Надежда Каргинова, 10-Ц класс, гимназия №30

руководитель: Нестеренко А.А., учитель ТРИЗ

Задачи-ловушки: структура, синтез, решение

1. Постановка задачи

2. Структура и анализ картотеки бытовых ловушек

3. Алгоритмы синтеза бытовой ловушки

4. Задачи- ловушки в учебном курсе (на примере физики)

5. Алгоритмы синтеза задачи-ловушки по физике.

6. Способы усложнения задачи

7. Заключение

Список литературы

 

 

 

1. Постановка задачи

1.1. Что такое задача-ловушка?

Целью нашей работы было научиться синтезировать и решать задачи, которые представляют сложность для учеников. Нас интересовали ситуации, когда ученик знает теорию, но все равно не может решить задачу. В этом случае мы имеем дело с задачей - ловушкой.

Ловушкой называют задачу, заранее рассчитанную на неправильный ответ решателя.

Пример 1. На детской площадке есть лестница, согнутая под углом. Наступила зима, ударили морозы. Станет ли лестница круче? (Решателю знакомо явление теплового расширения. Он рассуждает так: раз температура понизилась, значит, размер уменьшается, значит, угол уменьшится и лестница станет круче. Ошибка в том, что закономерность уменьшения линейного размера он применяет к размеру угла).

Пример 2. Сколько будет 2 в квадрате? 3 в квадрате? 4 в квадрате? ... Угол в квадрате? ( Решатель пытается возводить неизвестный угол во 2-ю степень, - а в последнем вопросе речь шла о геометрической фигуре: угол в квадрате равен 90о).

Из приведенных выше примеров видно, что задачи- ловушки бывают разных типов.

Чтобы составлять и решать задачи разных типов, необходимо знать, чем одна ловушка отличается от другой. То есть необходимо понять, как устроена ловушка, ее структуру.

Также задачи - ловушки бывают разной сложности. При решении задачи надо учитывать сложность, т.к. для решения простой и сложной ловушки надо использовать разные алгоритмы.

Итак, нашей целью является научиться составлять и решать ловушки, и для этого понять структуру ловушки и оценить ее сложность.

1.2. Роль психологической инерции при решении задач-ловушек

Принято считать, что главной причиной трудностей, возникающих при работе с задачами- ловушками является психологическая инерция.

Психологическая инерция (далее - ПИ) - это “свойство человека мыслить по прямой аналогии”. Так, в примере 2 решатель пытается “по аналогии” возвести угол в степень.

Полезная, когда речь идет о выполнении рутинной работы, ПИ оказывается очень опасной при решении нестандартных, проблемных задач.

Стремясь справиться с вредным влиянием ПИ, человечество накопило большой фонд задач- ловушек, построенных на описании различных жизненных ситуаций. Их задают друг другу, как загадки, используют в игре “диалог с ЭВМ” (“да-нетка”). Они напечатаны в книгах, картотеки таких задач имеются в ТРИЗ. Назовем их “бытовыми” ловушками.

Анализируя “бытовые” ловушки, мы заметили, что разные задачи рассчитаны на разное проявление ПИ:

В курсе Развития Творческого Воображения (РТВ) есть целая система упражнений, направленная на борьбу с ПИ.

Но борьбы с психологической инерцией оказывается недостаточно, чтобы научиться решать задачи-ловушки. Попробуем перейти к исследованию самих этих задач.

 

1.3. Выбор информационного фонда

Для исследование вопроса о структуре ловушек, необходимо было собрать картотеку. Мы предположили, что

“бытовые” ловушки и ловушки по определенному предмету устроены очень похоже (позже мы докажем, что предположение подтвердилось).

Поскольку “бытовые” ловушки легче рассматривать и они разнообразней по своей структуре, мы работали вначале с картотекой таких ловушек, а потом перешли к обработке физических задач.

1.4. Этапы работы

В процессе работы были проделаны следующие этапы.

  1. Сбор картотеки бытовых ловушек
  2. Обработка картотеки
  3. Выявление приемов
  4. Составление алгоритмов синтеза
  5. Сбор картотеки сложных физических задач
  6. Рассмотрение структуры задач по физике
  7. Рассмотрение применимости алгоритмов синтеза “бытовых” ловушек для составления физических задач.
  8. Оценка сложности задач

2. Структура и анализ картотеки бытовых ловушек

Первым шагом в работе был сбор картотеки “бытовых” ловушек.

