Настоящий Федеральный закон
определяет правовые основы
обращения с
отходами производства и потребления в
целях
предотвращения вредного воздействия отходов производства и
потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а
также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в
качестве
дополнительных
источников сырья.
ГЛАВА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья
1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе
используются следующие основные
понятия:
отходы производства и потребления (далее - отходы) -
остатки
сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов,
которые образовались в процессе
производства или потребления, а
также товары (продукция),
утратившие свои потребительские свойства;
опасные отходы - отходы,
которые содержат
вредные вещества,
обладающие опасными
свойствами (токсичностью, взрывоопасностью,
пожароопасностью,
высокой реакционной
способностью) или содержащие
возбудителей
инфекционных болезней, либо которые могут представлять
непосредственную или
потенциальную опасность
для
окружающей
природной среды
и здоровья человека
самостоятельно или при
вступлении в
контакт с другими веществами;
обращение с
отходами - деятельность, в процессе которой
образуются отходы, а также
деятельность по сбору, использованию,
обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и
захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов
в объектах размещения
отходов в целях
их последующего
захоронения, обезвреживания или
использования;
захоронение отходов -
изоляция отходов, не
подлежащих
дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях
предотвращения попадания
вредных веществ в окружающую природную
среду;
использование отходов - применение
отходов для производства
товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для
получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе
сжигание и
обеззараживание отходов на специализированных
установках,
в
целях предотвращения
вредного воздействия
отходов на здоровье
человека и
окружающую природную среду;
объект размещения отходов -
специально
оборудованное
сооружение, предназначенное для
размещения отходов (полигон,
шламохранилище,
хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
трансграничное перемещение отходов
- перемещение отходов
с
территории, находящейся под юрисдикцией одного
государства, на
территорию (через
территорию), находящуюся
под юрисдикцией другого
государства, или в
район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо
государства, при
условии, что такое перемещение отходов затрагивает
интересы не менее
чем двух государств;
лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество
отходов
конкретного вида, которые разрешается размещать
определенным
способом на установленный срок в объектах размещения отходов
с
учетом
экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов -
установленное количество отходов
конкретного вида
при производстве единицы продукции;
паспорт опасных отходов -
документ,
удостоверяющий
принадлежность отходов к
отходам соответствующего
вида и
класса
опасности,
содержащий сведения об их составе;
вид отходов
- совокупность отходов, которые
имеют общие
признаки в
соответствии с системой классификации отходов.
Статья 2. Правовое
регулирование в области обращения с
отходами
1. Правовое
регулирование в области
обращения с отходами
осуществляется настоящим Федеральным законом,
другими законами и
иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также
законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
2. Отношения в области обращения с радиоактивными
отходами, с
выбросами вредных
веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ
в
водные объекты регулируются соответствующим законодательством
Российской
Федерации.
Статья 3. Основные
принципы государственной политики
в
области обращения с отходами
Основными принципами государственной политики в
области
обращения с
отходами являются:
охрана здоровья человека, поддержание или
восстановление
благоприятного состояния окружающей природной
среды и сохранение
биологического
разнообразия;
научно обоснованное сочетание
экологических и экономических
интересов общества
в целях обеспечения устойчивого развития
общества;
использование новейших научно-технических
достижений в целях
реализации
малоотходных и безотходных технологий;
комплексная переработка
материально-сырьевых ресурсов
в целях
уменьшения
количества отходов;
использование методов
экономического регулирования деятельности
в области обращения
с отходами в целях уменьшения количества отходов
и вовлечения их в
хозяйственный оборот;
доступ в соответствии с
законодательством Российской
Федерации
к информации в
области обращения с отходами;
участие в международном сотрудничестве Российской
Федерации в
области обращения с
отходами.
Статья 4. Отходы
как объект права собственности
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику
сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а
также товаров (продукции), в результате использования которых эти
отходы
образовались.
2. Право собственности на отходы
может быть приобретено другим
лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной
сделки об
отчуждении отходов.
3. Собственник опасных отходов
вправе отчуждать опасные отходы
в
собственность
другому лицу, передавать ему,
оставаясь
собственником,
право владения, пользования или распоряжения
опасными
отходами, если у этого лица
имеется лицензия на осуществление
деятельности в
области обращения с опасными отходами.
4. В случае, если отходы брошены
собственником или иным образом
оставлены им с
целью отказаться от права собственности на них,
лицо,
в собственности, во
владении либо в
пользовании которого находится
земельный участок,
водоем или иной объект,
где находятся брошенные
отходы, может обратить их в
свою собственность, приступив к их
использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об
обращении их в собственность в соответствии с гражданским
законодательством.
ГЛАВА
II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В
ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 5. Полномочия
Российской Федерации в области
обращения
с отходами
К полномочиям
Российской Федерации в области обращения
с
отходами относятся:
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных
правовых актов
Российской Федерации в области обращения с
отходами;
проведение в
Российской Федерации единой
государственной
политики в области
обращения с отходами;
осуществление надзора за
исполнением
законодательства
Российской
Федерации в области обращения с отходами;
организация и осуществление
государственного контроля и надзора
за деятельностью в
области обращения с отходами;
определение компетенции специально уполномоченных федеральных
органов
исполнительной власти в области обращения с
отходами;
разработка, утверждение и реализация федеральных целевых
программ в области
обращения с отходами;
лицензирование деятельности в области обращения
с опасными
отходами;
установление государственных
стандартов, правил,
нормативов и
требований
безопасного обращения с отходами;
осуществление мер по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, возникших
при
осуществлении
обращения с отходами;
организация государственного учета и отчетности в области
обращения с
отходами;
обеспечение населения информацией в
области обращения с
отходами;
определение порядка ведения
государственного кадастра отходов и
организация его
ведения;
обеспечение экономических,
социальных и правовых условий для
более полного
использования отходов и уменьшения их
образования;
осуществление международного сотрудничества Российской
Федерации в области
обращения с отходами;
осуществление иных
предусмотренных законодательством Российской
Федерации
полномочий.
Статья 6. Полномочия
субъектов Российской Федерации
в
области обращения с отходами
К полномочиям
субъектов Российской Федерации
в области
обращения с
отходами относятся:
обеспечение проведения государственной политики в области
обращения с
отходами;
осуществление правового регулирования в области
обращения с
отходами в
соответствии с
законодательством Российской Федерации и
контроль за
осуществлением такого регулирования;
проектирование и строительство объектов размещения
отходов, а
также объектов
использования и обезвреживания отходов;
определение органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области обращения с отходами
и компетенции данных
органов;
организация и осуществление
государственного контроля и надзора
за деятельностью в
области обращения с отходами;
проведение мероприятий по
предупреждению
и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,
возникших
при осуществлении
обращения с отходами;
разработка и реализация
региональных целевых программ в области
обращения с
отходами, участие в разработке и выполнении федеральных
целевых программ в
области обращения с отходами;
обеспечение экономических,
социальных и правовых условий для
более полного
использования отходов и уменьшения их
образования;
обеспечение населения информацией в
области обращения с
отходами;
участие в ведении
государственного кадастра отходов;
участие в международном сотрудничестве Российской
Федерации в
области обращения с
отходами;
иные полномочия в области
обращения с отходами, не отнесенные к
полномочиям
Российской Федерации в области обращения с
отходами.
Статья 7. Специально
уполномоченные федеральные органы
исполнительной
власти в области обращения
с
отходами
Специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной
власти в области обращения с отходами являются федеральные органы
исполнительной
власти, на которые в установленном порядке возложено
выполнение задач и функций
государственного управления
в области
обращения с
отходами.
Статья 8. Полномочия
органов местного самоуправления
в
области обращения с отходами
Органы местного самоуправления
осуществляют свою деятельность в
области обращения с
отходами в пределах полномочий,
предоставленных
им
законодательством
Российской Федерации и законодательством
субъектов
Российской Федерации.
ГЛАВА III. ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Статья 9.
Лицензирование деятельности по обращению
с
опасными отходами
1. Деятельность по обращению с опасными отходами
подлежит
лицензированию.
Обязательным условием
лицензирования деятельности по
обращению
с опасными отходами является соблюдение
требований охраны здоровья
человека и охраны
окружающей природной среды.
2. Порядок лицензирования
деятельности по обращению с опасными
отходами
определяет Правительство Российской Федерации.
Статья 10. Требования к
проектированию, строительству,
реконструкции,
консервации и ликвидации
предприятий,
зданий, строений, сооружений
и
иных объектов
1. При
проектировании, строительстве, реконструкции,
консервации и
ликвидации предприятий, зданий, строений,
сооружений и
иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы,
граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую
деятельность без
образования юридического лица
(далее -
индивидуальные
предприниматели), и юридические лица обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и
иные требования,
установленные законодательством Российской Федерации
в области
охраны окружающей
природной среды и здоровья человека;
иметь техническую и
технологическую
документацию
об
использовании,
обезвреживании образующихся отходов.
2. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация
предприятий, зданий,
строений, сооружений и иных объектов,
эксплуатация
которых связана с
обращением с отходами, допускаются
при наличии
положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
3. При проектировании жилых зданий, а также предприятий,
зданий, строений, сооружений и
иных объектов, в
процессе
эксплуатации
которых образуются
отходы, необходимо предусматривать
места (площадки)
для сбора таких
отходов в соответствии с
установленными правилами,
нормативами и требованиями в области
обращения с
отходами.
Статья 11.
Требования к эксплуатации предприятий,
зданий,
строений, сооружений
и
иных объектов
Индивидуальные
предприниматели и юридические лица
при
эксплуатации предприятий, зданий,
строений, сооружений и иных
объектов, связанной
с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и
иные требования,
установленные законодательством Российской Федерации
в области
охраны окружающей
природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты
нормативов образования отходов и лимитов
на размещение
отходов в целях уменьшения количества их
образования;
внедрять малоотходные технологии на
основе новейших
научно-технических
достижений;
проводить инвентаризацию
отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на
территориях
объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном
порядке необходимую информацию
в
области обращения с
отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с
обращением с
отходами, и принимать неотложные меры по их
ликвидации;
в случае
возникновения или угрозы
аварий, связанных с
обращением с отходами, которые
наносят или
могут нанести ущерб
окружающей
природной среде,
здоровью или имуществу
физических лиц
либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом
специально
уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в
области обращения с
отходами, органы исполнительной власти
субъектов
Российской
Федерации, органы местного самоуправления.
Статья 12. Требования к
объектам размещения отходов
1. Создание
объектов размещения отходов
допускается на
основании разрешений, выданных специально уполномоченными
федеральными
органами исполнительной
власти в области
обращения с
отходами в
соответствии со своей компетенцией.
2. Определение места
строительства объектов размещения отходов
осуществляется на
основе специальных (геологических,
гидрологических
и
иных) исследований
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации,
и при наличии
положительного заключения
государственной
экологической экспертизы.
3. На территориях объектов
размещения отходов и в
пределах их
воздействия на окружающую
природную среду собственники объектов
размещения отходов, а также
лица, во владении или в пользовании
которых находятся
объекты размещения отходов, обязаны
проводить
мониторинг состояния окружающей природной среды
в порядке,
установленном специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной
власти в области обращения с отходами в соответствии
со своей
компетенцией.
4. Собственники объектов
размещения отходов, а
также лица, во
владении или в пользовании которых находятся объекты
размещения
отходов, после окончания эксплуатации данных
объектов обязаны
проводить контроль за их состоянием
и воздействием на окружающую
природную среду и
работы по восстановлению нарушенных земель
в
порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации.
5. Запрещается захоронение
отходов на территориях
городских и
других поселений,
лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных,
рекреационных зон,
а также водоохранных зон, на водосборных
площадях
подземных водных
объектов, которые используются в целях питьевого и
хозяйственно-бытового
водоснабжения. Запрещается захоронение отходов
в местах залегания полезных ископаемых и ведения
горных работ в
случаях, если
возникает угроза
загрязнения мест залегания полезных
ископаемых и
безопасности ведения горных работ.
6. Объекты размещения отходов
вносятся в государственный реестр
объектов
размещения отходов. Ведение
государственного
реестра
объектов
размещения отходов осуществляется
в порядке, определенном
Правительством
Российской Федерации.
Статья 13.
Требования к обращению с отходами на
территориях
городских и других поселений
1. Территории городских и других
поселений подлежат регулярной
очистке от отходов в соответствии с экологическими,
санитарными и
иными требованиями.
2. Организацию деятельности в области обращения с
отходами на
территориях городских
и других поселений
осуществляют органы
местного самоуправления в
соответствии с законодательством
Российской
Федерации.
3. Порядок сбора
отходов на территориях городских и других
поселений,
предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы,
цветные и черные
металлы, текстиль,
бумага и другие), определяется
органами местного самоуправления и
должен соответствовать
экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны
окружающей
природной среды и здоровья человека.
Статья 14. Требования к
обращению с опасными отходами
1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного
воздействия на окружающую природную
среду и здоровье
человека
подразделяются на классы
опасности в
соответствии с критериями,
установленными специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной
власти в области обращения с отходами в соответствии
со своей
компетенцией.
2. Индивидуальные предприниматели и
юридические лица, в
процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны
подтвердить
отнесение данных отходов к конкретному классу опасности
в
порядке, установленном
специально уполномоченными федеральными
органами
исполнительной власти в области обращения с
отходами.
3. На опасные
отходы должен
быть составлен паспорт. Паспорт
опасных отходов
составляется на основании
данных о составе
и
свойствах опасных отходов, оценки
их опасности. Порядок
паспортизации
определяет Правительство Российской Федерации.
4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц, в процессе которой образуются опасные
отходы, может быть
ограничена или
запрещена в установленном законодательством
Российской
Федерации порядке при отсутствии технической или иной
возможности
обеспечить безопасное для
окружающей природной среды и
здоровья человека
обращение с опасными отходами.
Статья 15. Требования к
профессиональной подготовке
лиц,
допущенных к обращению с опасными
отходами
1. Лица, которые
допущены к обращению с опасными
отходами,
обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную
свидетельствами (сертификатами)
на право работы с опасными отходами.
2. Ответственность за допуск
работников к работе
с опасными
отходами несет
соответствующее должностное лицо организации.
Статья 16.
Требования к транспортированию опасных
отходов
1. Транспортирование опасных
отходов должно осуществляться
при
следующих условиях:
наличие паспорта опасных
отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными
знаками
транспортных средств;
соблюдение требований
безопасности к транспортированию опасных
отходов на
транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и
передачи опасных
отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов,
цели и места
назначения их транспортирования.
2. Порядок транспортирования опасных
отходов на транспортных
средствах,
требования к погрузочно-разгрузочным
работам, упаковке,
маркировке опасных
отходов и требования к обеспечению экологической
и пожарной безопасности определяются
государственными стандартами,
правилами и
нормативами, разработанными
и утвержденными специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти
в
области обращения с
отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статья 17.
Трансграничное перемещение отходов
1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в
целях их
захоронения и
обезвреживания запрещается.
2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в
целях их
использования
осуществляется на
основании разрешения,
выданного в
установленном
порядке.
3. Порядок трансграничного
перемещения отходов устанавливается
Правительством
Российской Федерации.
ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
В
ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 18. Нормирование в
области обращения с отходами
1. В целях
обеспечения охраны окружающей природной среды и
здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к
индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим
деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются
нормативы
образования отходов и лимиты на их размещение.
