2000 - 2001 учебный год ЗАКОНЧИЛСЯ! Желаем вам веселых  каникул!

июнь 2001

Листок ТРИЗОВЦА №4.

“Мышление талантливо тогда, когда оно работает в соответствии с законами внешнего мира”  

        (Г.С. Альтшуллер).

В этом номере:

Мысли учеников 10 - или уже 11Ц - по поводу окончания учебного года.

"Наконец-то!" - "Мне грустно и весело. Год кончился, целое лето впереди. Веселись, душа!. Но это был последний год спокойной жизни. Надо выходить в люди. Впереди 11 класс. Грустно." - "10 класс был самый крутой! Но очень хочется отдохнуть." - "Жизнь прекрасна! Ура! Лето! Но сколько читать!..." "Наконец-то, даже не верится, а все-таки жалко, ведь последнее лето в школе." - "Хочу на дачу!"

glash.gif (4096 bytes)ТРИЗ - новости. 
  • В конце мая нашу школу посетила научный руководитель ТРИЗ-эксперимента доктор педагогических наук профессор МГИУ Милослава Михайловна Зиновкина и к.п.н., Рифкат Тагирович Гареев. Они проанализировали экспериментальные учебные, спланировали работу на следующий год. Рифкат Тагирович провел с группой учеников практикум на "Изобретающей машине".

  • 1-й класс "ТРИЗ" вместе со своей учительницей Нелли Николаевной Голубевой дружно  перешел во 2-й, а в гимназию приходит новый первый класс, который будет изучать ТРИЗ с   Унчиковой Мариной Михайловной.

Валентина Журавлева

Поговорим о фантастике

Фантастика требует от читателей более напряженной работы мысли, чем обычная литература. Вот вы читаете в не-фантастической повести: “Он выхватил кинжал”... - что ж, все понятно, все знают, что такое кинжал. А в фантастике вы вдруг встречаете такую фразу: “Он выхватил скорчер”. Что это такое? На что он похож, этот скорчер? На кинжал или на пистолет? Или еще на что-то? Приходится догадываться, домысливать...

Вот и получается, что писатель-фантаст должен учитывать силу воображения у своих будущих читателей. Порой приходится сдерживать фантазию, пояснять новые слова и понятия...

Фантастика привлекает читателей, тут жаловаться не приходится. Фантастику читают охотно. Но при этом иногда допускают ошибки.

Пожалуй, самая типичная ошибка состоит в том, что прочитывают несколько неудачных книг - и приходят к выводу, что вся фантастика - литература слабая, второсортная.

Судить о фантастике надо по таким авторам как Алексей Толстой, Грин, Ефремов, Брэдбери, Шекли, Саймак, Азимов... По лучшим произведениям Жюля Верна, Г.Уэллса, Чапека, Беляева.

Другая распространенная ошибка в том, что не учитывают разнообразие фантастики. Существует фантастика приключенческая и фантастика научная, фантастика прогностическая и фантастика юмористическая... Так вот, человек берет, например, приключенческую фантастику и возмущается: “Это ненаучно, тут столько ошибок!” Но разве, скажем, “Три мушкетера” не содержит исторических ошибок? Мы ценим эту книгу не за историческую точность, а за динамичный сюжет и романтику. Так и с фантастикой. В приключенческой фантастике надо ценить приключение, в прогностической - предвидение будущего, в юмористической - юмор и т.д.

Есть еще одна особенность, которую надо учитывать при чтении фантастики.

 

 

Каждое произведение - это маленький фрагмент  общей картины.

Произведений много - и в целом они по себе стеклышки не очень красивы, но вместе они образуют волшебный узор.

Может возникнуть вопрос: в какой мере писатель-фантаст вообще способен предвидеть будущее?

Интересен в этом смысле уже имеющийся опыт. Опубликованы работы Генриха Альтова, прослеживающие судьбу предвидений Ж.Верна, Г.Уэллса, А.Беляева.

Фантастика - при всей своей кажущейся невероятности - умеет видеть будущее: точность прогнозов достигает 90 процентов! Это, конечно, не случайно. Научно-фантастическая литература существует свыше ста лет. За это время она выработала эффективные методы прогнозирования.

Предвидения фантастов нередко исполняются с буквальной точностью. Эта точность настолько велика, что иногда просто невозможно найти границу между отрывком из научно-фантастического произведения и отрывком из научной или газетной статей.

Предлагаю два соединенных “куска”:

Как странно: плыть на такой глубине, где никогда не было жизни!..

И как жалко, что у нас останутся об этом только одни смутные воспоминания.

- Эти воспоминания можно сделать и не смутными, - сказал капитан...