Ловушки описывались в модели “объект а признак а значение признака”. Помимо этого, отмечался вид психологической инерции, который, предположительно, мог помешать решению данной задачи.

В таблице 1 представлена форма карточки с примером. Жирным шрифтом выделен признак, на который решатель не обращает внимания (либо путает его с другим).

Таблица 1. Форма карточки из картотеки задач - ловушек.

Текст задачи

Пояснение

“Раскладка” в модели “объекта признака значение признака”

Вид ПИ

Какой знак надо поставить между “5” и “6”, чтоб получилось число, >5,но <6?

(запятую)

Решатель ищет знак арифметической операции (“математический знак”), вместо того, чтоб отделить дробную часть.

смысл

Слово “знак” а матем.

не матем.

Инерция способа решения

Плыла 1 тонна железа. Как это могло быть?

 

Решатель представляет себе кусок железа, забывая, что железо может иметь другую форму.

Форма

Тонна железа а кусок

корабль

Инерция в понимании условия

Что сделается с красным шелковым платком, если его опустить на 5 минут на дно моря?

Решатель ищет изменение признаков “ткань” и “цвет”, игнорируя признак “способность намокнуть”.

Ткань: шелковый

Платока цвет: красный

отношение к воде:

(способный намокнуть)

Инерция понимания вопроса

Анализируя картотеку, мы составили список приемов для синтеза задач- ловушек.

“Ловушечные приемы”

Эти приемы позволили составить алгоритмы для синтеза задач- ловушек.

3. Алгоритмы синтеза бытовой ловушки

Анализ картотеки позволил составить и опробовать следующие алгоритмы.

Алгоритм 1. Подмена функции

  1. Выбери 2 объекта, которые называются одинаково, но имеют разное назначение (ножка стула и ножка курицы.)
  2. Придумай ситуацию, в которой:

Алгоритм 2. Некорректное условие (Несоответствие признака в условии)

a) Выбрать объект (самолет)

b) Придумать ему признак, который ему не подходит (он не может остановиться)

c) Составить задачу про этот объект с этим признаком (Самолет внезапно остановился над Парижем. Что послужило причиной остановки?)

Алгоритм 3. Выделение несущественного признака

a) Придумать любую задачу. (Мальчик утром посмотрел в зеркало. Кого он там увидел? - Себя).

b) Ввести в нее какой-то незначительный признак, не меняющий условия. Нагретое зеркало.

c) Усилить этот признак. Решатель должен подумать, что ситуация изменилась. Мальчик утром посмотрел в нагретое летним солнцем зеркало. Что он там увидел?

Алгоритм 4. Игнорирование существенного признака

a) Выбрать объект. Перечислить его признаки. Автобус. Число пассажиров, маршрут, число остановок, ...

b) Из перечисленного списка выбрать признак, который легко забыть. Число остановок в автобусе.

c) Придумать такую ситуацию, в которой изменения, происходящие с объектом, зависят от выбранного признака.. Сначала в автобусе было 5 человек. На следующей остановке вышло 4 человека, вошло 15. На следующей остановке 3-е вышло, никто не вошел. На следующей остановке вбежал тот, что вошел до этого и еще 7 человек. Сколько было остановок?

Алгоритм 5. Подмена надсистемы

a) Придумать любую ситуацию, не возможную в данной нС (Он стоял на 9 этаже, выпрыгнул из окна и не разбился)

b) Подобрать нС, в которой она решается (Это возможно, если 9-й этаж находится на высоте 1-го, т.к. 8 нижних этажей - в подвале)

с). Сформулировать задачу, не упоминая явно найденную нС.

Полученная задача (совпадает с 1-й формулировкой): Он стоял на 9 этаже, выпрыгнул из окна и не разбился. Почему?

 

4. Задачи- ловушки в учебном курсе (на примере физики)

Следующий шаг нашей работы - это переход от рассмотрения “бытовых” ловушек к задачам по физике.

