РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

               Об отходах производства и потребления

                Принят   Государственной Думой  22 мая  1998 года

                                                                                                                                                         Одобрен   Советом Федерации  10 июня 1998 года

                                                                                                                 

     Настоящий Федеральный   закон    определяет   правовые    основы

обращения   с    отходами   производства  и   потребления   в    целях

предотвращения   вредного   воздействия   отходов   производства   и

потребления на  здоровье человека  и окружающую  природную среду,  а

также вовлечения  таких отходов  в хозяйственный  оборот в   качестве

дополнительных источников сырья.

 

  

                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

    

                     Статья 1. Основные понятия

 

     В настоящем Федеральном законе используются следующие  основные

понятия:

 

     отходы производства и  потребления (далее -  отходы) -   остатки

сырья,  материалов,  полуфабрикатов,  иных  изделий  или  продуктов,

которые  образовались в  процессе   производства или  потребления,  а

также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

 

     опасные отходы  - отходы,   которые  содержат вредные  вещества,

обладающие  опасными   свойствами  (токсичностью,   взрывоопасностью,

пожароопасностью, высокой  реакционной способностью) или  содержащие

возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут  представлять

непосредственную   или    потенциальную  опасность   для    окружающей

природной  среды    и  здоровья  человека    самостоятельно  или   при

вступлении в контакт с другими веществами;

 

     обращение с   отходами  -   деятельность,  в  процессе   которой

образуются отходы,  а  также деятельность  по сбору,  использованию,

обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

 

     размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

 

     хранение отходов  - содержание  отходов   в объектах  размещения

отходов  в целях   их  последующего захоронения,  обезвреживания  или

использования;

 

     захоронение отходов   -    изоляция   отходов,   не    подлежащих

дальнейшему  использованию,   в  специальных   хранилищах  в   целях

предотвращения  попадания   вредных веществ  в  окружающую  природную

среду;

 

     использование отходов  -  применение отходов  для  производства

товаров  (продукции),  выполнения  работ,  оказания  услуг  или  для

получения энергии;

 

     обезвреживание отходов  -  обработка   отходов,  в  том   числе

сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках,

в   целях предотвращения   вредного  воздействия отходов  на  здоровье

человека и окружающую природную среду;

 

     объект размещения    отходов   -     специально     оборудованное

сооружение,  предназначенное   для    размещения  отходов   (полигон,

шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

 

     трансграничное перемещение  отходов   -  перемещение  отходов   с

территории,  находящейся  под  юрисдикцией  одного   государства,  на

территорию (через территорию),  находящуюся под юрисдикцией  другого

государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо

государства, при условии, что такое перемещение отходов  затрагивает

интересы не менее чем двух государств;

 

     лимит на размещение отходов  - предельно допустимое  количество

отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным

способом  на установленный  срок  в  объектах размещения  отходов   с

учетом экологической обстановки на данной территории;

 

     норматив образования отходов - установленное количество отходов

конкретного вида при производстве единицы продукции;

 

     паспорт опасных    отходов    -     документ,      удостоверяющий

принадлежность  отходов к   отходам  соответствующего вида  и   класса

опасности, содержащий сведения об их составе;

 

     вид отходов   -  совокупность   отходов,  которые   имеют   общие

признаки в соответствии с системой классификации отходов.

 

    

       Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с

                              отходами

 

     1. Правовое   регулирование  в  области   обращения  с   отходами

осуществляется  настоящим Федеральным  законом,   другими законами  и

иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, а  также

законами и иными нормативными правовыми актами субъектов  Российской

Федерации.

 

     2. Отношения в области  обращения с радиоактивными отходами,  с

выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных  веществ

в   водные  объекты  регулируются  соответствующим  законодательством

Российской Федерации.

