С новым годом! С новым веком! С новым тысячелетием!
Январь 2001

Листок ТРИЗОВЦА №3.

“Мышление талантливо тогда, когда оно работает в соответствии с законами внешнего мира”    

(Г.С. Альтшуллер).

glash.gif (4096 bytes)Новости ТРИЗ-движения.

Разнообразная и кочующая.                                                   Е. Еремушкина

Недавно в нашей школе прошла I U Научно-практическая конференция. Официально она началась (и закончилась) 22 декабря. Но были секции, которые оказались “впереди планеты всей”, одна из них - секция ТРИЗ. На этой секции (она проходила 2-й раз) собрались очень разнообразные слушатели и выступающие. Все доклады были весьма интересные и сильно отличались друг от друга (но об этом позже).

Как на любой уважающей себя секции тут была достойная комиссия, состоящая из А.Б. Селюцкого, Н.В. Рубиной, Т.Н. Марусенко, Г.В. Беловой, Е.А. Драган и руководителя секции А.А. Нестеренко. Секция была не только разнообразная, но и кочующая. Действо началось в кабинете информатики, где были представлены компьютерная программа Алексея Нестеренко о программе расчета траекторий движения космических тел (относящаяся вообще-то к секции Астрономии) и программы Димы Антипова по Методу Маленьких Человечков. После чего вся честная компания переместилась в соседний, 401 кабинет. Здесь зрителям были представлены групповая работа Дениса Агеева, Виталия Питерского и Сергея Клименко, посвященная усовершенствованию лоджий, а также групповая работа Кирилла Белова, Аркадия Екимова и Жени Богданова, занимающихся созданием идеальной парты для школьников. Далее пошли “одиночки”: Надежда Каргинова, которая трудится над задачами-ловушками, Аня Родионова, второй год занимающаяся изучением софизмов, Катя Еремушкина с работой об образах дождя в поэзии, Саша Галов, старающийся решить проблему “идеальной зимней обуви” (чтоб обувь зимой по льду не скользила) и Катя Михеева с биологической работой на тему усовершенствования человеческого скелета по Законам Развития Систем.

Слушать было интересно, но не менее интересно было обсуждать и задавать вопросы к работам (было, над чем задуматься!) А все участники получили шоколадные монеты достоинством в $1 (1 доллар). Но не это главное, главное - поделиться с другими своим наработанным материалом и, конечно, других послушать.

Незаметно секция ТРИЗ плавно перетекла в секцию Астрономии, но это уже другая история...

 

Китайские воспоминания.                                                                                         А.А. Нестеренко

    Почему-то все очень удивляются - как это меня “занесло” преподавать ТРИЗ в Китае. Китайцев, между прочим, это удивление наверняка бы обидело. Они хотят жить в открытой стране и серьезно переживают, не считают ли их иностранцы “людьми второго сорта”... В чем-то они очень похожи на нас, может быть, потому, что в истории у нас много общего... Я благодарна судьбе, подарившей мне в Китае встречи с умными, интересными людьми.

    Конечно, китайцы много потеряли в годы “культурной революции”, ставшие годами истребления культуры. Сегодня у них большие проблемы со знанием иностранных языков: русский забыли, английский еще не выучили... Десятилетиями не переводились ни западные, ни российские книги по педагогике, психологии, и теперь приходится наверстывать упущенное. В китайской школе 70 - 80 человек в классе считается нормой, а учебники напоминают наши 10 - 20 лет назад. Учить в таких условиях творчеству почти невозможно. Я очень обрадовалась, когда узнала, что моими слушателями будут, в основном, воспитатели детских садов - в садах детей в группе меньше (около 30), там, конечно, гораздо легче, чем в школе заниматься развитием творческих способностей.

    Китайские учителя и воспитатели хорошо осознают свои проблемы и пытаются изменить ситуацию. ТРИЗ они изучали очень старательно и, мне показалось, довольно успешно.

