Диплом лауреата на конкурсе Международной Ассоциации ТРИЗ "ТРИЗ-2000"

Применение методов изобретательства для создания новых рубрик в молодежной прессе.

Выполнили:                  Еремушкина Екатерина, Михеева Екатерина, 8-9 “Ц” класс.

Руководители:    Нестеренко Алла Александровна, учитель информатики и ТРИЗ,

Алешина Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы.

Петрозаводск, гимназия №30, 1999

Оглавление

1. Введение. 2. Постановка задачи.3. Составление и анализ картотеки рубрик.

4. Методы активизации творчества и их применение для синтеза новых рубрик. 4.1.Морфологический анализ.4.2. Метод Фокальных Объектов

5. Применение инструментов Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) с целью поиска и синтеза новых тем. 5.1. Применение закона согласования.5.2. Применение закона перехода в надсистему.5.3. Применение закона стремления к идеальности.    5.4. Применение принципа динамизации.

6. Использование инструментов ТРИЗ для совершенствования структуры рубрики и для составления новых названий.

7. Заключение 7.1. Обсуждение результатов перспектив работы. 7.2. Выводы.

Список литературы.

1. Введение.

    Молодежные журналы - наиболее популярное в среде подростков чтение.

В настоящее время помимо “бумажного варианта” журналов появляются электронные журналы в Интернет. Использование компьютерных средств, в частности, гипертекстов, позволяющих создавать динамичные, легко обновляемые тексты, открывает новые перспективы в области журналистики.

    В то же время большая популярность молодежных изданий создает и новые проблемы. Даже беглый просмотр популярных журналов показывает: оригинального в них немного. Большинство рубрик в незначительных вариациях повторяется практически во всех молодежных изданиях: мода, гороскопы, наркотики, косметика, сердечные тайны... - темы, конечно, интересны для молодежи, но их “одинаковость” быстро надоедает. Можно предсказать, что в ближайшее время встанет проблема поиска новых тем, которые одновременно отражали бы наиболее “горячие” интересы читателей и существенно отличались от тем, использовавшихся раннее.

    В данной работе мы попытались применить некоторые изобретательские приемы к решению проблемы создания новой рубрики.

на оглавление

2. Постановка задачи.

    Проблема поиска тем для новых рубрик возникла у нас в связи с созданием детского сайта в Интернет.

    На карельских серверах существует большое количество школьных и личных детских сайтов, но единого детского раздела пока не существует. Мы решили объединить все интересные разделы, касающиеся детей, и, добавив свою информацию, сделать общий детский сайт на onego.ru. Опыт создания сайта у нас уже имеется: нами сделан и ведется раздел экспериментального ТРИЗ - класса Петрозаводской школы-гимназии №30 (адрес в Интернет: home.onego.ru/~alla_triz.) Там представлены: краткий рассказ о ТРИЗ - эксперименте, творческие работы учащихся, изобретательские задачи, информация о спектаклях классного театра. Сайт оформлен рисунками и мультфильмами.

Приступая к созданию общего детского сайта мы сформулировали требования к нему:

красивое оформление;

наличие информации, интересной детям;

наличие ссылок на другие сайты;

постоянное обновление информации;

новизна рубрик.

Выполнение последнего требования показалось нам серьезной проблемой.

С целью решения этой проблемы были первоначально предприняты следующие шаги:

опрос учащихся 8 класса;

изучение других детских сайтов и детских журналов в Интернет;

изучение детской и подростковой прессы,

составление картотеки рубрик.

    Таким образом мы смогли представить себе спектр тем, интересных современным подросткам, но проблему получения новых оригинальных рубрик решить не удалось.

    С другой стороны, известно, что существуют приемы и методы, прямо предназначенные для создания новых систем в разных областях жизни человека - это методы изобретательства.

Возникла задача:

рассмотреть возможности применения различных изобретательских приемов к решению проблемы создания новых рубрик.

    Решая эту задачу, мы увидели дополнительные возможности применения изобретательского подхода для совершенствования структуры рубрики и для придумывания оригинальных названий.