 

    

        Статья 3. Основные принципы государственной политики

                   в области обращения с отходами

 

     Основными принципами   государственной   политики   в    области

обращения с отходами являются:

 

     охрана здоровья   человека,  поддержание   или    восстановление

благоприятного  состояния окружающей  природной   среды и  сохранение

биологического разнообразия;

 

     научно обоснованное  сочетание   экологических  и  экономических

интересов  общества    в  целях   обеспечения  устойчивого   развития

общества;

 

     использование новейших  научно-технических достижений  в  целях

реализации малоотходных и безотходных технологий;

 

     комплексная переработка материально-сырьевых  ресурсов в  целях

уменьшения количества отходов;

 

     использование методов экономического регулирования деятельности

в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов

и вовлечения их в хозяйственный оборот;

 

     доступ в соответствии с законодательством Российской   Федерации

к информации в области обращения с отходами;

 

     участие в международном  сотрудничестве Российской Федерации  в

области обращения с отходами.

 

    

          Статья 4. Отходы как объект права собственности

 

     1. Право  собственности  на  отходы  принадлежит   собственнику

сырья, материалов,  полуфабрикатов,  иных изделий  или продуктов,  а

также товаров  (продукции), в результате  использования которых  эти

отходы образовались.

 

     2. Право собственности на отходы может быть приобретено  другим

лицом на основании  договора купли-продажи,  мены, дарения или  иной

сделки об отчуждении отходов.

 

     3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные  отходы

в    собственность    другому   лицу,   передавать   ему,     оставаясь

собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными

отходами,  если  у  этого лица   имеется  лицензия  на  осуществление

деятельности в области обращения с опасными отходами.

 

     4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом

оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо,

в собственности, во владении  либо в пользовании которого  находится

земельный участок, водоем или  иной объект, где находятся  брошенные

отходы,  может обратить  их  в свою  собственность,  приступив к  их

использованию  или  совершив  иные  действия,  свидетельствующие  об

обращении  их   в   собственность  в   соответствии  с   гражданским

законодательством.

 

    

             ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

                   СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                   В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

                                 

                                 

        Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области

                        обращения с отходами

 

     К полномочиям   Российской  Федерации  в  области  обращения    с

отходами относятся:

 

     разработка и принятие  федеральных законов  и иных  нормативных

правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

 

     проведение в    Российской  Федерации   единой    государственной

политики в области обращения с отходами;

 

     осуществление надзора    за     исполнением      законодательства

Российской Федерации в области обращения с отходами;

 

     организация и осуществление государственного контроля и надзора

за деятельностью в области обращения с отходами;

 

     определение компетенции  специально уполномоченных  федеральных

органов исполнительной власти в области обращения с отходами;

 

     разработка, утверждение   и  реализация   федеральных   целевых

программ в области обращения с отходами;

 

     лицензирование деятельности  в  области  обращения   с  опасными

отходами;

 

     установление государственных стандартов,  правил, нормативов  и

требований безопасного обращения с отходами;

 

     осуществление мер по  предупреждению и ликвидации  чрезвычайных

ситуаций  природного   и  техногенного   характера,  возникших    при

осуществлении обращения с отходами;

 

     организация государственного  учета  и  отчетности  в   области

обращения с отходами;

 

     обеспечение населения  информацией   в    области  обращения   с

отходами;

 

     определение порядка ведения государственного кадастра отходов и

организация его ведения;

 

     обеспечение экономических, социальных  и  правовых условий  для

более полного использования отходов и уменьшения их образования;

 

     осуществление международного     сотрудничества      Российской

Федерации в области обращения с отходами;

 

     осуществление иных предусмотренных законодательством Российской

Федерации полномочий.