Не успел я высказать удивление по поводу этого нового предложения капитана Немо, как матрос принес в салон фотографический аппарат.

Я быстро схватил фотокамеру, соединил ее со вспышкой, навел фокус и сделал снимок. Я надеялся, что он будет хорошим и я смогу принести обратно на поверхность  первую

 

 

фотографию, снятую на дне Атлантического океана на глубине 4 050 метров”.

Вы, конечно, догадались, что это отрывок из романа Жюля Верна “20 000 лье под водой”. Но присмотритесь внимательнее и вы заметите, что текст научно - фантастического романа где-то переходит в отчет о реальном погружении на дно Атлантического океана. Последний абзац я переписала из книги Жоржа Гуо и Пьера Вильма “На глубине 4 000 метров”, рассказывающей о глубоководных спусках батискафа ФНРС-3 . Эта книга вышла на восемьдесят восемь лет позже романа Жюля Верна.

***Герберт Уэллс считается одним из самых “фантастических” фантастов. Литературоведы спорили, считать ли его произведения “научно-фантастическими” или просто “ фантастическими”. А пока шел спор, вымысел Уэллса становился реальностью. Найдите-ка “границу” в таком отрывке:

“Предметом беседы служил огромный стальной шар, около девяти футов в диаметре, похожий на ядро для какой-нибудь титанической пушки. В двух местах, одно под другим, в стали были прорезаны круглые окна со стеклами чудовищной толщины. Мягкой обивкой было покрыто все, даже аппарат Майера, который должен был поглощать углекислоту и снабжать кислородом человека после того, как он влезет через стеклянный люк внутрь шара и люк будет завинчен”.

Легко догадаться, что речь идет о батискафе. Но вот что интересно: текст этот полностью взят из рассказа Г.Уэллса “В бездне”, написанного в 1897 году - за тридцать с лишним лет до того, как Биб и Бартон создали первую настоящую батисферу! Даже в деталях (например, наличие именно двух иллюминаторов, используемых в качестве входных люков) Уэллс предвосхитил конструкцию аппарата для глубоководных спусков.

Когда Вы будете искать тему для интересных научных исследований, вспомните о фантастике: в ней множество интересных задач и идей.

Впечатления от  рассказа  В.Н. Журавлевой. "Снежный мост над пропастью"

Этот рассказ даже трудно назвать фантастическим. Не хочется верить, что описанное в нем выдумка, так правдоподобно выглядят освещенные события. Это достигается очень точной передачей чувств, мыслей и поведения людей словами. И при такой убедительности уровень новизны в рассказе достаточно высок. Творческий подход автора виден во всем. Некоторые герои рассказа говорят на несуществующем языке, объединяющем все Европейские языки. Весь сюжет пронизан постоянной работой мысли его основных героев, которая не прерывается ни на миг.

Сюжет  же истории состоит в следующем: в младших классах одна девочка предлагает своей подруге представлять все, что происходит в математической задаче, своим воображением. Обучившись этому, героиня к концу школы может решить практически любую задачу. Все происходящее превращается в психологический эксперимент. Появляются новые идеи и две подруги добиваются невиданных успехов.

Рассказ оставляет благоприятное впечатление, и его интересно читать. Это происходит оттого, что автор обладает изрядной долей юмора, который проялвяется везде, где только можно. Также в рассказе уделено некоторое внимание науке психологии. В.Н. Журавлева дает читателю свою трактовку ее развития.

Что же касается фантазирования, то здесь использованы некоторые интересные приемы: к примеру, исследуемый объект убирается и остается только среда, которая его окружает, таким образом уровень задачи повышается до общечеловеческого. Также в рассказе совмещается несовместимое и смешивается противоположное.

По моему мнению, основная мысль рассказа состоит в следующем: с помощью воображения можно найти принципиально новый подход к любой проблеме или задаче.

Лаури Конкка

Знай наших

28 апреля в 40-м лицее проходил праздник "День науки". У ребят была возможность посетить конференцию по секциям: ТРИЗ, математики, физики, биологии, ... Но мы, несмотря на столь обильный выбор, решили посетить секцию ТРИЗ (в 40-м лицее она называлась "Игрушка для ученого"). Здесь мы познакомились и узнали результаты конкурса "Изобретательская физика в игрушках - 2-й этап".

В конкурсе было 4 задания. Участником предлагалосьпредложить всевозможные игры и развлечения, которые можно сделать на основе пластиковых бутылок, решить задачу про винт для игрушки Карлсон, придумать игрушки, использующие эффекты памяти форм и магнитные жидкости и спроектировать волчок, способный продемонстрировать как можно больше различных физических явлений.