По своей структуре задачи по физике практически не отличаются от “бытовых” ловушек, только в них играют большую роль связи между объектами. В таблице 2 показан вид карточки из картотеки задач- ловушек с физическим содержанием.

Таблица 2. Форма карточки из картотеки физических задач.

Текст задачи

Пояснения

“Раскладка” в модели “объекта признака значение признака”

Вид ПИ

Сосуд частично заполнен водой, которая не смачивает его стенки. Как в условиях невесомости перелить воду из этого сосуда в другой такой же сосуд? (Нужно соединить сосуды в торец и сместить их в сторону сосуда, заполненного водой. )

Используется не вес воды, а инерция покоя (сосуд мы двигаем, а вода остается на прежнем месте)

Используемый признак

вес

Вода

инерция покоя

Инерция способа решения

Мы проверили, что задачи по физике можно составлять по тем же алгоритмам, что и “бытовые” ловушки. Исключение составляет алгоритм 1, т.к. он не дает задачи с физическим содержанием. Приведем примеры.

5. Алгоритмы синтеза задачи-ловушки по физике

Алгоритм 2. Некорректное условие

a) Выбрать объект (физическое тело). Парафиновая свечка.

b) Придумать ему признак (параметр), который ему не подходит. Постоянная температура плавления.

c) Составить задачу про этот объект с этим признаком. Парафиновую свечку нагрели до температуры плавления, затратив при этом энергию в 100 Дж. Найти температуру плавления парафина.

Алгоритм 3. Выделение несущественного признака

a) Придумать любую задачу. Как изменится диаметр отверстия в диске из однородного металла, если его перенести из холодного помещения в теплое.

b) Ввести в нее какой-то незначительный признак, не меняющий условия. Влажность.

c) Усилить этот признак. Решатель должен подумать, что ситуация изменилась. Как изменится диаметр отверстия в диске из однородного металла, если его перенести из холодного и влажного помещения в теплое и сухое?

Алгоритм 4. Игнорирование существенного признака

a) Выбрать объект (физическое тело) или процесс. Перечислить его признаки (параметры). Гвоздь забивают в бревно.

b) Из перечисленного списка выбрать признак, который легко забыть. Разрыв гвоздем волокон дерева.

c) Придумать такую ситуацию, в которой изменения, происходящие с объектом, зависят от выбранного признака. Придумать задачу, в которой нужно либо спрогнозировать изменения, либо объяснить причину. Гвоздь вбили в бревно, а потом вытащили. В какой раз механическая работа была больше?

Алгоритм 5. Подмена надсистемы

a) Придумать любую ситуацию, не возможную в данной н/с (Алюминиевая проволока притянулась к магниту)

b) Подобрать нС, в которой она решается (Это возможно, если по проволоке идет ток)

    1. Переделать задачу, подставив в нее эту нС (Алюминиевая проволока, по которой идет ток, притянулась к магниту)
    2. Убрать из задачи явное упоминание о нС

Полученная задача: Алюминиевая проволока притянулась к магниту. Почему?

6. Способы усложнения задачи

Известно, что любые задачи бывают разной сложности. Чтобы понять, от чего зависит сложность в задаче по физике, мы придумывали одну задачу, а затем, изменяя формулировку задачи, делали ее более сложной.

Пример:

  1. При давлении, большем, чем атмосферное, воду нагрели до 100о. Почему она не закипела? (Все признаки указаны явно. Задача не является ловушкой).
  2. В глубокой впадине воду нагрели до 100о. Почему она не закипела? (Требуется переход: глубокая впадина а там выше атмосферное давление).
  3. Шахтеры решили выпить чай на работе. Они нагрели воду до 100о. Почему она не закипела? (Требуется переход: шахтеры на работе а под землей а давление выше атмосферного).
  4. Сосуд налили до половины водой, закрыли герметично крышкой и нагревали до 100о со всех сторон. Почему вода не закипела?

(Требуются переходы: сосуд закрыт герметично а воздух не уходит а объем воздуха, который давит на жидкость, постоянный а давление воздуха увеличивается

Греем со всех сторон а температура воздуха увеличивается а

5. Сосуд налили до половины водой, закрыли герметично крышкой и нагревали до 100о. Почему вода не закипела?