 

    

        Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации

                   в области обращения с отходами

 

     К полномочиям    субъектов   Российской  Федерации    в   области

обращения с отходами относятся:

 

     обеспечение проведения  государственной   политики  в   области

обращения с отходами;

 

     осуществление правового  регулирования  в области   обращения  с

отходами в соответствии  с законодательством Российской Федерации  и

контроль за осуществлением такого регулирования;

 

     проектирование и строительство  объектов размещения отходов,  а

также объектов использования и обезвреживания отходов;

 

     определение органов исполнительной власти субъектов  Российской

Федерации  в  области  обращения с  отходами   и  компетенции  данных

органов;

 

     организация и осуществление государственного контроля и надзора

за деятельностью в области обращения с отходами;

 

     проведение мероприятий   по     предупреждению    и    ликвидации

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших

при осуществлении обращения с отходами;

 

     разработка и реализация региональных целевых программ в области

обращения с отходами, участие в разработке и выполнении  федеральных

целевых программ в области обращения с отходами;

 

     обеспечение экономических, социальных  и  правовых условий  для

более полного использования отходов и уменьшения их образования;

 

     обеспечение населения  информацией   в    области  обращения   с

отходами;

 

     участие в ведении государственного кадастра отходов;

 

     участие в международном  сотрудничестве Российской Федерации  в

области обращения с отходами;

 

     иные полномочия в области обращения с отходами, не отнесенные к

полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.

 

    

       Статья 7. Специально уполномоченные федеральные органы

             исполнительной власти в области обращения

                             с отходами

 

     Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной

власти в области  обращения с отходами  являются федеральные  органы

исполнительной власти, на которые в установленном порядке  возложено

выполнение задач  и  функций государственного  управления в  области

обращения с отходами.

 

    

        Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления

                   в области обращения с отходами

 

     Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в

области обращения с отходами в пределах полномочий,   предоставленных

им   законодательством    Российской  Федерации  и   законодательством

субъектов Российской Федерации.

 

   

         ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

 

    

         Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению

                        с опасными отходами

 

     1. Деятельность  по  обращению  с  опасными  отходами   подлежит

лицензированию.

 

     Обязательным условием лицензирования деятельности по   обращению

с опасными отходами  является соблюдение требований охраны  здоровья

человека и охраны окружающей природной среды.

 

     2. Порядок лицензирования деятельности по обращению с  опасными

отходами определяет Правительство Российской Федерации.

 

    

       Статья 10. Требования к проектированию, строительству,

              реконструкции, консервации и ликвидации

             предприятий, зданий, строений, сооружений

                          и иных объектов

 

     1. При      проектировании,    строительстве,     реконструкции,

консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и

иных объектов,  в процессе эксплуатации  которых образуются  отходы,

граждане,  которые осуществляют  индивидуальную  предпринимательскую

деятельность   без    образования   юридического   лица    (далее    -

индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:

 

     соблюдать экологические,   санитарные   и    иные    требования,

установленные  законодательством  Российской  Федерации   в   области

охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

 

     иметь техническую    и     технологическую     документацию     об

использовании, обезвреживании образующихся отходов.

 

     2. Строительство,  реконструкция,   консервация  и   ликвидация

предприятий,   зданий,   строений,   сооружений   и  иных   объектов,

эксплуатация которых  связана с обращением  с отходами,  допускаются

при наличии положительного заключения государственной  экологической

экспертизы.

 

     3. При  проектировании  жилых  зданий,  а  также   предприятий,

зданий,   строений,  сооружений   и    иных  объектов,   в    процессе

эксплуатации которых  образуются отходы, необходимо  предусматривать

места  (площадки)   для   сбора  таких    отходов  в  соответствии   с

установленными  правилами,   нормативами  и  требованиями  в  области

обращения с отходами.

 

    

         Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий,

                    зданий, строений, сооружений

                          и иных объектов

 

     Индивидуальные предприниматели   и    юридические   лица     при

эксплуатации  предприятий,  зданий,   строений,  сооружений  и   иных

объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

 

     соблюдать экологические,   санитарные   и    иные    требования,

установленные  законодательством  Российской  Федерации   в   области

охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

 

     разрабатывать проекты нормативов образования отходов и  лимитов

на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

 

     внедрять малоотходные    технологии    на     основе    новейших

научно-технических достижений;

 

     проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

 

     проводить мониторинг состояния  окружающей  природной среды  на

территориях объектов размещения отходов;

 

     предоставлять в установленном порядке необходимую информацию   в

области обращения с отходами;

 

     соблюдать требования   предупреждения   аварий,   связанных   с

обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

 

     в случае    возникновения  или   угрозы    аварий,  связанных   с

обращением  с отходами,  которые   наносят  или могут  нанести  ущерб

окружающей природной  среде, здоровью или  имуществу физических  лиц

либо имуществу  юридических  лиц, немедленно  информировать об  этом

специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в

области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, органы местного самоуправления.

 

    

        Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

 

     1. Создание    объектов   размещения  отходов    допускается   на

основании    разрешений,   выданных    специально    уполномоченными

федеральными органами  исполнительной власти в  области обращения  с

отходами в соответствии со своей компетенцией.

 

     2. Определение места строительства объектов размещения  отходов

осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических

и   иных)  исследований в  порядке,  установленном  законодательством

Российской  Федерации,   и  при  наличии   положительного   заключения

государственной экологической экспертизы.

 

     3. На территориях объектов размещения  отходов и в пределах  их

воздействия  на  окружающую природную  среду  собственники  объектов

размещения отходов,  а также   лица,  во владении  или в  пользовании

которых  находятся   объекты размещения  отходов,  обязаны   проводить

мониторинг   состояния  окружающей   природной   среды   в   порядке,

установленном  специально   уполномоченными  федеральными   органами

исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии

со своей компетенцией.

 

     4. Собственники объектов размещения  отходов, а также лица,  во

владении  или в  пользовании  которых находятся  объекты   размещения

отходов,  после  окончания  эксплуатации  данных   объектов   обязаны

проводить контроль  за их  состоянием и  воздействием на  окружающую

природную  среду и   работы  по  восстановлению нарушенных  земель   в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

     5. Запрещается захоронение отходов  на территориях городских  и

других поселений, лесопарковых, курортных,  лечебно-оздоровительных,

рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях

подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого  и

хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов

в местах  залегания полезных  ископаемых  и ведения   горных работ  в

случаях, если возникает  угроза загрязнения мест залегания  полезных

ископаемых и безопасности ведения горных работ.

 

     6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр

объектов размещения   отходов.  Ведение    государственного    реестра

объектов размещения отходов  осуществляется в порядке,  определенном

Правительством Российской Федерации.

 

    

          Статья 13. Требования к обращению с отходами на

              территориях городских и других поселений

 

     1. Территории городских и других поселений подлежат  регулярной

очистке от отходов  в соответствии  с экологическими, санитарными  и

иными требованиями.

 

     2. Организацию деятельности в  области обращения с отходами  на

территориях  городских   и   других  поселений   осуществляют   органы

местного   самоуправления   в    соответствии   с   законодательством

Российской Федерации.

 

     3. Порядок  сбора отходов  на  территориях городских  и  других

поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые  отходы,

цветные и черные металлы,  текстиль, бумага и другие),  определяется

органами   местного   самоуправления   и    должен    соответствовать

экологическим,  санитарным  и  иным  требованиям  в  области  охраны

окружающей природной среды и здоровья человека.

 

    

       Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами

 

     1. Опасные  отходы  в   зависимости  от  степени  их   вредного

воздействия  на  окружающую  природную   среду  и  здоровье   человека

подразделяются  на классы   опасности  в соответствии  с  критериями,

установленными  специально  уполномоченными  федеральными   органами

исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии

со своей компетенцией.

 

     2. Индивидуальные  предприниматели   и    юридические  лица,   в

процессе  деятельности которых  образуются  опасные отходы,  обязаны

подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу  опасности

в   порядке,  установленном специально  уполномоченными  федеральными

органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

 

     3. На опасные   отходы  должен быть  составлен паспорт.  Паспорт

опасных  отходов   составляется  на  основании   данных  о  составе   и

свойствах   опасных   отходов,   оценки    их   опасности.    Порядок

паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.

 

     4. Деятельность индивидуальных  предпринимателей и  юридических

лиц,  в  процессе  которой образуются  опасные   отходы,  может  быть

ограничена   или    запрещена   в   установленном   законодательством

Российской Федерации  порядке  при отсутствии  технической или  иной

возможности обеспечить безопасное  для окружающей природной среды  и

здоровья человека обращение с опасными отходами.

 

    

        Статья 15. Требования к профессиональной подготовке

               лиц, допущенных к обращению с опасными

                              отходами

 

     1. Лица,  которые допущены  к  обращению с  опасными   отходами,

обязаны    иметь   профессиональную    подготовку,    подтвержденную

свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

 

     2. Ответственность за  допуск   работников к  работе с  опасными

отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

 

    

         Статья 16. Требования к транспортированию опасных

                              отходов

 

     1. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться   при

следующих условиях:

 

     наличие паспорта опасных отходов;

 

     наличие специально  оборудованных  и  снабженных   специальными

знаками транспортных средств;

 

     соблюдение требований безопасности к транспортированию  опасных

отходов на транспортных средствах;

 

     наличие документации для  транспортирования и передачи  опасных

отходов  с указанием  количества  транспортируемых опасных  отходов,

цели и места назначения их транспортирования.

 

     2. Порядок транспортирования  опасных   отходов на  транспортных

средствах, требования  к погрузочно-разгрузочным работам,  упаковке,

маркировке опасных отходов и требования к обеспечению  экологической

и пожарной  безопасности определяются государственными  стандартами,

правилами и нормативами,  разработанными и утвержденными  специально

уполномоченными  федеральными   органами  исполнительной  власти    в

области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

 

    

           Статья 17. Трансграничное перемещение отходов

 

     1. Ввоз отходов на территорию  Российской Федерации в целях  их

захоронения и обезвреживания запрещается.

 

     2. Ввоз отходов на территорию  Российской Федерации в целях  их

использования осуществляется  на основании  разрешения, выданного  в

установленном порядке.

 

     3. Порядок трансграничного перемещения отходов  устанавливается

Правительством Российской Федерации.

 

    

     ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

                   В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

                                  

 

       Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

 

     1. В  целях обеспечения  охраны  окружающей природной  среды  и

здоровья  человека, уменьшения  количества  отходов применительно  к

индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам,  осуществляющим

деятельность  в  области   обращения  с  отходами,   устанавливаются

нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

 

     2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии   с

нормативами предельно допустимых  вредных воздействий на  окружающую

природную  среду    специально   уполномоченные  федеральные   органы

исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии

со своей компетенцией.

 

     3. Индивидуальные   предприниматели    и    юридические     лица,

осуществляющие  деятельность   в  области   обращения  с   отходами,

разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их

размещение.

 

     4. Порядок  разработки  и  утверждения  нормативов  образования

отходов  и  лимитов   на  их  размещение  определяет   Правительство

Российской Федерации.

 

     5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их

размещение деятельность     индивидуальных    предпринимателей     и

юридических  лиц  в   области  обращения    с  отходами  может    быть

ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном

законодательством Российской Федерации.

 

    

         Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с

                              отходами

 

     1. Индивидуальные   предприниматели    и    юридические     лица,

осуществляющие деятельность в области обращения с отходами,  обязаны

вести в установленном  порядке учет образовавшихся,  использованных,

обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц,

а также  размещенных отходов.  Порядок учета в  области обращения  с

отходами устанавливают специально уполномоченные федеральные  органы

исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии

со   своей  компетенцией;  порядок статистического  учета  в  области

обращения с отходами  - специально уполномоченный федеральный  орган

исполнительной власти в области статистического учета.