Как выяснилось, в конкурсе в общей сложности участвовало 17 команд из разных городов Карелии, таких, как Олонец, Кондопога, Петрозаводск. Все участники конференции были настроены только на победу (особенно гости из Олонца), но, несмотря на этот боевой, сопернический настрой, кругом царила праздничная, легкая атмосфера.

Е. Еремушкина, Е. Михеева, Н. Каргинова, А. Корзунина, 10Ц, гимназия №30. Двуликий любитель яблок. Игрушка с применением магнитной жидкости.

eater.gif (26734 bytes)

Итак, после всех ознакомительных выступлений команд (кстати, мы очень рады, что к нам приехали гости из других городов, хоть и не все) перед нами выступила учитель РТВ и ТРИЗ Нестеренко Алла Александровна. Из ее трогательной, зажигательной речи мы узнали тех счастливчиков, которые заняли призовые места.

Воробьев Дмитрий, Матвеев Алексей, Петровская школа (Петрозаводск). Подводная лодка из пластиковых бутылок.

pod-lod.gif (6970 bytes)

Среди 10 - 11 классов 3-е место заняли Белов Кирилл и Екимов Аркадий, 2-е, с небольшим отрывом - Галов Александр, а 3-е, с громадным преимуществом, заняла команда девочек (Еремушкина и Михеева Екатерины, Каргинова Надежда и Корзунина Анастасия (кстати, отрадно, что все победители среди 10-11 классов - из 30-й гимназии). Среди 8-9 классов, тоже с большим отрывом, первое место заняла команда 8-классников из Петровской школы (Воробьев Дмитрий, ), 2-е - команда 1-го лицея, а 3-е - гости из Олонца.

Вы спросите, а кто же судил этот конкурс? Ответим: среди судей были: мастер ТРИЗ А.Б. Селюцкий, преподаватель Вуза (Л.С. Вагнер), учителя школ. Так что судейство было строгим, но справедливым.

Ну, а что запомнилось больше всего? Лично мне запомнилось "колечко", которое засталвяет человека "охлаждаться" в воде (идея Олонецкой команды), а также суперволчок ребят из Петровской школы, который мигает, светится, вертится и еще делает множество самых разных вещей. Но самое главное: все работы были достаточно просты, так что их понял даже я.

(К. Белов, 10 Ц)

Мусор - это круто!

Никто не сомневается в серьезности и необходимости такой науки, как экология. Другой вопрос в том, какplast.gif (7821 bytes) эту науку следует изучать. Вот Наталья Борисовна Голицына и Алла Александровна Нестеренко решили этот вопрос весьма интересным способом, о котором мы вам и хотим рассказать.

Наши педагоги умелой рукой направили поток нашей бурной деятельности на родную школу, многострадальную гимназию №30. Наш класс (10 “Ц”) был безжалостно поделен на группы по интересам, естественно экологическим. Тут и появились группы, занимающиеся озеленением, канализацией, водопроводом, а также “электрики” и, наконец, “мусорщики”. Да, мы мусорщики! И мы не стыдимся этого, а наоборот, с высоко поднятой головой несем это звание.

Перед нами стояли самые разнообразные задачи, которых оказалось более, чем достаточна при внимательном рассмотрении проблемы мусора в нашей школе. Ведь мусор - это не только контейнер в школьном дворе, но и меловая пыль, грязь с ботинок, жвачка, любезно прилепленная на парту или стул, и, наконец, бумажки, которые многие не удосуживаются донести до мусорной корзины. И мы, шестеро смелых (Белов К., Еремушкина Е., Каргинова Н., Корзунина А., Михеева Е., Стародубцев Д.) отважно взялись именно за мел и бумажки. И без ложной скромности мы можем сказать, что наша работа принесла некоторые результаты. Мы можем похвастаться несколькими “ изобретениями ”, которые мы надеемся внедрить в родной школе, что позволит хотя бы частично решить некоторые экологические проблемы. Вот эти изобретения: (об их устройстве и функциональном назначении вы можете судить по рисункам). Созданию всех этих устройств предшествовала работа по изучению данных, касающихся мела и бумажек, их количества и влияния на человека. Мы узнали много интересных фактов ( например, можем достоверно сообщить, что средний вес “бумажного мусора”, выбрасываемого за день в нашей гимназии равен примерно 600 г), провели несколько открытых уроков (один даже для норвежских гостей, и даже придумали свой герб, который им и подарили). В общем, эта работа была очень увлекательной.

Нам кажется, что каждый сможет принять участие в улучшении экологического состояния школы, потом страны, потом планеты, потом...

Катя Е., Катя М.

