24.
Система органов
экологического управления их компетенция.
Статья 5. Компетенция Верховного
Совета Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды.
К исключительной компетенции Верховного
Совета Российской Федерации в регулировании
отношений в области охраны окружающей природной
среды относятся:
определение основных направлений
государственной политики в области охраны
окружающей природной среды;
утверждение государственной экологической
программы;
определение правовых основ регулирования
отношений в области охраны окружающей природной
среды;
определение полномочий Советов народных
депутатов, порядка организации и деятельности
органов управления в области охраны окружающей
природной среды, использования природных
ресурсов и обеспечения экологической
безопасности;
установление правового режима зон
чрезвычайной экологической ситуации и зон
экологического бедствия, правового статуса
пострадавших граждан и обеспечения режима таких
зон на территории Российской Федерации и
республик в составе Российской Федерации.
Верховный Совет Российской Федерации может
рассматривать и другие вопросы в области охраны
окружающей природной среды и использования
природных ресурсов, обеспечения экологической
безопасности в соответствии с Конституцией
РСФСР и настоящим Законом.
Статья 6. Компетенция
Правительства Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды.
Правительство Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды:
осуществляет реализацию государственной
экологической политики;
обеспечивает разработку и реализацию
государственных экологических программ
Российской Федерации, республик в составе
Российской Федерации, межгосударственных и
региональных экологических программ;
координирует деятельность министерств,
ведомств, других учреждений и организаций на
территории Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды;
устанавливает порядок образования и
использования федерального внебюджетного
экологического фонда;
организует подготовку и распространение
ежегодного государственного доклада о состоянии
окружающей природной среды;
устанавливает порядок разработки и
утверждения экологических нормативов выбросов и
сбросов загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, лимитов использования
природных ресурсов, размещения отходов;
устанавливает порядок определения платы и ее
предельных размеров за пользование природными
ресурсами, загрязнение окружающей природной
среды, размещение отходов, другие виды вредного
воздействия;
принимает решения об организации особо
охраняемых природных территорий и объектов и
включении их в природно-заповедный фонд
Российской Федерации;
организует систему всеобщего непрерывного
экологического воспитания и образования
граждан;
принимает решения о прекращении
деятельности предприятий, учреждений и
организаций независимо от форм собственности и
подчинения в случае нарушения ими
природоохранительного законодательства;
обеспечивает население необходимой
экологической информацией;
руководит внешними связями Российской
Федерации в области охраны окружающей природной
среды;
Правительство Российской Федерации может
осуществлять и иные полномочия в соответствии с
настоящим Законом.
Статья 7. Компетенция
специально уполномоченных на то государственных
органов Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды.
К компетенции специально уполномоченных на
то государственных органов Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды
относится:
комплексное управление в области охраны
окружающей природной среды в Российской
Федерации, проведение единой научно-технической
политики по вопросам охраны окружающей
природной среды и использования природных
ресурсов, координация деятельности министерств,
ведомств, предприятий, учреждений и организаций
в этой области;
государственный контроль за использованием
и охраной земель, недр, поверхностных и подземных
вод, атмосферного воздуха, лесов и иной
растительности, животного мира, природных
ресурсов, континентального шельфа и морской
экономической зоны Российской Федерации, а также
за соблюдением норм экологической безопасности;
организация мониторинга окружающей
природной среды, создание и обеспечение работы
государственной службы наблюдения за состоянием
окружающей природной среды;
утверждение нормативов, правил, участие в
разработке стандартов по регулированию
использования природных ресурсов и охране
окружающей природной среды от загрязнения и иных
вредных воздействий;
осуществление государственной
экологической экспертизы;
получение бесплатно от министерств,
ведомств, предприятий, учреждений и организаций
экологической информации;
обеспечение экологической информацией
населения;
выдача разрешений на захоронение
(складирование) промышленных,
коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы,
сбросы загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, на использование природных
ресурсов в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
ограничение или приостановление
деятельности предприятий и иных объектов
независимо от форм собственности и подчинения,
если их эксплуатация осуществляется с
нарушением природоохранительного
законодательства, лицензий на использование
природных ресурсов, с превышением лимитов
выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
предъявление исков о возмещении вреда,
причиненного в результате нарушения
природоохранительного законодательства;
разработка государственных,
межгосударственных и региональных
экологических программ;
составление протоколов и рассмотрение дел об
административных правонарушениях в области
охраны окружающей природной среды и
использования природных ресурсов;
учет и оценка природных ресурсов, ведение
федеральных кадастров природных ресурсов;
управление природно-заповедным фондом
Российской Федерации, ведение Красной книги
Российской Федерации, организация
природно-заповедного дела;
участие в организации системы всеобщего,
непрерывного экологического воспитания и
образования;
координация работ других специально
уполномоченных на то органов государственного
управления в области охраны окружающей
природной среды;
осуществление международного
сотрудничества в области охраны окружающей
природной среды, изучение, обобщение и
распространение международного опыта,
обеспечение выполнения обязательств Российской
Федерации в соответствии с международными
соглашениями в области окружающей природной
среды.