 

     2. Индивидуальные   предприниматели    и    юридические     лица,

осуществляющие деятельность в области обращения с отходами,  обязаны

представлять отчетность  в  порядке и   в  сроки, которые  определены

специально уполномоченным федеральным органом исполнительной  власти

в   области  статистического  учета  по  согласованию  со  специально

уполномоченными  федеральными   органами  исполнительной  власти    в

области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

 

     3. Индивидуальные   предприниматели    и    юридические     лица,

осуществляющие  деятельность   в  области   обращения  с   отходами,

обеспечивают   хранение   материалов   учета    в   течение    срока,

определенного  специально   уполномоченными  федеральными   органами

исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии

со своей компетенцией.

 

    

             Статья 20. Государственный кадастр отходов

 

     1. Государственный кадастр отходов включает в себя  федеральный

классификационный каталог  отходов, государственный реестр  объектов

размещения отходов, а также банк  данных об отходах и о  технологиях

использования и обезвреживания отходов различных видов.

 

     2. Государственный  кадастр   отходов  ведется  по  единой   для

Российской  Федерации   системе.  Порядок  ведения    государственного

кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

 

    

                ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

                   В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

 

 

            Статья 21. Основные принципы экономического

                 регулирования в области обращения

                             с отходами

 

     Основными принципами  экономического  регулирования  в  области

обращения с отходами являются:

 

     уменьшение количества отходов и  вовлечение их в  хозяйственный

оборот;

 

     платность размещения отходов;

 

     экономическое стимулирование деятельности в области обращения с

отходами.

 

    

        Статья 22. Программы в области обращения с отходами

 

     1. В целях планирования  мер по уменьшению количества  отходов,

их использованию,  обезвреживанию  и размещению  с учетом   состояния

окружающей природной среды, а также уровня   социально-экономического

развития  территорий  федеральные  органы   исполнительной  власти  и

органы   исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации

разрабатывают  соответственно   федеральные   целевые  программы    и

региональные целевые программы в области обращения с отходами.

 

     2. Финансирование  программ   в  области  обращения   с  отходами

осуществляется  в   соответствии   с  законодательством   Российской

Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 

    

               Статья 23. Плата за размещение отходов

 

     1. Плата  за  размещение  отходов   взимается  с  индивидуальных

предпринимателей    и     юридических    лиц    в    соответствии    с

законодательством Российской Федерации.

 

     2. Базовые  нормативы платы  за  размещение отходов  определяет

Правительство Российской Федерации.

 

     3. Дифференцированные  ставки    платы  за  размещение   отходов

устанавливают с учетом  экологической обстановки на  соответствующих

территориях  на основании  базовых   нормативов платы  за  размещение

отходов  в  соответствии с  законодательством  Российской  Федерации

органы  исполнительной  власти   субъектов  Российской  Федерации   по

согласованию  со  специально уполномоченными  федеральными  органами

исполнительной власти в области обращения с отходами в  соответствии

со своей компетенцией.

 

    

       Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в

                    области обращения с отходами

 

     1. Экономическое   стимулирование   деятельности   в     области

обращения с отходами осуществляется посредством:

 

     понижения размера платы  за  размещение отходов  индивидуальным

предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в

процессе которой  образуются отходы, при  внедрении ими  технологий,

обеспечивающих уменьшение количества отходов;

 

     применения ускоренной  амортизации  основных    производственных

фондов, связанных с осуществлением деятельности в области  обращения

с отходами.

 

     2. Меры экономического  стимулирования  деятельности в  области

обращения    с    отходами    осуществляются    в    соответствии     с

законодательством Российской Федерации.

