WB01343_1.gif (599 bytes)WB01345_.gif (616 bytes)

24.   Система органов экологического управления их компетенция.

            Статья 5. Компетенция Верховного Совета Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

            К исключительной компетенции Верховного Совета Российской Федерации в регулировании отношений в области охраны окружающей природной среды относятся:

            определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей природной среды;

            утверждение государственной экологической программы;

            определение правовых основ регулирования отношений в области охраны окружающей природной среды;

            определение полномочий Советов народных депутатов, порядка организации и деятельности органов управления в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

            установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, правового статуса пострадавших граждан и обеспечения режима таких зон на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

            Верховный Совет Российской Федерации может рассматривать и другие вопросы в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в соответствии с Конституцией РСФСР и настоящим Законом.

            Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

            Правительство Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды:

            осуществляет реализацию государственной экологической политики;

            обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, межгосударственных и региональных экологических программ;

            координирует деятельность министерств, ведомств, других учреждений и организаций на территории Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

            устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;

            организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;

            устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;

            устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

            принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;

            организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан;

            принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;

            обеспечивает население необходимой экологической информацией;

            руководит внешними связями Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

            Правительство Российской Федерации может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

            Статья 7. Компетенция специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

            К компетенции специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды относится:

            комплексное управление в области охраны окружающей природной среды в Российской Федерации, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области;

            государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, природных ресурсов, континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации, а также за соблюдением норм экологической безопасности;

            организация мониторинга окружающей природной среды, создание и обеспечение работы государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды;

            утверждение нормативов, правил, участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий;

            осуществление государственной экологической экспертизы;

            получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций экологической информации;

            обеспечение экологической информацией населения;

            выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, на использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

            ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законодательства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

            предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства;

            разработка государственных, межгосударственных и региональных экологических программ;

            составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов;

            учет и оценка природных ресурсов, ведение федеральных кадастров природных ресурсов;

            управление природно-заповедным фондом Российской Федерации, ведение Красной книги Российской Федерации, организация природно-заповедного дела;

            участие в организации системы всеобщего, непрерывного экологического воспитания и образования;

            координация работ других специально уполномоченных на то органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды;

            осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, изучение, обобщение и распространение международного опыта, обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с международными соглашениями в области окружающей природной среды.

            Решения специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке.

            Статья 8. Компетенция республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов в области охраны окружающей природной среды.

            К ведению республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов в области охраны окружающей природной среды относятся:

            определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение экологических программ;

            учет и оценка состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение кадастров природных ресурсов;

            планирование охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ;

            координация природоохранительной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, содействие добровольному кооперированию средств на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды;

            выдача разрешений на право пользования землей, недрами, водами, лесами и иной растительностью, животным миром, на размещение, переработку, захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов;

            установление дифференцированных ставок платы за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы вредных веществ;

            руководство экологической службой, проведение государственной экологической экспертизы;

            государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, вредно воздействующих на окружающую природную среду;

            организация природно-заповедного дела;

            экологическое воспитание, образование, просвещение;

            обеспечение населения необходимой экологической информацией;

            рассмотрение других вопросов, не относящихся к компетенции Российской Федерации.

            Статья 9. Компетенция краев, областей в области охраны окружающей природной среды.

            К ведению краев, областей в области охраны окружающей природной среды относятся:

            определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение территориальных экологических программ;

            учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение кадастровой документации;

            учет и оценка объемов образующихся отходов производства и отработанных продуктов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории региона, независимо от их форм собственности и подчиненности;

            планирование охраны окружающей природной среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;

            координация природоохранительной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, содействие добровольному кооперированию средств на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды;

            координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения, проведение экологической экспертизы проектов;

            государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, не отвечающих требованиям природоохранительного законодательства;

            запрещение строительства экологически вредных объектов;

            дача разрешений на право использования природной среды и ее ресурсов, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку, складирование и захоронение отходов;

            организация сброса и рекуперация производственных и бытовых отходов;

            организация особо охраняемых природных территорий;

            организация экологического воспитания, образования и просвещения;

            обеспечение населения необходимой экологической информацией.

            Статья 10. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.

            К ведению органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относится:

            определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, разработка экологических программ;

            учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;

            учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от формы собственности и подчинения;

            планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;

            координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;

            организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

            выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов;

            принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;

            разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;

            организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;

            экологическое воспитание, образование, просвещение;

            обеспечение населения необходимой экологической информацией;

            решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отнесенных к компетенции местных Советов народных депутатов и местной администрации в соответствии с Законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР".