Введение Постановка проблемы Информационный фонд Классификация задач Тенденции в развитие стендовой модели
Использование выявленных тенденций для решения задач Заключение Список литературы
Стендовый моделизм
– один из самых увлекательных видов спорта. Создание все более точных копий военной техники позволяет спортсменам ставить и решать все более сложные технологические задачи. Данная работа посвящена вопросам развития стендовой модели как технической системы. Рассматривая этот вопрос я опирался на законы развития технических систем, сформулированных в ТРИЗ.Цель работы - исследовать, какие классы задач могут вставать при создании стендовой модели.
Работа велась в несколько этапов.
Первым этапом моей работы был сбор фонда - картотеки
.В картотеке описаны проблемы, которые вставали у меня при создании модели Моран-парасоль, а также на задачах, возникавших в процессе моделирования раньше.
Пример карточки.
Главная задача при создании модели: | Использование настоящих материалов (в соответствие с теми, из которых были сделаны детали копируемого самолета). |
На настоящем самолете | Консоль крыла гнется из деревянной рейки. |
Проблема. | Консоли крыла должны быть сложной формы. Технология получения такого крыла, использованная на настоящем самолете, слишком сложна для такой маленькой модели. |
На модели (решение) | Консоль делается из массива. |
Иллюстрация |
Первый анализ фонда позволил выделить несколько простых приемов решения задач:
подбор материала по цвету, подбор копии детали по форму, разделение противоречия в частях (за счет дробления)
.Затем было выделено 7 классов задач, которые могут появляться при изготовлении стендовой модели.
Уровень класса |
Реализация функции копирования |
Задачи |
1 | Копирование внешнего вида. | Задачи окраски и точной сборки. |
2 | Копирование внешнего вида и некоторых внутренних деталей. | Добавляется работа с чертежами, изготовление новых деталей, доработка старых. |
3 | Соблюдение масштаба. Копирование внешнего вида, внутренних деталей и реализация некоторых простых движений. | Разработка и изучение новых технология. Поиск новых ресурсов. |
4 | Копирование внешнего вида + полная внутренняя доработка, реализация простых движений. | Копирование элементов настоящей технологии. Изучение технологии постройки самолета. Изучение свойств материалов. |
5 | + Копирование технологии и использование настоящих материалов. | Изучение свойств материалов, использованных на настоящем самолете. |
6 | Копирование большей части движений. | Решение противоречия между требованиями использовать настоящие материалы и соблюдать масштаб. Поиск новых ресурсов (материалов) для решения противоречия. |
7 | Модель – полная миниатюрная копия самолета (работающего). | Замена некоторых узлов на более простые конструкции при сохранении возможностей деталей. Использование полей. |
Тенденции в развитие стендовой модели
В развитии модели можно наблюдать следующие тенденции
:Развитие функции моделирования
Таблица 1 позволяет проследить развитие материалов, используемых в стендовых моделях:
Бумага --> дерево --> пластик (увеличение точности копии, легкая обрабатываемость)-->Железо -->-->Использование настоящих материалов, подбор согласованных способов материалов для крепления (например, выбор клея).
--> Копирование движений приводит к большим нагрузкам на материал, пластик больше почти не используется. --> Применение композиционных материалов (пластик + железо, в пластиковую модель встраиваются железные части: рычаги, качалки и т.п.) (Пример: пластиковый или деревянный каркас обклеивается фольгой, поверхность выглядит как металлическая).
По мере развития технологии происходит возврат к использованию настоящих материалов на новом уровне.
Замена деталей на вещество:
Примеры: движение
: рулей управления, винта, стрелковой башни, колес; приспособления для открытия капота и фонаря;Примеры: движение рычага при помощи тросов сообщает движение рулям управления, приспособление для уборки шасси.
(в данное время не реализовано)
.Эта линия согласуется с линией развития ТС.
На сегодняшний день моей картотеки недостаточно, чтобы проследить развитие технологии. Этот вопрос остается пока для следующих этапов работы.
Развитие стендовой модели как ТС
В целом развитие моделей имеет график, представленный на рисунке. Каждая новая линия
– модель, в которой появляются новые требования и решаются новые классы задач. Но “старая” система не умирает, она остается как цель для обучения начинающих моделистов
Использование выявленных тенденций для решения задач
Выполненная мною модель находится примерно на 5-м уровне развития по предложенной классификации.
Я рассмотрел, какие конкретно задачи могут встать у меня при создании модели Морана 6 уровня и попытался их решить.
Большая часть возникших на этом этапе задач касается крепления:
Базы
управления – к дереву.Приведу пример.
ЗаключениеПоскольку стендовый моделизм на сегодняшний день
– это спорт, спортсмены искусственно ставят себе определенные рамки: масштаб, копийность и др. Развитие моделизма идет по линии решения противоречия между этими рамками и возможностями технологии. При решении этого противоречия появляются новые технологии. Они решают поставленные задачи, но моделисты ставят себе новые задачи, например, возвращаясь к требованию использовать настоящие материалы. Таким образом идет развитие моделизма. Это я попытался показать в своей работе.