 

   

         ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

 

    

        Статья 25. Государственный контроль за деятельностью

                   в области обращения с отходами

 

     1. Государственный   контроль   за  деятельностью   в    области

обращения   с    отходами  осуществляют   специально   уполномоченные

федеральные  органы   исполнительной  власти в  области  обращения   с

отходами   в    соответствии   со   своей    компетенцией   и   органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

     2. Государственный   контроль   за  деятельностью   в    области

обращения с отходами включает в себя:

 

     контроль за   выполнением   экологических,  санитарных  и   иных

требований в области обращения с отходами;

 

     контроль за     соблюдением    требований     к    трансграничному

перемещению отходов;

 

     контроль за   соблюдением  требований  пожарной   безопасности  в

области обращения с отходами;

 

     контроль за соблюдением  условий осуществления деятельности  по

обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;

 

     контроль за соблюдением требований предупреждения и   ликвидации

чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

 

     контроль за соблюдением  требований и правил  транспортирования

опасных отходов;

 

     контроль за выполнением  мероприятий  по уменьшению  количества

отходов  и вовлечению  отходов   в  хозяйственный оборот  в  качестве

дополнительных источников сырья;

 

     контроль за достоверностью предоставляемой информации в области

обращения с отходами и отчетности об отходах;

 

     выявление нарушений  законодательства  Российской  Федерации   в

области  обращения   с  отходами  и  контроль  за  принятием  мер  по

устранению таких нарушений;

 

     привлечение в   установленном  порядке  виновных   индивидуальных

предпринимателей  и юридических  лиц  к ответственности,  применение

штрафных   санкций,   предъявление  исков    о   возмещении   ущерба,

причиненного  окружающей  природной   среде  и  здоровью   человека  в

результате нарушения законодательства Российской Федерации в области

обращения с отходами.

 

     3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль  за

деятельностью в области обращения с отходами, могут быть  обжалованы

в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

    

           Статья 26. Производственный контроль в области

                        обращения с отходами

 

     1. Юридические   лица,  осуществляющие  деятельность  в  области

обращения  с отходами,  организуют  и осуществляют  производственный

контроль  за  соблюдением  требований  законодательства   Российской

Федерации в области обращения с отходами.

 

     2. Порядок осуществления  производственного контроля в  области

обращения  с отходами   определяют  юридические лица,  осуществляющие

деятельность в  области   обращения с  отходами,  по согласованию  со

специально  уполномоченными  федеральными  органами    исполнительной

власти в области обращения с отходами.

 

    

        Статья 27. Общественный контроль в области обращения

                             с отходами

 

     Общественный контроль   в    области   обращения   с     отходами

осуществляют  граждане   или  общественные  объединения  в   порядке,

предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

    

     ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

 

 

            Статья 28. Виды ответственности за нарушение

              законодательства Российской Федерации в

                    области обращения с отходами

 

     Неисполнение или   ненадлежащее   исполнение   законодательства

Российской Федерации  в  области обращения  с отходами   должностными

лицами    и     гражданами    влечет    за    собой    дисциплинарную,

административную, уголовную или гражданско-правовую  ответственность

в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

    

          Статья 29. Исковые требования об ограничении, о

                 приостановлении или о прекращении

                 деятельности лиц, осуществляемой с

               нарушением законодательства Российской

              Федерации в области обращения с отходами

 

     1. Исковые требования об  ограничении, о приостановлении или  о

прекращении   деятельности   юридических   лиц,    осуществляемой    с

нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения

с   отходами,   рассматриваются   судом   или   арбитражным  судом    в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

     2. Исковые требования об  ограничении, о приостановлении или  о

прекращении     деятельности    индивидуальных     предпринимателей,

осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации  в

области обращения с отходами, рассматриваются судом.

 

    

                ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

    

       Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в

                                силу

 

     Настоящий Федеральный  закон  вступает   в  силу  со  дня   его

официального опубликования.

 

    

         Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в

                соответствие с настоящим Федеральным

                              законом

 

     Нормативные правовые   акты    Российской   Федерации   подлежат

приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

 

                                      Президент Российской Федерации

                                                            Б.Ельцин

                                                                   

                                                                   

Москва, Кремль

24 июня 1998 года

N 89-ФЗ

 

 

 

Текст документа сверен по:

Российская газета,

N 121, 30.06.98