы представляем интервью с известным художником Владимиром Фоминым, которого с издательством «Скандинавия» связывают давние дружеские и деловые узы.

   

     - В сентябре-октябре центре Парижа в престижной галерее Арт-Презент состоялась третья по счету в этом году Ваша персональная выставка. Какое впечатление произвел на Вас Париж?   

    - С самого начала поездки Провидение вело меня.  Мы с женой летели в Париж  из  Санкт-Петербурга через Копенгаген, в аэропорту которого за 30 минут пересадки  умудрились сесть в другой самолет, миновав таможенный досмотр, пограничный контроль и даже пост  непосредственно перед проходом в самолет, где проверяют посадочные талоны и билеты - там уже никого не было. Мы вошли в самолет, когда он уже гудели турбины. Так мы нелегально попали в Париж, из которого нас по закону необходимо было департировать в течение трех дней.

    В США, где в марте-апреле у меня была выставка в Музее Альбина Полясека в г. Орландо, такой номер не прошел. Когда летел обратно в Россию - не зарегистрировался, не прошел таможню и не отметился на границе. Меня задержали в накопителе перед посадкой и долго удивлялись как такое в Америке возможно. Тогда пришлось перебивать билеты на другой рейс и ночевать в гостинице.

    В Париж мы летели рядом с человеком, который держал в руках  книгу «Школа дураков» великого русского писателя Саши Соколова (предисловие к его романам писали Умберто Эко и Владимир  Набоков), оформленную моим другом, профессором двух университетов Сашей Богуславским. В прошлом году в Коктебеле целый месяц я общался с  Соколовым, в этом году  гостил у него в г. Веллингтон во Флориде. 

    Почитатель Соколова – студент математического факультета парижского вуза дважды выручал меня впоследствии. Вообще, везло на  французов и соотечественников, оттаявших в этом чудном городе и превратившихся в европейцев, для которых улыбка, веселый смех, свист, напевание песенки себе под нос – норма.  Нам, к примеру,  просто подарили билеты в кабаре Мулен Руж и вечерне-ночную экскурсию с гидом по Монмартру, Клиши, Пигаль.

    Когда мы возвращались назад из Парижа в Санкт-Петербург, в Копенгагене русскоговорящие парни из Латвии проводили нас до паспортного контроля, на всякий случай, чтобы мы не блуждали по закоулкам аэропорта. Но за несколько секунд до окончания посадки моя жена потеряла билеты. Нам объявили, что мы никуда не летим, остаемся в Копенгагене. Чудом билеты нашлись и мы оказались в самолете, который через минуту стартовал.   

     В Париже посмотрели все достопримечательности, которые только возможно было увидеть в центре и вокруг него. Везде есть след Наполеона и знаки Пикассо. Посмотрев  выставку этого гения в Национальной галерее Гранд Палас из уважения к моему любимому художнику я выполз на коленках под аплодисменты очереди, которая была в три раза больше, чем в Лувр.

     На фоне десятков тысяч галерей двухэтажная галерея Арт-Презент, в разных залах которой одновременно идет несколько выставок,  выглядела довольно прилично. По контракту, который я заключил два года назад, она обеспечила размещение картин, фуршет на презентацию выставки и разослала более 400 пригласительных билетов ценителям искусства. Выставка имела успех, мое творчество  не обошли своим вниманием популярные газеты и журналы, в том числе газета  «Русская мысль» и  журнал «Наполеон».    

 

      -  Выставке в Париже  предшествовали выставки в Финляндии и США. Расскажите, пожалуйста, подробнее и о них тоже.

      -  Выставка в культурно-развлекательном центре Сарки-Салми в Финляндии  продлится и в следующем году.  Что касается выставки в музее г. Орландо, то картины по ее окончании экспонируются в галерее, с которой сотрудничает музей.  

      Это моя вторая персональная выставка во Флориде, в Музее Альбина Полясека, который входит Регистр исторических мест США, и она была бы невозможна без успеха, который имела там моя первая выставка в 2006 году. 

      В начале года я перевез 30 работ в Финляндию, а затем мой друг Матти Вехвиляйнен перекинул их за океан.  Когда я сам благополучно добрался до Орландо,  меня ждал сюрприз. Американская таможня задержала картины. В последний момент был вызван чиновник из Бостона, чтобы лично открыть ящик с картинами и дать добро. На следующий день, когда  вешались картины,  как и было запланировано,  состоялось  открытие выставки, на которую были приглашены все сливки общества. На этот раз,  получилось  два фуршета 12 и 14 марта.  Так называемые, официальные тусовки  сугубо по приглашениям для  аристократии самого богатого штата США.