на оглавление

3. Составление и анализ картотеки рубрик.

    Первым шагом в нашей работе был сбор и анализ информационного фонда. Анализируя подростковые журналы, мы составляли картотеку следующего вида.

Таблица 1. Форма карточки из картотеки рубрик.

№ п/п

Название журнала

Название рубрики

Содержание

1.

“Ровесник”.

“Что пишут... что говорят...”

Новости, выписки из журналов, книг и других журналов, газет.

2.

“Маруся”.

“Кто? Где? Когда?”

Даты важных событий из жизни звезд.

3.

“Маруся”.

“Читалка”.

Названия и краткое содержание новых книг.

Сейчас в картотеке 95 карточек. В дальнейшем ее предполагается пополнять из известных “устоявшихся” сайтов, из рубрик теле- и радиопрограмм.

Мы проанализировали статистику повторений тем рубрик в 5 наиболее популярных подростковых журналах и получили следующую информацию.

10 рубрик встречается в большинствежурналов и только 3 темы появляются   по 1 разу: Даже эти темы нельзя назвать оригинальными: они достаточно часто встречаются в журналах несколько  другого направления.Уникальные темы вообще отсутствуют.

Рубрики на линии времени.

Мы просматривали детские и молодежные журналы разных периодов времени с целью изучить изменение функции журналов в разное время.

В дореволюционных журналах находилась информация, которая интересовала не только молодежь, но и людей гораздо старшего возраста. Содержание журналов носило поучительный характер, деления на рубрики не было. Дробление на рубрики появляется в более поздних журналах “Родник” 1905 г., “Маяк” 1985, “Юная Россия” 1910, 1914, 1916. Там появились такие рубрики как:

“Дома и за границей” (высочайшие манифесты);

очерки по истории, истории искусства, этнографии, географии, зоологии, путешествиям, биологии:

рассказы с сказки Шекспира;

“Веселый уголок”;

“Из народа”;

“Из газет и журналов”;

“Объявления”.

Далее мы просмотрели журналы более позднего времени (довоенные, послевоенные):

“Пионер” (1949-1980);

“Костер” (1937-1947);

Пионерская правда (1939-1999).

Мы заметили следующее. В журнале “Пионер” содержание рубрик почти не изменилось, но зато название одной рубрики изменялось очень часто (“Приглашаем на выставку” - “Пионерский вернисаж” (рисунки, картины) или “Не пропустите: новая книга” - позже - “В мире книг”.

В журнале “Костер” до войны было всего несколько постоянных рубрик: “Героика нашего времени” (рассказы о героях), “У костра” (рассказы о жизни). В военный период рубрики исчезли, появилось большое количество литературных произведений. В послевоенный период рубрики снова появились и с течением времени их спектр расширился (в 1945 - 4, в 1947 - 7).

В “Пионерской правде” рубрики на протяжении всего времени основаны на письмах читателей, их творчестве (рассказы, стихи, рисунки и т.д.). Встречаются чисто политические номера на определенную тему, в них рубрики исчезают (речь Сталина, Орджоникидзе,...)

В современных журналах хорошо просматривается, что новые рубрики появляются с появлением (точнее, развитием) новой культурной группы (фанаты, наркоманы и т. д.) и подчиняется закономерностям развития тематики (Мурашковский).

4. Методы активизации творчества и их применение для синтеза новых рубрик.

Среди различных методов активизации творчества (так называемых неалгоритмических методов) наиболее популярны метод мозгового штурма (А.Осборн), метод синектики (В.Дж.Гордон), метод морфологического анализа (Ф. Цвики) и метод фокальных объектов (Кунце). Два последних метода мы применили для решения своей проблемы.

4.1.Морфологический анализ.

Морфанализ - пример системного подхода в области изобретательства (Ф. Цвики, 1942). Чтобы провести морфологический анализ, нужно:

точно сформулировать проблему (наша проблема: найти темы для новых рубрик);

рассмотреть всевозможные аналогичные системы (собирается картотека рубрик из молодежных журналов);

выделить наиболее важные признаки, по которым могут быть описаны эти системы (в данном случае - содержание тем);

рассмотреть как можно больше значений по каждому признаку;

выбрать интересные комбинации значений.

