№6 Январь 2002

“Мышление талантливо тогда, когда оно работает в соответствии с законами внешнего мира.”

      (Г.С. Альтшуллер)

В этом номере:

  • В октябре в нашем городе прошла первая международная конференция школьников и студентов “Икариада-2001”. Проекты и итоги.
  • Страничка для самых маленьких: сказки, загадки, новогодние новости с уроков РТВ.

А.А. Нестеренко

Наступило 31 декабря - последний день 20 века.
В маленькой комнате висят часы.


Под каледариком на полу стоял телевизор. Он заявил:


В этот момент в разговор вмешалась мама календарика - большой настенный календарь. На каждом ее листике было по целому месяцу. Она принялась ругать календарик:

В это время человек стоял рядом и слышал их разговор.
Он подумал:
“Для людей этот способ стать известным не годится. Ну скажешь ты, что наступила новая секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год, ну и что? Да и зачем вообще становиться известным?
... Я буду менять целое тысячелетие. Я сделаю другой жизнь. Я сделаю много открытий и изобретений. Людям станет легче жить. Разве этого недостаточно, что быть счастливым?”

Надя Каргинова

В культурной среде тризовцев часто проводятся различные конференции, съезды и другие подобные мероприятия. Обычно в них участие принимают лишь взрослые тризовцы, это люди, долго и профессионально занимающиеся изобретательством. Для младших проводились лишь конференции на местах, где просто обсуждались доклады, иной организованной работы не было. И вот наконец была реализована давно назревшая идея о международной конференции по ТРИЗ для школьников и студентов. Такая конференция прошла в Петрозаводске с 12 по 15 октября, она получила название “ИКАРиада-2001”. Ее придумал президент Международной Ассоциации ТРИЗ Марат Семенович Гафитулин, а организовали исполнительный директор Ассоциации Михаил Семенович Рубин и организация “ТРИЗ-Карелия”.

Именно здесь впервые смогли собраться вместе учащиеся, занимающиеся ТРИЗ в разных городах: в Петрозаводске, Жуковском, Чебоксарах, Днепропетровске, Красноярске, Норильске. Руководителями делегаций были мастера и специалисты по ТРИЗ М.С. Гафитулин (Жуковский), С.А. Дмитриев (Красноярск), А.А. Нестеренко, Н.В. Рубина и А.Б. Селюцкий (Петрозаводск), Н.А. и Е.А. Резники (Днепропетровск), М.Н. Шустерман (Норильск)

За эти 4 дня ребята многое успели: они прослушали большое количество интересных докладов, обсудили их. Был выполнен ряд творческих занятий, заставляющих нестандартно мыслить. Хочется отметить, что задания для всех мог предложить совершенно любой участник “ИКАРиады”. Была организована даже система управления – выбраны два равноправных сопрезидента, они грамотно и быстро привели всё в порядок и организовали работу групп, куда мог войти кто угодно по собственному желанию в зависимости от интересов: кому нравится опрашивать людей и вести статистику, тот мог войти в социологическую группу, кому ближе издание газет – в пресс-службу, кто хотел судить конкурсы и давать за победу в них призы – в конкурсную службу, а в проблемной группе находились те, кто решал центральную задачу конференции - задачу про черный ящик цивилизации.

В процессе работы была выпущена газета, где нашли своё отражение волнующие ИКАРиадцев проблемы.

Ребята также могли послушать выступления гостей: мастеров ТРИЗ из Петрозаводска А.В. Тригуба, и А.Б. Селюцкого, руководителя Ассоциации французских тризовцев А.В. Серединского, руководителя гомельской организации мастера ТРИЗ А.А. Гина, посмотреть документальный фильм “Алгоритм изобретения”.

Особым днем для гостей из других городов стало 15 октября, когда все желающие могли посетить могилу основателя ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера.

За прошедшее время было сделано много, но сколького не успели! Многие гости просто не хотели уезжать, настолько им понравилась конференция. Несомненно, ребята очень хотят ещё раз принять участие в чем-то подобном, поэтому у “Икариады-2001” должно быть продолжение. Надеюсь, что так и будет.

Д. Стародубцев

Вот, что написали по окончании конференции некоторые из ее участников.