Наше творчество

История одного изменения

Все в нашей жизни непостоянно, так было и так будет всегда. Любой живой или неживой объект подвластен переменам: он либо со временем начинает разрушаться, либо переходит на новую стадию развития, либо просто исчезает с лица земли. Если задуматься, то всё это очень интересно, начинаешь задумываться над смыслом жизни, над тем что будет позже, над тем, что было бы,  не будь вообще никаких изменений (может,  жизнь была бы вечной).

О переменах думали многие известные люди, некоторые после себя оставили высказывания на эту тему:

“Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”. Лотарь I, король франков.

“В мире нет ничего непостоянного, кроме непостоянства”. Джонатан Свифт.

“Человек всегда остается самим собой потому, что все время меняется” Владислав Гжегорчик.

Но мылили на эту тему не только известные, ученики 10-го “Ц” класса также решили подумать и написали серию сочинений; в этом и возможно в следующем номере “Листка” мы опубликуем наиболее удачные.

***********************

    Планета Земля. Она очень самоуверенна: думает, что будет существовать всегда. Она думает так и не знает, что главный враг затаился и ждет. Враг этот – время, противник, которого до сих пор никто не может победить. Вот и планете Земля не устоять перед ним. Она даже не узнает, кто ее погубил и не увидит противника. Труднее всего бороться с врагом, которого не видишь, не ощущаешь, не можешь понять. Время не торопится, ему некуда торопиться: в запасе целая вечность. Оно знает, что победит, а поэтому просто ждет. Терпение,  - вот главное преимущество времени. Оно никому не подвластно и течет своим чередом.

Антон Агеев

********************

Солнце светило прямо на капустное поле, оно обжигало своими лучами, но ее это не трогало, ей было все равно. Она сидела с тыльной стороны листа и потихоньку догрызала его. Ей ничего не хотелось. Она думала: вот сейчас догрызу до этой жилки, а потом переберусь повыше, там листья намного сочнее.

Она даже не заметила, что все вокруг потемнело и что ужасное стрекотанье наполнило все поле. Вдруг лист, на котором она сидела, начало трясти. Она свалилась, не понимая, в чем дело, и увидело голое поле. Ничего не осталось, даже ее листа, который всю жизнь был ее убежищем и домом. Лист был тем единственным, что она знала в жизни, ей в голову не приходило, что существует что-то еще.

- Эй ты! - грубо окрикнуло ее ужасное существо, она быстро свернулась в колечко, она всегда так делала, когда что-то пугало ее.

- Эй ты! - снова прогремело в воздухе она развернулась и увидела, что тысячи таких существ наполняли все вокруг, это они издавали это невыносимое стрекотанье.

- Тебе лучше убираться отсюда, после нас здесь ничего не останется.bab.jpg (4120 bytes)

- Кто ты, - спросила она.

- Не смей обращаться ко мне, ты, ползающая. Мы называем себя саранчой, мы высшие существа, опустошаем и разрушаем все на своем пути, и ты никогда не сможешь стать такой же, ты никогда не научишься летать как мы.

Вскоре все стихло, и она осталась одна, вернее, не одна, было еще что-то, чего раньше не было, чувство обиды, обиды на то, что она не умеет летать. Это чувство сдавливало ее всю, она не могла ровно дышать. Тело ее постепенно сжималось. Она не могла больше выносить эту боль. Она хотела доказать, что не хуже других.

Очнулась она от того ,что ей стало тесно. Почему-то она оказалась в какой-то очень тесной оболочке. Она стала выбираться из нее. Когда она вылезла, то увидела свое прежнее поле. Ей показалось, что весь этот ужас ей приснился. Она забралась на самую верхушку капусты, ей было очень сложно это сделать, что-то постоянно мешало ей за спиной.

.....

Она взмахнула своими нежно лимонными крыльями и полетела в голубую прозрачность летнего неба.

Анастасия  Корзунина.

Загадки Леры Радионовой (1А класс).

Что делает?   Что такое же?
Наливается, А НЕ чашка
Катится, А НЕ мяч
Растет, А НЕ ребенок
Arb1.gif (3394 bytes)  
Что делает?   Что такое же?
Идет, А НЕ пешеход
Будит, А НЕ бабушка
Торопит, А НЕ пастух
bu2.gif (3051 bytes)
 
Что делает?   Что такое же?
Блестит, А НЕ лак
Светит, А НЕ фонарь
Опасно, А НЕ медведь
moln.gif (1888 bytes)  
Какой?   Что такое же?
Полосатая, А НЕ матрац
Четырехногая, А НЕ стул
За решеткой, А НЕ бандит
Zebrat.gif (1010 bytes)

 

back1.gif (1457 bytes)