Для составления морфологической таблицы использовалась картотека следующего вида:

Таблица 3. Морфтаблица тематики рубрик.

 

Рекорды

кулинария

украшения

кумиры

мода

косметика

кино

словарь

             

новости

             

рецепты

             

адреса

             

тесты

             

аннотации

             

даты событий

             

интересные факты

             

письма

             

прогноз

             

план

             

шифровки

             

Особенности работы с таблицей.

В качестве признака в таблице рассматривается тематика рубрики.

Значения признаков получают в результате анализа картотеки рубрик.

Заголовки строк дублируют заголовки столбцов.

Новые темы получаются на пересечении строки и столбца (“Кулинарный словарь”, “Косметические рецепты”, “даты важных событий в кино” и т. д.).

4.2. Метод Фокальных Объектов.

Суть метода заключается в том, что к изменяемой системе (объекту) прибавляются свойства посторонних объектов. Полученное словосочетание способствует возникновению ассоциаций, которые впоследствии могут привести к возможному усовершенствованию взятой в фокус системы.

Пример

Возьмем за изменяемую систему хит (тема рубрики). За посторонний объект таблетку. Свойства таблетки : круглая, растворимая, оздоравливающая, белая. Прибавляем к хиту эти свойства ( по очереди).

Получаем:

1 вариант:круглые хиты”. Рассмотрим ассоциации.

“Круглые хиты” - это хиты, в которых описываются круглые предметы. (Пример: “Колечко”, “Крутится, вертится шар голубой”).

“Круглые хиты” - хиты, в которых много букв “О”. (“Ой, Мороз, Мороз...”).

“Круглые хиты” - хиты, которые постоянно крутятся (часто поются).

“Круглые хиты” - хиты, которые “зацикливаются” (“Шел один верблюд, шел другой верблюд...”).

2 вариант: “растворимые хиты”.

“Растворимые хиты” - хиты, которые быстро растворяются, т.е. исчезают из репертуаров исполнителей, забываются ими и слушателями.

“Растворимые хиты” - хиты, которые “растворяются”, т.е. цитируются в других песнях.

на оглавление

5. Применение инструментов Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) с целью поиска и синтеза новых тем.

Теория Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) отличается от методов активизации творчества прежде всего тем, что она основана на объективных законах развития систем. Можно предположить, что рубрика, как система, тоже развивается по этим законам и использовать данный факт для получения новых тем.

Мы попытались применить инструменты ТРИЗ (законы развития систем, понятие идеальности, приемы разрешения противоречий) к задаче создания новых рубрик). Опишем некоторые результаты.

5.1. Применение закона согласования.

Суть закона заключается в том: что осуществление полезной функции происходит наиболее эффективно при согласовании важнейших свойств и параметров всех частей системы.

Поясним: рубрика лучше выполняет свою функцию (т.е. понятно доносит информацию, привлекает читателя, заставляет обратить внимание на данный журнал), когда все подсистемы рубрики согласованы между собой по стилю, по идее, по основной мысли.

Пример. Мы предлагаем согласовать рубрики друг с другом, чтобы одна рубрика плавно “перетекала” в другую (т.е. чтобы были установлены связи, общие подтемы, общие герои и т.д. ).

Можно применить также сознательное рассогласование с целью привлечение читательского интереса.

Пример. Рубрика содержит рассказ, из текста которого убраны все большие буквы и знаки препинания (“рассогласованный текст”). Читателям предлагается поучаствовать в конкурсе, кто правильно расставит знаки и буквы.

5.2. Применение закона перехода в надсистему.

Развитие системы, достигшей своего предела, может быть продолжено на уровне надсистемы.

Пример. По прочтении одной рубрики, у читателя появляется вопрос, ответ на который он находит в следующей рубрике и т.д., по цепочке.