“Всё было хорошо, только времени мало. Для верных друзей и настоящих тризовцев 4 дня не хватает. Из всех моих впечатлений самые яркие связаны с новыми друзьями Лёшей, Юрой, Женей и многими другими. И поэтому когда меня спрашивают: “Кто победил?”. Я отвечаю: “ Дружба!!” Кравец Константин. Сопрезидент ИКАРиады-2001

“Мы полагаем, что подобные конференции способствуют творческому общению детей. Они учатся формулировать и излагать свои мысли при непосредственном контакте со сверстниками и в присутствии наставников. Весьма привлекательным представляется то обстоятельство, что ребята смогли познакомиться со своими ровесниками из разных регионов не только России, но и ближнего зарубежья, с новым городом.”

Захаревичи, октябрь 2001, г. Жуковский

“Мне очень понравилось на ИКАРиаде. Была дружеская обстановка. Появилось много новых друзей. Мне ещё понравилось разделение на группы и работа этих групп. Интересны были доклады, из них я узнал много нового. На следующей ИКАРиаде надо сделать так, чтобы выступающий не боялся читать свой доклад.” С уважением! Шустерман Марк.

“Было приятно вновь увидеть Дух ТРИЗовской солидарности, увлеченности, свободы творчества. Возникло ощущение рождения новой, молодой волны тризовцев.”

Марат Гафитулин, 17 октября 2001, г.Жуковский

Эмблема “Икариады” - М.С. Гафитулин. Более подробную информацию можно получить на официальном сайте Международной Ассоциации ТРИЗ: matriz.karelia.ru

 

Задача Г.С. Альтшуллера о ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Предложена М.С.Рубиным.

Задаче о Черном Ящике икариадцы посвятили немалую долю времени и внимания. Надо сказать, она этого заслуживает. И, может быть, именно возможность обсуждать через Интернет задачи такого масштаба, подвигла нас на создание своего - икариадского - сайта, (процесс сейчас в самом разгаре). А пока мы представляем эту очень серьезную задачу в не очень серьезном изложении Екатерины Еремушкиной - прямо со страниц будущего сайта.

Итак - Задача о ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ!

Неплохо звучит! Примерно как строка из названия не очень научного, но очень фантастического романа. На самом деле это довольно серьезная задача, а если хотя бы 10 минут подумать о ней, то окажется, что она еще и глобальная. Вот представьте, что в двадцать (не будем уточнять в каком) веке все живое, что населяет землю в силу каких-либо внешних или внутренних обстоятельств исчезнет (вымрет, погибнет, переубивает друг друга - нужное подчеркнуть).

Но это еще не все! Через некоторое время жизнь опять появится, неважно в какой форме (гуманоиды, говорящие помидоры, червяки-убийцы, циклопы - ненужное вычеркнуть). И для этой самой неизвестно какой жизни нужно оставить информацию о нас и о том, что тут вообще происходило.

В какой форме должно быть послание, какую именно информацию должно содержать, каким образом оно сохранится и как будет обнаружено - это еще далеко не полный перечень вопросов. Понятно, что решить Такую Проблему сразу нереально, хотя группа "Ноев Ковчег" в поте лица старалась поставить хотя бы общие задачи. Подробнее об их достижениях в данной малоизученной области можно будет прочитать на нашем сайте.

Надеемся, что после ознакомления с данным материалом у Вас точно возникнет непреодолимое желание сделать свой добровольный вклад в решение этой общечеловеческой задачи (все буквы большие). Что? УЖЕ ВОЗНИКЛО???! Ну мы же говорили!

 

Несмотря на обилие различных мероприятий, самым главным событием Икариады все же стали доклады, представленные юными тризовцами. Докладов было вдоволь: пожалуй, каждый слушатель мог найти что-то на свой вкус. Некоторые из работ находят реальное применение в жизни, другие - чисто теоретические. Но все они безусловно интересны и нужны.

В основном были доклады, связанные с техническими системами. Запомнились работы об историческом развитии ТС – винтовки Константина Кравца и источников света Смирновой Натальи. Понравились реально применимые и очень практичные работы Галова Александра о почвозацепах , а также Фридриха Антона и Друговой Евгении о зимнем фонтане. Показалась довольно перспективной разработка Губанова Глеба по ледникам и их использовании в жизни. Несколько похожим оказался проект “ТРИЗморозь” о снеге и льде. Хорошим помощником для изобретателя может стать работа Куравского Михаила о принципе “Обратить вред в пользу”. Комплекс программ, моделирующих физические явления по ММЧ, Антипова Дмитрия поможет помочь нам познать всю суть окружающей действительности. Наглядное пособие – универсальный волчок, демонстрирующий физические эффекты, который разработали Воробьев Дмитрий и Матвеев Алексей, может оказаться незаменим для школьников будущего. А самые младшие участники ИКАРиады - ученицы ТРИЗ-класса из Днепропетровска удивили нас интересными решениями вечной тризовской задачи - “изобретения неваляшки”.