      12 марта было  особенное открытие. На столах стояли  красные сухие вина из разных стран мира и к ним подавался сыр из тех же стран.  Я сразу вспомнил  Сальвадора Дали, который любил повторять: «Исуус любил красное вино и сыр, и ел его много».  Я по опыту знаю, что на таких мероприятиях мне до стола с изысканной трапезой  не добраться – приходится много выступать, отвечать на вопросы, фотографироваться, вообщем, уделять всем по очереди внимание. Перед всем этим весельем профессор Александр Богуславский выступил с лекцией о моём творчестве.

       Как правило, 13 марта мне везёт. Меня предупредили, что к 8 утра подьедет телевидение. Получасовой фильм о серии «животные Флориды» можно посмотреть в Интернет в течение года. 14 числа состоялась основное открытие выставки. Вокруг музея на стоянке стояли сотни  машин. Американцы пешком не ходят.  Перед началом праздника мы с Богуславским и его супругой Кей заехали в ресторан, отведали стэйк с кровью и на фуршете были готовы общаться со всеми три часа к ряду без передышки.

  

 -  Что еще интересного произошло в Вашей жизни в этом году, помимо выставок?

    - Побывав неединожды в этом году  в Финляндии, последний раз  поймал на удочку два огромных леща на килограмм и   полтора. Незабываемое зрелище.

    В апреле мы с женой  отдыхали в Таиланде. Жили в Бангкоке и Паттае. Посмотрели змеиные, крокодиловые и другие шоу, но главное – храмы Будды. Мы пешком обошли все, до единого, храмы Паттаи. Спрыгнули с  «тарзанки» с самой высокой башни в Азии, я – три раза.

    В этом году в Финляндии, Москве и Петрозаводске вышли три книги, а также туристический каталог, проиллюстрированные  моими  работами, 5 видов открыток для выставки в Париже изданы издательством «Скандинавия».

 

    -  Как Вам удается жить в таком темпе, не мешают ли Ваши путешествия  творчеству?

   -  Путешествия - тоже работа физическая и умственная. Они дают пищу для новых идей, возбуждают воображение, являют собой проникновение в иные миры, возможность познавать культуру других стран, встречаться с  интересными людьми.  Как только я возвращаюсь домой, сразу погружаюсь в работу.

 

   -  У Вас должно быть ощущение творческого роста, во всяком случае, карьерного. А как обстоит дело с востребованностью?

    - По поводу творческого роста, думаю, это просто красивое и скорей всего абстрактное выражение.  Я лично не знаю что это такое.  Жил великий испанский художник Хуан Миро. Был ли у него творческий рост? Поиск, несомненно, был. Если поиск - рост, значит, все нормально.  Могу сказать, что на протяжении 18 лет я менялся как человек и художник.

   Я  не чиновник и начальником сам себе не буду, хоть тресни.  Наверное,  это не карьерный рост, а судьба.   Если мне удаётся делать выставки в Европе и Америке, значит, я востребован. Мои выставки привлекают много  публики –  тоже хороший знак.

 

    - В свое время Вы приехали в Петрозаводск из Томска. Почему? Вы не собираетесь уезжать заграницу? Ведь  именно там проходят Ваши выставки.     

   -  Я приехал из Сибири – откуда уже подвиг просто добраться до Петербурга или до Москвы. А здесь в Петрозаводске  вот  оно окно в Европу, как на ладони. Я знаю и знал всегда, что в своём Отечестве пророков нет, значит, будем искать в другом.  Петрозаводск не суетлив,  располагает к работе, лишен пороков, которыми  болеет Москва. Здесь есть самое главное - православный русский Север,  тишина, воздух,  Онего. Приятно всё же жить у озера и прогуливаться по набережной. Особенно люблю гулять зимой. Можно подумать. Заграница очень большая и я ее уже видел, поэтому уезжать не собираюсь. Там тоже живут люди и живут, кто хорошо, кто плохо.  Я всё же родился в России и мне очень трудно представить жизнь в любой другой стране. 

  

    - Какие планы у Вас на ближайшее будущее?

   -   Я не составляю  планы, всё происходит спонтанно. Я давно  понял, что от меня мало что зависит.  Нужно  писать. Будут картины, будут и выставки.   Возможно, состоится персональная выставка в галерее Финляндии через два года, а в ближайшее время – сотрудничество с 4-хзвездочной гостиницей Палас Онего, что  на берегу озера. Насколько мне известно, от руководства гостиницы, планируется выложить в центральном холле мозаику из итальянского камня по мотивам моей «Калевалы» и  разместить в здании мои картины.

 

Vladimir Fomin: fomin@onego.ru