Пример. В рубрике “Путешествия” в одном очерке говорится о том, как исследователь новых земель угощался у индейцев тортом “Мумбо-Юмбо”. В следующей рубрике “Экзотическая кулинария” описан рецепт этого торта. Далее в рубрике “Кризис грядет” советуют, чем можно заменить редкие дорогостоящие продукты в данном рецепте.

Примером перехода в надсистему может также служить объединение рубрик (Например, рубрика “Что у тебя на лице написано”. Здесь рассказывается, как черты лица связаны с характером, стилем одежды, типом макияжа и т.д.). Надсистемы можно получить, в частности, методом морфологического анализа (см. выше).

5.3. Применение закона стремления к идеальности.

Фирмы, выпускающие различные товары широкого потребления (шоколад, стиральные порошки и т. д.) печатают на упаковке товаров статьи из новой рубрики. Это выгодно как для журнала (реклама), так и для самих фирм.

5.4. Применение принципа динамизации.

(В процессе развития система становится более динамичной, т.е. меняет свои параметры, приспосабливаясь к новому окружению).

Тематика динамичной рубрики должна меняться в зависимости от интереса конкретного читателя, от новостей, от последних событий. В журнальном варианте это сделать непросто (по крайней мере, в рамках одного номера журнала). Вероятно, этот принцип удастся реализовать на сайте (он является более динамичной системой).

Пример. Читатель заполняет тест на определение его ведущего канала восприятия. В зависимости от результатов этого теста предлагается текст, максимально подходящий данному человеку по восприятию.

Другое направление поиска новых тем дает применение законов развития систем к объектам, описываемым в рубрике. Например, рубрика рассматривает развитие кулинарии в соответствии с Законами Развития Систем. Журналист специально подбирает примеры, которые показывают, что кулинария развивается в направлении идеальности (идеальная система: максимум результата - минимум затрат), использует универсальные ингредиенты, объединяется в надсистему с модой и украшениями и т.д.

на оглавление

6. Использование инструментов ТРИЗ для совершенствования структуры рубрики и для составления новых названий.

Понятно, что проблема привлечения читательского интереса решается не только за счет поиска новых рубрик, но и за счет изменения их внутренней структуры, и за счет использования оригинальных названий, необычного оформления.

Изобретательское решение всегда ориентировано на Идеальный Конечный Результат (ИКР), на использование дешевых доступных ресурсов. Для проблемы привлечения читательского интереса ИКР можно сформулировать так:

Читатель САМ хочет открыть именно эту рубрику.

Анализ картотеки дает следующие приемы :

Отдельно мы собираемся рассмотреть способы сочинения необычных названий. Эта работа только начата.

Анализ картотеки дает следующие способы:

Далее мы планируем:

на оглавление

7. Заключение.

7.1. Обсуждение результатов перспектив работы.

Проделанная работа позволила нам:

Придумать новые рубрики, для детского сайта.

Мы предполагаем в ближайшее время открыть и вести силами учащихся нашей школы рубрики “Профессии куклы Барби”, “Словарь оружия”, “Словарь проблем” и другие.

Найти новые решения по структуре и оформлениюдетского сайта (см. приложение 1) и сайта ТРИЗ -эксперимента (приложение 2).

В дальнейшем мы планируем открыть на нашем сайте страничку советов “Как сделать популярную рубрику”, которая позволит подросткам, начинающим работать сети Интернет, создавать материалы, интересные всем.

7.2. Выводы.

Использование методов активизации творчества (морфологического анализа, метода фокальных объектов) и инструментов Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) позволяет найти новые решения проблемы развития молодежного издания (журнала, сайта в Интернете и т.п.).

Список литературы.

Г.И. Иванов. Формулы творчества или как научиться изобретать. - М., “Просвещение”, 1994.

И.Л. Викентьев. Приемы рекламы и Public Relatios. - С-Пб, 1999.

Шанс на приключение./ Сост. А. Б. Селюцкий.- Петрозаводск, “Карелия”, 1991.

М.М. Зиновкина, А.В. Подкатилин. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления. -М., 1997.

на оглавление

назад