Другие доклады были посвящены вопросам нетехнической ТРИЗ. Всех порадовали творческие способности Максимовской Маргариты с её сказкой в стихах “Ракунья” и Захаревич Натальи с фантастическим рассказом “Что же делать?”. О том, как создать образ, поведала Еремушкина Екатерина. О применении ТРИЗ в математике рассказал Марк Шустерман, а об особенностях решения биологических задач средствами ТРИЗ поведали его друзья из Норильска. Поставила всех в тупик Каргинова Надежда с работой по задачам-ловушкам. Одним из самых дерзких докладов стал прогноз перспектив нашего позвоночника с позиций ТРИЗ. В том, что ожидает наш организм, захотела разобраться Михеева Екатерина.

Пестрота интересов не помешала икариадцам активно обсуждать доклады, задавать вопросы и, наверно, учиться друг у друга. Не случайно же в анкете на вопрос о планах на будущее многие ответили: “Напишу хорошую работу по ТРИЗ”!

Д. Стародубцев


Мы благодарим за активное участие в конкурсе и интересные работы: Воронову Арину, Завязкину Алену, Рывкинд Татьяну (7-А класс).

А самые интересные работы помещаем сегодня в газете.

 

Собачка Соня. Брянцева Ольга, 7-А

“Ангел”. Брянцева Ольга, 7-А класс

1-е место по итогам конкурса

“Из открытого люка вывалился

Заяц-парашютист”.

Джеглав Елена, Ковалева Ирина, 11-А класс.


Картина замечательна еще и тем, что составлена из 2-х клякс.

1-е место по итогам конкурса.

Мыльный фонтан. Искусственные рыбки пускают разноцветные мыльные пузыри.

Катя Каширина, 5-А класс.

Фонтан для ленивых рыбаков.
Здесь можно порыбачить и легко поймать рыбку.

Вика Щеглова, 2-А.




Жили-были дед и баба. Была у бабы дочь, и у деда была дочь.
Вот раз отправляется дед на рынок, а баба говорит, когда тележка скрылась.

Нуйкина Лера, 5-Б

Задачу “Придумать необычный будильник, используя 5 способов обнаружить: увидеть, услышать, понюхать, пощупать, попробовать на вкус” я давала детям много раз. Но очень редко ученики предлагают интересные решения “вкусового” будильника. В этом году задачу решили трое пятиклассников: Степан Лаппо из 5-Б, Алина Гаттуева и Полина Шарыхина из 5-А. Решение Алины мы сегодня публикуем.

(Рисунки и комментарии - авторские. Компьютерная версия рисунков - Алексей Нестеренко)

Вечером кладете что-нибудь в рот. Когда предмет растает, перец Вас разбудит.Если разбудит ночью, сунуть 2-й предмет.

Предмет засовываем Вечером Ночью Когда растает-опять И утром

В этой четверти наши 3-классники на уроках РТВ закончили работать с печатной тетрадью “Книга Загадок”. На прощанье они подарили книге свои письма и загадки собственного сочинения. Некоторые из них мы публикуем сегодня.

Здравствуй, дорогая книга Загадок. В тебе были все волшебники, загадки, да-нетки. Я читал тебя от корки до корки множество раз. Но вот ты ушла на пенсию. Ты будешь храниться в моем ящике до самого конца. Я тебя никому не отдам. До свидания, книга Загадок.

Прощай, моя книга Загадок! Мне было приятно работать с тобой. Мне нравились эти загадки. Смешные и славные. Я стал от этих загадок умней. Мне жалко расставаться с тобой.    Прощай, моя книга Загадок!

 

Вот тебе новогодняя загадка:

Колючая, а не ежик,

на конце звезда, а не небо,

нарядная, а не бабочка

Неизвестный автор из 3-А

Загадка:

Холодный, а не лед,

с бородой, а не козлик,

с подарками, а не магазин.

П. Андрей Х. 3-А.

Страничку подготовила по материалам уроков РТВ А.А. Нестеренко.

back1.gif (1457 bytes)