    Аудитория у меня была большая - 60 человек. Работали с переводчиком: я говорю фразу, он переводит. Так и читали лекции. Кстати, для меня это оказалось очень полезным: приучает четко и грамотно строить свою речь. Когда я давала практические задания (например, придумать сказку или решить задачу), приходилось нести микрофон тем, кто желал отвечать. Девушки говорили в микрофон, а мой переводчик Чжан параллельно переводил мне их ответы. Это позволяло экономить время. В качестве наглядности я использовала небольшие плакаты, которые нарисовали мои ученицы Кати (Еремушкина и Михеева), в качестве методических материалов - мои статьи, “сказочный задачник” и сочинения учеников “Ц-класса”. Все это с такой скоростью переводилось на китайский, что я до сих пор не знаю, чьи конкретно сказки остались на память китайским воспитателям.

    За 5 дней работы я очень привязалась к своим слушательницам, почти всех помнила в лицо, и расстались мы очень тепло. Хочется надеяться, что история “детской ТРИЗ” в Китае будет иметь продолжение.


ТРИЗ в лицахlev2.gif (20921 bytes)

Прошлый выпуск нашей газеты был посвящен создателю ТРИЗ Генриху Сауловичу Альтшуллеру (1926-1998), нашему великому современнику, в последние годы жизни - нашему земляку.

А в первом очерке рубрики “ТРИЗ в лицах” я расскажу о человеке, который жил в далекой Америке. Почему о нем? Может быть, потому, что воспоминания имеют свойство стираться из памяти, а новых, о нем - уже не будет... И еще потому, что моим ученикам, наверно, интересно узнать: в Америке есть Институт Альтшуллера. В России пока нет, а в США - есть. Там, конечно, другие порядки, и создать институт, видимо, легче, чем у нас. Но все-таки это, согласитесь, здорово, что есть такое учреждение в США, которое занимается распространением ТРИЗ. Может быть, спустя некоторое время, в американских школах тоже начнут преподавать этот предмет.

А создателем и первым директором Института Альшуллера в США был Лев Шуляк - первый “тризовец” в Америке (1931-1999).

Лев Шуляк начал всерьез заниматься ТРИЗ в 77-м году, когда переехал на постоянное жительство в США. Шли так называемые “годы застоя”. Многие талантливые люди покидали тогда Россию, потому что хотели работать, хотели реализовать себя. Шуляк был одним из них. Незадолго до отъезда он изучил книгу Альтшуллера “Алгоритм изобретения” и, приехав в США, сразу же предложил себя в качестве изобретателя одной из фирм, занимавшихся созданием новой техники. Проблема, поставленная американцами в качестве испытания, оказалась стандартной задачей “на разрушение веполя”. Но в США не знали тогда ни вепольного анализа, ни стандартов. Решение Льва так поразило американцев, что они назвали усовершенствованный им прибор его именем “Шуляк питатель”. Некоторое время Лев работал изобретателем по найму, потом организовал свое дело, затем был сотрудником в одной из фирм НАСА. К тому времени, как Россия стала открытой страной и Шуляк смог связаться с Ассоциацией ТРИЗ, он довольно прочно “стоял на ногах”.

В то время в США уже работали тризовские фирмы. Они занимались разработкой компьютерных программ поддержки изобретательства, решением задач. Шуляк создает институт Альтшуллера, чтоб развивать преподавание ТРИЗ в Америке. Для этого нужны преподаватели американцы, книги на английском языке, по которым можно изучать ТРИЗ. Он переводит на английский “И тут появился изобретатель”, “Альбом приемов устранения технических противоречий”, начинает готовить кадры преподавателей...

Он умел жить бодро, активно, с удовольствием. В 65 лет получил права на вождение самолета. В 69 первый раз прыгнул с парашютом. “Старость, закат, конец жизни” - это было не о нем. Мы собирались долго сотрудничать, у него были большие планы... Во время наших съездов он готовил завтраки на все старшее поколение тризовцев.

23 декабря 1999 года Лев Шуляк погиб в авиакатастрофе, (в самолет, которым он управлял, врезался другой частный самолет, с неопытным пилотом).

Сперва нам казалось, что Институт Альтшуллера погибнет вместе с его создателем - ведь все его сотрудники, кроме Льва даже не знают русского языка, а большинство трудов по ТРИЗ сегодня все еще можно прочитать только по-русски. Но институт продолжает работать. И, кажется, его новый директор, Ричард Лонжевен, сдаваться не собирается.

И мы с благодарностью вспоминаем человека, который старался сделать ТРИЗ - и тризовцев - понятными миллионам людей, знающих английский язык.

