


| №6 Январь 2002 |
“Мышление талантливо тогда, когда оно работает в соответствии с законами внешнего мира.” (Г.С. Альтшуллер) |
В этом номере:
|
А.А. Нестеренко
![]() |
|
![]() |
Под каледариком на полу стоял телевизор. Он
заявил:
В этот момент в разговор вмешалась мама
календарика - большой настенный календарь. На
каждом ее листике было по целому месяцу. Она
принялась ругать календарик:
В это время человек стоял рядом и
слышал их разговор.
Он подумал:
“Для людей этот способ стать известным не
годится. Ну скажешь ты, что наступила новая
секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год, ну и
что? Да и зачем вообще становиться известным?
... Я буду менять целое тысячелетие. Я сделаю
другой жизнь. Я сделаю много открытий и
изобретений. Людям станет легче жить. Разве этого
недостаточно, что быть счастливым?”
Надя Каргинова
|
|
|
“Мне очень понравилось на ИКАРиаде. Была дружеская обстановка. Появилось много новых друзей. Мне ещё понравилось разделение на группы и работа этих групп. Интересны были доклады, из них я узнал много нового. На следующей ИКАРиаде надо сделать так, чтобы выступающий не боялся читать свой доклад.” С уважением! Шустерман Марк.
“Было приятно вновь увидеть Дух ТРИЗовской солидарности, увлеченности, свободы творчества. Возникло ощущение рождения новой, молодой волны тризовцев.”
Марат Гафитулин, 17 октября 2001, г.Жуковский
Эмблема “Икариады” - М.С. Гафитулин. Более подробную информацию можно получить на официальном сайте Международной Ассоциации ТРИЗ: matriz.karelia.ru

Задаче
о Черном Ящике икариадцы посвятили немалую долю
времени и внимания. Надо сказать, она этого
заслуживает. И, может быть, именно возможность
обсуждать через Интернет задачи такого масштаба,
подвигла нас на создание своего - икариадского -
сайта, (процесс сейчас в самом разгаре). А пока мы
представляем эту очень серьезную задачу в не
очень серьезном изложении Екатерины Еремушкиной
- прямо со страниц будущего сайта.
Итак -
Задача о ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ!
Неплохо звучит! Примерно как строка из названия не очень научного, но очень фантастического романа. На самом деле это довольно серьезная задача, а если хотя бы 10 минут подумать о ней, то окажется, что она еще и глобальная. Вот представьте, что в двадцать (не будем уточнять в каком) веке все живое, что населяет землю в силу каких-либо внешних или внутренних обстоятельств исчезнет (вымрет, погибнет, переубивает друг друга - нужное подчеркнуть).
Но это еще не все! Через некоторое время жизнь опять появится, неважно в какой форме (гуманоиды, говорящие помидоры, червяки-убийцы, циклопы - ненужное вычеркнуть). И для этой самой неизвестно какой жизни нужно оставить информацию о нас и о том, что тут вообще происходило.
В какой форме должно быть послание, какую именно информацию должно содержать, каким образом оно сохранится и как будет обнаружено - это еще далеко не полный перечень вопросов. Понятно, что решить Такую Проблему сразу нереально, хотя группа "Ноев Ковчег" в поте лица старалась поставить хотя бы общие задачи. Подробнее об их достижениях в данной малоизученной области можно будет прочитать на нашем сайте.
Надеемся, что после ознакомления с данным материалом у Вас точно возникнет непреодолимое желание сделать свой добровольный вклад в решение этой общечеловеческой задачи (все буквы большие). Что? УЖЕ ВОЗНИКЛО???! Ну мы же говорили!
|
|
![]() |
Несмотря на обилие различных мероприятий, самым главным событием Икариады все же стали доклады, представленные юными тризовцами. Докладов было вдоволь: пожалуй, каждый слушатель мог найти что-то на свой вкус. Некоторые из работ находят реальное применение в жизни, другие - чисто теоретические. Но все они безусловно интересны и нужны.