Решения специально уполномоченных на то
государственных органов Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды по
вопросам, отнесенным к их компетенции,
обязательны для всех юридических лиц и граждан и
могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 8. Компетенция
республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов в области
охраны окружающей природной среды.
К ведению республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных
округов в области охраны окружающей природной
среды относятся:
определение основных направлений охраны
окружающей природной среды и утверждение
экологических программ;
учет и оценка состояния природных ресурсов,
учет экологически вредных объектов, ведение
кадастров природных ресурсов;
планирование охраны окружающей природной
среды, использования природных ресурсов,
финансирование и материально-техническое
обеспечение экологических программ;
координация природоохранительной
деятельности органов государственного
управления, предприятий, учреждений,
организаций, содействие добровольному
кооперированию средств на выполнение
мероприятий по охране окружающей природной
среды;
выдача разрешений на право пользования
землей, недрами, водами, лесами и иной
растительностью, животным миром, на размещение,
переработку, захоронение (складирование)
промышленных, коммунально-бытовых и иных
отходов;
установление дифференцированных ставок
платы за пользование природными ресурсами, за
выбросы и сбросы вредных веществ;
руководство экологической службой,
проведение государственной экологической
экспертизы;
государственный экологический контроль,
принятие решений об ограничении,
приостановлении, прекращении деятельности
объектов, вредно воздействующих на окружающую
природную среду;
организация природно-заповедного дела;
экологическое воспитание, образование,
просвещение;
обеспечение населения необходимой
экологической информацией;
рассмотрение других вопросов, не относящихся
к компетенции Российской Федерации.
Статья
9. Компетенция
краев, областей в области охраны окружающей
природной среды.
К ведению краев, областей в области охраны окружающей природной среды относятся:
определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение территориальных экологических программ;
учет и оценка природной среды, состояния
природных ресурсов, учет экологически вредных
объектов, ведение кадастровой документации;
учет и оценка объемов образующихся отходов
производства и отработанных продуктов на
предприятиях, в учреждениях и организациях,
расположенных на территории региона, независимо
от их форм собственности и подчиненности;
планирование охраны окружающей природной
среды, финансирование и материально-техническое
обеспечение природоохранных программ;
координация природоохранительной
деятельности органов государственного
управления, предприятий, учреждений,
организаций, содействие добровольному
кооперированию средств на выполнение
мероприятий по охране окружающей природной
среды;
координация деятельности экологических
служб предприятий, учреждений, организаций
независимо от форм собственности и подчинения,
проведение экологической экспертизы проектов;
государственный экологический контроль,
принятие решений об ограничении,
приостановлении, прекращении деятельности
объектов, не отвечающих требованиям
природоохранительного законодательства;
запрещение строительства экологически
вредных объектов;
дача разрешений на право использования
природной среды и ее ресурсов, на выброс и сброс
вредных веществ, размещение, переработку,
складирование и захоронение отходов;
организация сброса и рекуперация
производственных и бытовых отходов;
организация особо охраняемых природных
территорий;
организация экологического воспитания,
образования и просвещения;
обеспечение населения необходимой
экологической информацией.
Статья 10. Компетенция
органов местного самоуправления в области
охраны окружающей природной среды.
К ведению органов местного самоуправления в
области охраны окружающей природной среды
относится:
определение основных направлений охраны
окружающей природной среды города, разработка
экологических программ;
учет и оценка состояния окружающей природной
среды и природных ресурсов подведомственной
территории;
учет и оценка объемов отходов производства
на объектах, расположенных на подведомственной
территории, независимо от формы собственности и
подчинения;
планирование, финансирование,
материально-техническое обеспечение
природоохранных мероприятий;
координация деятельности экологических
служб предприятий, учреждений, организаций
независимо от их форм собственности и
подчинения;
организация экологической экспертизы
проектов, государственного экологического
контроля за состоянием окружающей природной
среды;
выдача разрешений на отдельные виды
природопользования, выбросы и сбросы вредных
веществ, захоронение токсичных отходов;
принятие решений об ограничении,
приостановлении, прекращении экологически
вредной деятельности;
разрешение споров в области охраны
окружающей природной среды;
организация охраны памятников природы и иных
особо охраняемых природных территорий;
экологическое воспитание, образование,
просвещение;
обеспечение населения необходимой
экологической информацией;
решение других вопросов охраны окружающей
природной среды, отнесенных к компетенции
местных Советов народных депутатов и местной
администрации в соответствии с Законом РСФСР
"О местном самоуправлении в РСФСР".