2. Лимиты на размещение отходов
устанавливают в соответствии
с
нормативами
предельно допустимых вредных
воздействий на окружающую
природную среду
специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной
власти в области обращения с отходами в соответствии
со своей
компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и
юридические
лица,
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами,
разрабатывают
проекты нормативов образования отходов и
лимитов на их
размещение.
4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство
Российской
Федерации.
5. При нарушении нормативов
образования отходов и лимитов на их
размещение
деятельность индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц в области обращения
с отходами может
быть
ограничена,
приостановлена или прекращена в порядке,
предусмотренном
законодательством
Российской Федерации.
Статья 19. Учет и
отчетность в области обращения с
отходами
1. Индивидуальные предприниматели и
юридические
лица,
осуществляющие
деятельность в области обращения с отходами, обязаны
вести в
установленном порядке
учет образовавшихся, использованных,
обезвреженных,
переданных другим лицам или полученных от других
лиц,
а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с
отходами
устанавливают специально уполномоченные
федеральные органы
исполнительной
власти в области обращения с отходами в соответствии
со
своей компетенцией; порядок статистического учета в области
обращения с
отходами - специально
уполномоченный федеральный орган
исполнительной
власти в области статистического учета.
2. Индивидуальные предприниматели и
юридические
лица,
осуществляющие
деятельность в области обращения с отходами, обязаны
представлять
отчетность в порядке и
в сроки, которые определены
специально
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти
в
области статистического учета по согласованию со специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти
в
области обращения с
отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и
юридические
лица,
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами,
обеспечивают хранение материалов учета
в течение срока,
определенного специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной
власти в области обращения с отходами в соответствии
со своей
компетенцией.
Статья
20. Государственный кадастр отходов
1. Государственный кадастр
отходов включает в себя федеральный
классификационный
каталог отходов,
государственный реестр объектов
размещения отходов,
а также банк данных об
отходах и о технологиях
использования и
обезвреживания отходов различных видов.
2. Государственный кадастр
отходов ведется по единой для
Российской Федерации
системе. Порядок ведения
государственного
кадастра отходов
определяется Правительством Российской
Федерации.
ГЛАВА
V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В
ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 21.
Основные принципы экономического
регулирования
в области обращения
с
отходами
Основными принципами экономического регулирования в области
обращения с
отходами являются:
уменьшение количества отходов
и вовлечение их в хозяйственный
оборот;
платность
размещения отходов;
экономическое стимулирование
деятельности в области обращения с
отходами.
Статья 22. Программы в
области обращения с отходами
1. В целях планирования мер по уменьшению
количества отходов,
их использованию, обезвреживанию и размещению с учетом
состояния
окружающей
природной среды, а также уровня
социально-экономического
развития территорий федеральные органы
исполнительной власти и
органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
разрабатывают соответственно федеральные целевые программы
и
региональные
целевые программы в области обращения с отходами.
2. Финансирование программ
в области обращения
с отходами
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и
законодательством субъектов Российской
Федерации.
Статья
23. Плата за размещение отходов
1. Плата за размещение отходов
взимается с индивидуальных
предпринимателей и
юридических
лиц в соответствии с
законодательством
Российской Федерации.
2. Базовые нормативы
платы за размещение отходов определяет
Правительство
Российской Федерации.
3. Дифференцированные ставки
платы за размещение отходов
устанавливают с
учетом экологической
обстановки на соответствующих
территориях на основании базовых
нормативов платы за размещение
отходов в соответствии
с законодательством Российской Федерации
органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
по
согласованию со специально
уполномоченными федеральными органами
исполнительной
власти в области обращения с отходами в соответствии
со своей
компетенцией.
Статья 24. Экономическое
стимулирование деятельности в
области
обращения с отходами
1. Экономическое стимулирование деятельности в
области
обращения с
отходами осуществляется посредством:
понижения размера платы за размещение
отходов индивидуальным
предпринимателям и
юридическим лицам, осуществляющим деятельность,
в
процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий,
обеспечивающих
уменьшение количества отходов;
применения ускоренной амортизации основных
производственных
фондов, связанных с
осуществлением деятельности в области обращения
с отходами.