(Требуются переходы: сосуд закрыт герметично а воздух не уходит а объем воздуха, который давит на жидкость, постоянный а

идет испарение в сосуде, закрытом герметичноа давление воздуха над водой увеличивается.

температура воздуха увеличивается а

Можно сделать вывод, что сложность задачи зависит от количества переходов от одного признака к другому, которые необходимо сделать, чтобы решить задачу. Причем переходы могут быть не только линейные (как в примерах 1-3), но и “параллельные” (примеры 4-5).

Однако сами переходы тоже бывают разные и, вероятно, они дают разную сложность задачи. Рассмотрим следующие примеры.

1. “Почему горячую проволоку легче разорвать, чем холодную?” (В горячей проволоке внутренняя энергия молекул больше, они более подвижны, следовательно, межмолекулярные связи слабее).

Для решения этой задачи надо сделать переход в подсистему.

2. Тело поставили на весы. Они показали вес меньше настоящего веса тела. Почему? (возможные ответы - тело находилось в лифте, движущемся с ускорением вниз, или - в воде, или оно было магнитным и притягивалось к действующему сверху магнитному полю...)

Для решения этой задачи надо перейти в надсистему.

У нас возникло предположение, что сложность задачи зависит от направления перехода.

Чтоб проверить это предположение, мы составили анкету, для проверки решения задач с разными переходами. Анкетируемые должны были решить все задачи, а затем проградуировать их по сложности. Ниже представлены примеры анкет и промежуточные результаты анкетирования (указанный в скобках тип задачи в анкете не приводился).

Анкета для 7 класса

Решите задачи и пронумеруйте их в порядке убывания сложности.

1). В течение двух дней стакан с водой выставляли на улицу. Температура воздуха на улице не менялась. Температура и количество воды в стакане в начале дня было постоянным. Почему в 1-й день испарилось больше воды, чем во 2-й? (“подмена нС”)

2).Что быстрее остынет: жирный суп или чай? (игнорирование существенного признака)

3). Почему огонь можно затушить водой? (игнорирование существенного признака)

Таблица 3. Результаты анкетирования 7 класса

№ задач

№1

№2

№3

Число решивших

(из 19 человек)

2

9

9

Анализируя анкету, мы предположили, что задачи на подмену надсистемы (алгоритм 4) представляют большую сложность.

Анкета для 10 класса

Решите задачи и пронумеруйте их в порядке убывания сложности.

1). В сосуде с жидкостью образовался пузырь. Долетев до половины сосуда он исчез. Почему? (“подмена нС”)

2). Почему, если налить воды в стакан чуть-чуть больше его объема, то она не выливается. Что с ней происходит? (игнорирование существенного признака)

3). Вода не закипела при температуре 100о. Почему? (“подмена нС”)

4). Воду поместили под купол и накачали туда воздух. Потому ее нагрели до температуры 100о. Что случилось с водой? (“подмена нС”)

№ задач

№1

№2

№3

№4

Число решивших

(из 19 человек)

11

12

18

14

В данном случае хорошо видно, что предположение, сделанное выше, здесь не подтверждается. Нам явно не хватает критериев для оценки сложности задачи.

 

7. Заключение

Таким образом, нам удалось получить алгоритмы, позволяющие синтезировать задачи-ловушки и усложнять, превращая в ловушки, обычные задачи.

Конечно, полученные алгоритмы не перекрывают всего многообразия задач, представляющих трудность при решении. В дальнейшем мы собираемся пополнить картотеку и найти алгоритм, который позволит “ловить” все сложности, какие могут возникнуть при изучении темы.

Другое направление работы - использование инструмента противоречия для синтеза и решения задач- ловушек.

 

 

Список литературы

    1. Г.И. Иванов. Формулы творчества, или как научиться изобретать. М.- Просвещение, 1994.
    2. В.И. Лукашник. Сборник вопросов и задач по физике 6-7. М.- Просвещение, 1988.
    3. В.И. Лукашник. Олимпиадные задачи по физике. М.- Просвещение, 1985.
    4. Пять минут на размышление. Под ред. Б.И. Лихтера. М.- Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1951
    5. И.К. Кайков. Задачи - ловушки. Рукопись в ЧОУНБ, Л.- 1990.