В основном были доклады, связанные с техническими системами. Запомнились работы об историческом развитии ТС – винтовки Константина Кравца и источников света Смирновой Натальи. Понравились реально применимые и очень практичные работы Галова Александра о почвозацепах , а также Фридриха Антона и Друговой Евгении о зимнем фонтане. Показалась довольно перспективной разработка Губанова Глеба по ледникам и их использовании в жизни. Несколько похожим оказался проект “ТРИЗморозь” о снеге и льде. Хорошим помощником для изобретателя может стать работа Куравского Михаила о принципе “Обратить вред в пользу”. Комплекс программ, моделирующих физические явления по ММЧ, Антипова Дмитрия поможет помочь нам познать всю суть окружающей действительности. Наглядное пособие – универсальный волчок, демонстрирующий физические эффекты, который разработали Воробьев Дмитрий и Матвеев Алексей, может оказаться незаменим для школьников будущего. А самые младшие участники ИКАРиады - ученицы ТРИЗ-класса из Днепропетровска удивили нас интересными решениями вечной тризовской задачи - “изобретения неваляшки”.
Другие доклады были посвящены вопросам нетехнической ТРИЗ. Всех порадовали творческие способности Максимовской Маргариты с её сказкой в стихах “Ракунья” и Захаревич Натальи с фантастическим рассказом “Что же делать?”. О том, как создать образ, поведала Еремушкина Екатерина. О применении ТРИЗ в математике рассказал Марк Шустерман, а об особенностях решения биологических задач средствами ТРИЗ поведали его друзья из Норильска. Поставила всех в тупик Каргинова Надежда с работой по задачам-ловушкам. Одним из самых дерзких докладов стал прогноз перспектив нашего позвоночника с позиций ТРИЗ. В том, что ожидает наш организм, захотела разобраться Михеева Екатерина.
Пестрота интересов не помешала икариадцам активно обсуждать доклады, задавать вопросы и, наверно, учиться друг у друга. Не случайно же в анкете на вопрос о планах на будущее многие ответили: “Напишу хорошую работу по ТРИЗ”!
Д. Стародубцев
1-е место по итогам
конкурса.
Мыльный
фонтан. Искусственные рыбки пускают
разноцветные мыльные пузыри.
Катя Каширина, 5-А класс. |
![]() Фонтан для
ленивых рыбаков. Вика Щеглова, 2-А. |
![]()
Задачу “Придумать необычный будильник, используя 5 способов обнаружить: увидеть, услышать, понюхать, пощупать, попробовать на вкус” я давала детям много раз. Но очень редко ученики предлагают интересные решения “вкусового” будильника. В этом году задачу решили трое пятиклассников: Степан Лаппо из 5-Б, Алина Гаттуева и Полина Шарыхина из 5-А. Решение Алины мы сегодня публикуем.
(Рисунки и комментарии - авторские. Компьютерная версия рисунков - Алексей Нестеренко)
Вечером кладете что-нибудь в рот. Когда предмет растает, перец Вас разбудит.Если разбудит ночью, сунуть 2-й предмет.
| Предмет засовываем | Вечером | Ночью | Когда растает-опять | И утром |
|
||||
![]()
В этой четверти наши 3-классники на уроках РТВ закончили работать с печатной тетрадью “Книга Загадок”. На прощанье они подарили книге свои письма и загадки собственного сочинения. Некоторые из них мы публикуем сегодня.
Здравствуй, дорогая книга Загадок. В тебе были все волшебники, загадки, да-нетки. Я читал тебя от корки до корки множество раз. Но вот ты ушла на пенсию. Ты будешь храниться в моем ящике до самого конца. Я тебя никому не отдам. До свидания, книга Загадок. |
Прощай,
моя книга Загадок! Мне было приятно работать с
тобой. Мне нравились эти загадки. Смешные и
славные. Я стал от этих загадок умней. Мне жалко
расставаться с тобой. Прощай, моя книга
Загадок!
|
|
Вот
тебе новогодняя загадка: Колючая, а не ежик,
на конце звезда, а не небо, нарядная, а не бабочка Неизвестный автор из 3-А |
![]() |
Загадка: Холодный, а не лед, с бородой, а не козлик, с подарками, а не магазин. П. Андрей Х. 3-А. |
Страничку подготовила по материалам уроков РТВ А.А. Нестеренко.