Изобретательские задачи в сказках народов мира.

Выполнили: Еремушкина Екатерина, Михеева Екатерина (7 “Ц” класс).

Руководитель: Нестеренко А.А.

Петрозаводск, гимназия №30, 1998 год.

Целью нашей работы было:

Собрать изобретательские задачи из сказок разных народов и подготовить их для использования на уроках РТВ;

Сравнить способы решения изобретательских задач в сказках разных народов.

Чаще всего изобретательские задачи встречаются в народных бытовых сказках. Источниками сказочных задач для нас были сборники африканских, персидских, арабских и русских сказок. Использование сказок народов мира помогло нам составить сказочный задачник.

С целью научить детей изобретательским способам решения задач на самом простом материале, мы оформляли задачи определенным образом, используя такие инструменты ТРИЗ, как противоречия (административное, техническое, физическое) и Идеальный Конечный Результат (ИКР). Мы также использовали сказочных героев: гномиков, которые составляли противоречие, и мудреца, формулировавшего Идеальный Конечный Результат.

Мы изучали вопрос о том, как разные народы относились к решению изобретательских задач. Также мы разбирали, с помощью каких ресурсов и какими способами решались изобретательские задачи в сказках. Мы определяли, какие противоречия возникали в ходе решения задач и как разрешались противоречия.

Конкретно мы смотрели решения бытовых задач в сказках разных народов востока, севера и Африки. Далее опишем наши наблюдения.

Арабские сказки.

В арабских сказках задачи решаются необдуманно, чаще всего авторы вообще не видят задач. А иногда задачи решались с помощью аллаха (веры) или авторы просто полагались на собственные чувства - в общем, решали, “как бог на душу положит”.

 

Пример 1. Сказка “Файнана-мошенница”.(4).

Один мужчина захотел жениться на женщине Файнане. Когда к свадьбе все было готово, Файнана хитростью выманила у мужа пятьсот десять мискалей и скрылась с деньгами. А мужчина, вместо того, чтобы пытаться возвратить свои деньги, стал ходить по городу и кричать: “Файнана, Файнана, вернись!”.

Персидские сказки.

В персидских сказках задачи чаще всего решались женщинами. Сюжеты персидских бытовых сказок построены чаще всего на придумаваемых женщинами шутках и обманах.

 

Пример 1. Сказка “Четыре женщины” (3).

В сказке рассказывается, как три женщины, чтоб получить от старушки дорогое кольцо, соревновались в подшучивании над своими мужьями. Пока они соревновались, старушка скрылась с кольцом.

Русские сказки.

Специфика решения задач в русских сказках построена на интересных и разнообразных противоречиях, решаемых с помощью ресурсов, находящихся под рукой.

 

Пример 1. Сказка “Каша из топора” (5).

Солдат добился, чтоб жадная старушка САМА сварила ему вкусную кашу. В качестве ресурсов он использовал любопытство старушки и топор.

 

Пример 2. Сказка “Мена” (5).

Мужичок умудрился с минимумом затрат добиться максимального результата. В качестве ресурсов он использовал овсяные зерна, которые он путем нескольких сделок обменял на тарелочку золота.

 

Пример 3. Сказка “Шабарша”. (5).

Батрак Шабарша поспорил с чертями на шапку золота и выиграл спор. Но на нем была только дырявая шапка. В качестве ресурсов Шабарша использовал вырытую в земле ямку, в которую он вставил шапку - и получил золота столько, сколько вместила ямка.

Африканские сказки.

В Африканских сказках задачи решаются изобретательскими способами.

 

Пример 1. Сказка “Коза и шакал” (2).

У козы было много детей и она не знала, чем их кормить. Пошла она на рыбалку, а рыба не ловится. Вдруг видит - идет шакал с полной корзиной рыбы. Козы сделала так, чтобы шакал САМ, по своей воле, отдал ей всю рыбу. Коза припугнула шакала рогами, которые, по ее словам, даны ей могущественным колдуном и всякий, на кого она из направит, погибает. Шакал убежал, оставив козе всю рыбу.

 

Пример 2. Сказка “Про гиену, которая умела считать” (2).

Узнав, что люди зарезали корову, гиена попросила мяса. Эти люди сказали, что пусть прежде она досчитает до десяти, не говоря слова “один”. Гиена должна была решить эту задачу. Немного подумав, она сказала, что на дворе стоят две казы и курица, а ног у них вместе десять И люди угостили гиену мясом.

 

Пример 3. Сказка “Умный петух” (6).

Шел петух на похороны своего дяди, тоже петуха. Повстречался ему хитрый кот, который задумал его съесть. Петух об этом догадался. Он сделал так, что кот САМ не захотел идти с ним. Он сказал коту, что на поминки придет еще и собака, кот испугался и убежал.

 

Собирая изобретательские задачи из народных сказок, мы составили сказочный задачник. В него входит 25 задач. Он хорошо подходит для решения на уроках РТВ в младшей школе, учителя используют его и дают хорошие отзывы. Сокращенный вариант задачника на русском и английском языках помещен на нашем сайте: home.onego.ru/~alla_triz

 

Список литературы.

Г.И. Иванов. И начинайте изобретать. - Иркутск, 1994.

Сказки народов Африки.-М., “Наука”, 1976.

Персидские сказки.-М., “Детская литература”, 1992.

Арабские сказки.-М., “Детская литература”, 1984.

Русские народные сказки. “Детская литература”, 1984.

Сказки народов мира (в 10 томах).-т.6. Сказки народов Африки, Австралии и Океании.- “Детская литература”, 1990

.назад