Муниципальная гимназия №30 им. Д.Н. Музалева

Лев Николаевич Толстой как творческая личность

Практическая работа по Теории  Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

ученика 11-Ц класса Конкка Лаури

Руководитель: учитель ТРИЗ Нестеренко А.А.

Петрозаводск 2002

Оглавление

Введение  Краткая биографическая справка 

Цель  Программа  Техника решения задач  Умение “Держать удар” Результативность  

Заключение    Список литературы

 

Введение

Теория Развития Творческой Личности родилась из анализа тысяч биографий выдающихся людей. На их основе были выделены качества, присущие любой творческой личности. Действительно, если взять, к примеру, историю жизни врача Земмельвейса, то четко видно, какая у него была цель, как он к ней стремился и с какими трудностями встречался на пути к ее достижению. А как быть с поэтами, писателями? Ведь любое точное определение в отношении к ним кажется абсурдным. Имел ли Пушкин пакет программ по достижению своей возможной цели? Но ведь разработчика ТРТЛ удалось найти искомые качества не только у Пушкина. Интересно, получится ли это у меня?

Краткая биографическая справка

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии. В 1844 году поступил в Казанский университет. Первое литературное произведение рассказ “История вчерашнего дня” – написал в 1851 году. Тогда же начата повесть “Детство”. В продолжении 1852 – 55 годов идет работа над “Отрочеством”, “Юностью”, “Казаками” и Севастопольскими рассказами”, Л.Н. Толстой знакомится с Тургеневым, Некрасовым, Островским и другими литераторами. 1867 – 69 годы работа над эпопеей Война и мир” и его изданиями. Роман “Анна Каренина” печатается в 1875 – 78 г.г. В год его издания Л.Н. Толстой знакомится с М.И. Муравьевым-Апостолом и другуми декабристами. В 1885 – 86 г.г. Лев Николаевич пишет рассказы для специально основанного издательства Посредник книг для народного чтения. “Крейцерова соната” и Воскресенье” зарождаются в 1887 и 1889 годах. В 1890 г. Л.Н. Толстой организует помощь голодающим крестьянам, появляются статьи о голоде. В 1901 г. Толсой был отлучен от церкви за критику церковных обрадов. Тогда же отправляет Николаю II письмо с призывом ликвидировать частную собственность на землю. В 1908 г. печатается статья Не могу молчать!” против смертных казней. 7 ноября 1910 г. Лев Николаевич Толстой умирает в возрасте 82 лет.

Цель

На протяжении своей жизни Л.Н. Толстой ставил себе множество различных целей. Но с одной он не расставался никогда. Еще с юности Л.Н. Толстой тяготился несовершенством окружающего мира и хотел его изменить. В процессе своих философских исканий он пришел к выводу, что мир изменится, если каждый человек будет стремиться к нравственному самоусовершенствованию. Целью Л.Н. Толстого было неустанное самоусовершенствование.

Программа

Юный Л.Н. Толстой относился к себе как к ученику, постоянно ставил себе задачи и следил за их исполнением. Семнадцатилетним он создал для себя шесть правил:

“ 1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2) Что исполняешь исполняй хорошо.

3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам все припомнить.

4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою.

5) Читай и думай всегда громко.

6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают: сначала дай почувствовать, а ежели он не понимает, то извинись и скажи ему это.

Исполнение этих правил не было для него легким делом, т.к. в то время он увлекался картежной игрой, “был тщеславен, сладострастен и не имел над собой власти.” Тогда же он придумал себе правила о том, как входить в светскую гостиную, как обращаться с женщинами и как читать книги. Единственным, что помогало ему не отступать от них, была его сильная воля.

Доказательством того, что Л.Н. Толстой контролировал себя, является его “Дневник”, который он вел всю жизнь, где он не только анализирует свое сиюминутное состояние, но и следит за выполнением данных себе обязательств. “Дневник” писателя в Полном собрании его сочинений составляет 13 томов!

Работоспособность.

У Л.Н. Толстого была огромная работоспособность. Среди ее многочисленных примеров то, что рукопись “Войны и мира составила свыше 5 тысяч листов.

Однажды Л.Н. Толстой составил себе программу на два года и почти всю ее выполнил. Вот она: “1) Изучить весь курс юридических наук, нужных дял окончательного хкзамена в университете. 2). Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3). Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4). Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое. 6). Изучить математику, гимназический курс. 5). Изучить историю, географию и статистику. 7). Написать диссертацию. 8). Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9). Написать правила. 10). Получить некоторые познания в естественных науках. 11). Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

Техника решения задач

В процессе писательского творчества Л.Н. Толстой стремился изобразить жизнь по-новому, не так, как это делали до него. В первом варианте “Войны и мира” Пьер женился на Наташе, а Андрей Болконский и Петя Ростов остались живы. Увидев в этом старые шаблонные романные отношения, автор стал писать роман заново. Каждый раз, находя новый элемент рассказа, он готов был переделать все строение книги.

Также Л.Н. Толстой желал быть понятым читателем, хотел, чтобы последний поверил ему. Для этого он использовал прием метонимии. Описывая Бородинское сражение, он останавливал внимание читателя на подбородке Кутузова, и читатель верил в реальность всего остального, таким образом он передавал целое через часть, повторяя устройство человеческого видения.

Умение “Держать удар”

В 1901 году Святейший Синод отлучил Л.Н. Толстого от церкви, прибавив его имя к перечню грешников и вероотступников. Этому было достаточно причин, потому как Л.Н. Толстой не принимал посредника между Богом и человеком, т.е. практически отрицал церковь, и эта его позиция отражалась в его произведениях, в частности, в романе “Воскресенье. Казалось бы, отлучение должно было поколебать волю Л.Н. Толстого, но когда петербургский митрополит Антоний пытался найти пути примирения, писателя с церковью и приехал к нему, писатель ответил: “О примирении и речи быть не может”. Он не только не отступил от своих убеждений, но и продолжал работать над своим религиозно-философским учением, которое позже переросло в движение толстовцев.

Результативность

Л.Н. Толстой очень многого добился за свою жизнь. Он стал признанным главой русской литературы, истинным мастером своего дела, настоящим мыслителем, по объему знаний мало кого даже из гениальных людей можно поставить с ним в один ряд, а его духовное богатство было огромно, потому что было приобретено многими душевными страданиями.

Жизнь Л.Н. Толстого была полна противоречий, они переполняли его и раздирали его душу. До конца жизни он так и не смог привести свой образ жизни в согласие с убеждениями. Но своим примером он показал бесконечность человеческого стремления к идеалу.

 

Заключение

Итак, причина кажущейся несовместимости ТРТЛ и биографии писателя или поэта состоит в слишком буквальном восприятии формулировок. Они представляются слишком узкими. Но более пристальное рассмотрение проблемы помогает понять, что создатели ТРТЛ под качествами ТЛ имели в виду гораздо более широкие понятия, чем кажется с первого взгляда.

 

Список литературы

  1. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии.-М,1954.
  2. Л.Н. Толстой в вопомининиях современников. Т. 1-2. М., 1960.
  3. Словарь по этике.-М., 1983.
  4. Толстой Лев Николаевич//Краткая литературная энциклопедия.-т.7.-М., 1972. Ст.548 – 564.
  5. Шкловский В. Лев Толстой.-М.,1963 – (ЖЗЛ).
  6. Этхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы.-М.,1960.

На оглавление