А.А.Нестеренко

Наше творчество.                                                        А. Кузнецов. Рисунок автора

Новогодняя сказка

tale.gif (9714 bytes)Жили-были старик со старухой, и дожили они до 2000 г. Но были они такие старые-престарые, что у них не было сил не только украсить елку, но и срубить ее. И они от этого были грустные-прегрустные и не знали, что им делать...

До нового года 1 час, а старик и старуха так и сидят у своего разбитого Мерса и плачут. Вдруг раздается оглушительный взрыв, пыль столбом, и появляется добрая фея, а точнее, фей. Весь в золотых цепочках, ролекс на руке, наушники в ухе, а во рту золотой зуб.

- Как старые поживаете? Че кумаритесь (грустите)? - спросил сходу он.

- Да вот, милок, авто-кранто, манто- прорво и елку никак не достать, старые уже мы!

- Не поможешь ли? - отвечали старички, умоляюще глядя на волшебника.

- Заметано (конечно), дедки! Все будет tip and top” - маг взмахивает волшебным “мобильником” и появляется целая группа крепких качков.

- Кого замочить, а?! - дружно гаркают они, направляясь прямо к старику.

- Да нет! - кричит волшебник. - Нужно просто срубить и привести этим старикам елку. Поняли?”

Крепкие ребята, которые уже начал было трясти старичка, удивленно поворачиваются к магу, но не прекословят и идут выполнять задание. Через некоторое время они приходят и устанавливают елку.

Старички не могут нарадоваться на елку. Но тут им приходит в голову расчетливая мысль, попросить у волшебника новое авто, новое манто, ну, и хороший домишко, пожалуй. Волшебник быстро набирает номер на своем волшебном телефоне, что-то говорит и тут же все, что просили дед со старухой, появляется.

И вдруг оказывается, что старик и старуха еще и помолодели!

- А это подарок к новому тысячелетию, за то, что в начале вы попросили елку, а не материальные блага! - проговорил, исчезая, волшебник.

А потом они жили долго и счастливо.

 

Конкурсы в День Тризовца! Некоторые итоги.

ris2.gif (2324 bytes)  

ris4.gif (16262 bytes)

ris3.gif (12549 bytes)
Конкурс на лучший автограф Собачка. Автор - Мокиева Оля, 9 "В". Львенок. Няттиева Рута, 5 "В".

Автор не обнаружен.

Конкурс дорисованных клякс

 

 Проекты... Проекты... Проекты...

Совсем недавно ученики 10-го “Ц” класса начали работу над двумя новыми очередными проектами, один из которых очень перспективен. Этот проект – безотходное производство на базе школы. В рамках этого проекта рассматриваются такие проблемы, как озеленение школы, утилизация бумажного и других видов мусора, сокращение количества используемого мела, работа в школе водопровода и канализации, улучшение использования лампочек, экономия воды и другие. В работе над проектом ученикам помогает программа “Чистое производство”, которая работает по всей Европе. К сожалению, ребятам не хватает нужной информации, так что придется ставить всевозможные опыты, проводить вычисления. В результате работы десятиклассники надеются получить ряд технических решений, которые можно будет применить.

В одном из ближайших номеров листка вы сможете поподробнее узнать про этот многообещающий проект.

*******************

august.gif (15316 bytes)Второй проект посвящен древнему Риму. Хотя основная часть проекта завершена, остается еще много работы – надо оформить в Интернете сайт. В начале же весь класс был поделен на рабочие группы, каждая из которых работала над собственной темой. Темы были следующие:

1) Государство и право 2) Религия и философия 3) Семья, быт, дом 4) Наука и обучения 5) Развлечения 6) Армия и войны. В каждой группе были люди, которые отвечали за определенную часть работы: за внешнюю сторону, за системность, за интерес, за проблемность, а также за работу со зрителями на уроках-конференциях. За то время, пока велась основная часть, ученики узнали много нового о древнем Риме. Проекты такого типа, несомненно, важны и полезны. Сейчас же готовится сайт: печатаются материалы, готовятся необходимые схемы, ищутся подходящие иллюстрации.

Когда этот сайт будет готов, редакция сообщит вам его адрес.

Редакция

back1.gif (1457 bytes)