2. Меры экономического стимулирования деятельности в области
обращения с
отходами осуществляются в
соответствии
с
законодательством
Российской Федерации.
ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ В
ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 25.
Государственный контроль за деятельностью
в
области обращения с отходами
1. Государственный контроль за деятельностью в
области
обращения с
отходами осуществляют специально уполномоченные
федеральные органы
исполнительной власти
в области обращения
с
отходами в
соответствии со своей
компетенцией и органы
исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
2. Государственный контроль за деятельностью в
области
обращения с
отходами включает в себя:
контроль за
выполнением экологических, санитарных и иных
требований в
области обращения с отходами;
контроль за
соблюдением
требований
к трансграничному
перемещению
отходов;
контроль за
соблюдением требований пожарной
безопасности в
области обращения с
отходами;
контроль за соблюдением условий осуществления
деятельности по
обращению с
опасными отходами на основании соответствующих
лицензий;
контроль за соблюдением
требований предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
контроль за соблюдением требований и правил транспортирования
опасных отходов;
контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества
отходов и вовлечению отходов
в хозяйственный
оборот в качестве
дополнительных
источников сырья;
контроль за достоверностью
предоставляемой информации в области
обращения с
отходами и отчетности об отходах;
выявление нарушений законодательства Российской Федерации
в
области обращения
с отходами и контроль за принятием мер по
устранению таких
нарушений;
привлечение в
установленном порядке виновных
индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц к
ответственности, применение
штрафных санкций, предъявление исков
о возмещении ущерба,
причиненного окружающей природной
среде и здоровью
человека в
результате
нарушения законодательства Российской
Федерации в области
обращения с
отходами.
3. Решения органов,
осуществляющих государственный контроль за
деятельностью в
области обращения с отходами, могут быть обжалованы
в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации.
Статья 26.
Производственный контроль в области
обращения
с отходами
1. Юридические
лица, осуществляющие деятельность в области
обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный
контроль за соблюдением требований законодательства Российской
Федерации в области
обращения с отходами.
2. Порядок осуществления производственного
контроля в области
обращения с отходами
определяют юридические
лица, осуществляющие
деятельность в области
обращения с отходами, по согласованию со
специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной
власти в области
обращения с отходами.
Статья 27.
Общественный контроль в области обращения
с
отходами
Общественный контроль в
области обращения с
отходами
осуществляют граждане
или общественные объединения в порядке,
предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 28.
Виды ответственности за нарушение
законодательства
Российской Федерации в
области
обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства
Российской
Федерации в области обращения с отходами
должностными
лицами и
гражданами
влечет за собой дисциплинарную,
административную,
уголовную или гражданско-правовую ответственность
в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 29.
Исковые требования об ограничении, о
приостановлении
или о прекращении
деятельности
лиц, осуществляемой с
нарушением
законодательства Российской
Федерации
в области обращения с отходами
1. Исковые требования об ограничении, о
приостановлении или о
прекращении деятельности юридических лиц,
осуществляемой
с
нарушением
законодательства Российской Федерации в области
обращения
с
отходами, рассматриваются судом
или арбитражным судом
в
соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Исковые требования об ограничении, о
приостановлении или о
прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей,
осуществляемой с
нарушением законодательства Российской
Федерации в
области обращения с
отходами, рассматриваются судом.
ГЛАВА
VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Вступление
настоящего Федерального закона в
силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального
опубликования.
Статья 31.
Приведение нормативных правовых актов в
соответствие
с настоящим Федеральным
законом
Нормативные правовые акты
Российской Федерации подлежат
приведению в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
24 июня 1998 года
N 89-ФЗ
Текст документа
сверен по:
Российская газета,
N 121, 30.06.98