Белова Г.В., 2000 г., Петрозаводск.
Творческие копилки на уроках математики.
Одним из аспектов межпредметного применения ТРИЗ является вопрос об организации поисковой (исследовательской) работы в рамках конкретных учебных курсов. Опыт показывает: процесс решения учебной проблемы не будет мотивированным, если в нем пропущен этап сбора информационного фонда. В качестве такого фонда в математике мы предлагаем использовать творческую копилку - набор разнообразных математических объектов, конструируемых учащимися по заданным параметрам.
Нами разработаны и применяются следующие виды творческих копилок.
1. Копилка - конструктор объектов из заданных элементов. Используется на этапах отработки навыков, применения знаний в новых условиях. Цели: встраивание понятия в систему знаний, изучение многообразия объектов данного множества.
Технология использования:
Задаются элементы конструктора (“части объекта”), предлагается составить с помощью данного конструктора объекты, соответствующие определению.
Формируется копилка сконструированных объектов.
Объекты объединяются в группы по наиболее ярким признакам.
Анализируются способы получения новых объектов, соответствующих определению.
Обсуждаются общие и новые (частные) приемы работы с объектом.
2. Конструирование примеров и по определению. Копилка применяется при изучении нового материала. Ее цель: определить место объекта в системе математических понятий, познакомить с полным спектром объектов, подходящих под данное определение.
Технология использования:
Дается определение математического объекта (“Пропорцией называется равенство двух отношений”).
Дети предлагают свои примеры объектов, подходящих под данное определение. Создается копилка.
Анализ копилки используется для изучения свойств объекта (Получаем понятие верной и неверной пропорции. Отвечаем на вопросы: “Какие изменения в пропорцию можно вносить и что при этом меняется? Какие изменения нарушают и не нарушают пропорцию?”).
В некоторых случаях при классификации объектов выстраиваются новые определения (числовая пропорция, пропорция с переменными).
3. Копилка контрпримеров. Цель: научить осознанно пользоваться определением и формировать умение доказывать.
Технология использования:
Вводится определение
Отрабатывается схема определения группа - существенные признаки.
Предлагается составить примеры, не удовлетворяющие определению (используется объект другого класса, используются не все существенные признаки, заменяются похожими).
Полученная копилка используется для доказательства ложности утверждений, поиска и классификации ошибок.
4. Копилка свойств. Применяется на этапе изучения нового материала. Цель - самостоятельное “открытие” свойств математических объектов.
Рассматриваем математический объект с готовым определением. Ставятся задачи на изменение объекта в рамках, допустимых определением.
Детьми осуществляются различные изменения объекта - варианты изменений накапливаются.
Проводится совместный анализ полученной копилки.
Формулируются выявленные свойства объектов.
Если возможно - полученные свойства доказываются.
5. Копилка признаков. Вводится на этапе изучения нового материала с целью встраивания в систему уже изученных математических объектов, выявления необходимых и достаточных условий существования объекта.
Известны определения и свойства геометрического объекта. Требуется найти признаки, по которым можно отличить данный объект среди других объектов более широкого множества.
Предлагается привести примеры объекта, совпадающего с данным по некоторым свойствам, но не относящегося к данному классу (не подходящему под определение).
Собирается соответствующая копилка контр примеров.
Копилка анализируется, выявляются необходимые и достаточные признаки объекта.
Признаки формулируются при помощи оборота “если...то”.
Признаки доказываются.
6. Копилка способов решения. Применяется на этапах отработки навыков, закрепления материала, применения знаний в новых условиях с целью развития гибкости мышления
Дано задание. Требуется отнести его к различным классам, выделяя свойства и признаки математических объектов.
Собирается копилка признаков и свойств, пользуясь которыми можно работать с данным заданием.
Определяются возможные способы решения поставленной задачи.
Осуществляются решения разными способами.
Анализируются результаты. Оцениваются разные способы решения задачи.
7. Копилка решений “стандартных проблем” (имеются в виду типовые учебные задачи, возникающие на всем пути изучения предмета: доказательство равенства отрезков, углов, равенства и подобия треугольников и т.п.) Применяется при решении задач. Цель: накопление возможных путей решения учебной проблемы.
В отличии от предыдущей, данная копилка формируется по мере изучения новых ресурсов. Обращение к ней позволяет поднять в активную память пройденный раннее материал, найти выход из тупиковой ситуации, когда задача не решается.
Последовательное применение указанных копилок фактически реализует “цепочку” ТРИЗ-исследования: проблема - сбор информации - модель - сбор дополнительной информации в рамках модели - анализ информации: выявление и разрешение противоречий - выход на новую модель и т. д.
Таким образом появляется возможность создать систему работы в русле проблемного обучения математике.