Направление "педагогика+ТРИЗ" (ТРИЗ-технология), основанное на Теории Решения Изобретательских Задач, ставит во главу угла грамотную постановку и решение проблем в разных областях жизни, в том числе – предполагает умение педагога обращаться собственно с педагогическими проблемами.
В рамках эксперимента "Введение элементов ТРИЗ в школьные образовательные программы с целью развития творческих способностей учащихся" нам не раз приходилось выявлять наиболее актуальные проблемы, возникающие в образовательном процессе, искать и изобретать средства их решения. Описанная здесь методика проектной работы является, на наш взгляд примером такого подхода.
Самая больная проблема современной школы – оторванность педагогического процесса от жизни ребенка. Нельзя сказать, что ребенок не живет в школе: он общается с друзьями, ходит в походы, занимается в кружках и студиях... В очень многих школьных сферах есть жизнь, но меньше всего ее в сфере учебного процесса, который нередко является для ребенка лишь не очень приятным приложением к настоящей жизни. Знания, умения, навыки, предоставляемые и требуемые современной школой, никак не влияют на личность ученика, ничего не дают для ее развития. Отсюда – низкая учебная мотивация, неумение применить знания на практике. Наиболее остро проблема встает в среднем звене, с 7-8-го класса, когда естественная учебная мотивация уступает место мотиву общения. В этот период и позднее, в старшей школе, ученики начинают особенно остро ощущать бесполезность, невостребованность своей учебной деятельности.
Решение этой проблемы мы и увидели в проектной работе. Идея проста: результаты твоего учебного труда должны уже сегодня быть кому-то нужны. Так возникла тема компьютерного кружка: обучающие и контролирующие программы по предметам, в помощь учебному процессу. Темы дети выбирают сами. Начинали мы в 6 классе, с программ в Лого, а когда немножко подросли (7-8 класс), сделали свой сайт в Интернете и часть обучающих программ перевели на Ява-скрипт. Программа по МХК "Крылатые выражения" - пример такой работы. Надо отметить, что в этом возрасте уже определяются интересы детей, у нас появились свои программисты, свои дизайнеры и те, кто готов разрабатывать обучающее содержание, ставить задачи - появилась распределенная коллективная деятельность.
Следующий серьезный шаг в проектной работе мы сделали в 10-м классе на уроках Мировой Художественной Культуры. МХК – предмет, который сложно идет в школу. Изучать искусство далеких времен для современных детей – не слишком естественная задача. Наш класс не был исключением, и мы с учителем МХК Н.А. Архиповой искали новые формы. Проектная работа позволила отдать учащимся инициативу и ответственность за изучение материала. Первый проект – Древний Рим - мы делали как групповую работу по изучению и представлению в классе вопросов, связанных с культурой древней цивилизации. Дети обеспечивались необходимой литературой. Темы, проблематику проектов, распределение ролей в группе, критерии оценки работы, предлагали учителя..
В задачи учащихся входило:
сформировать группы, распределить работу;
изучить литературу по теме;
провести поиск по выбранной теме в Интернете (поиск осуществлялся на уроках информатики, с этой целью мы провели 3 семинара на базе ПетрГУ);
подготовить и осуществить представление своей темы в классе (20-минутный "урок", влкючавший обязательно формулировку и решение с классом проблемных задач, разнообразные, в том числе и театрализованные задания для одноклассников);
оценить работу групп.
Далле, знакомство с культурой Древнего Рима мы перенесли тему на уроки информатики, где проходил в это время практикум по созданию Web-сайтов. Теперь задачей детей стало представление своей темы на страничках сайта "Древний Рим". На это, как и на всякую "живую", нацеленную на результат, работу, ушло довольно много времени. Кое-что дети доделывали после уроков, на своих домашних компьютерах. Не все темы удалось представить в полном объеме. Мы мало уделяли внимание эстетическим вопросам дизайна, что заметно в работах учеников. Наконец, мы получили гораздо большевопросов, чем ответов.
Как сохранить качество рисунков и сэкономить память?
Где искать картинки и фоны для оформления?
Как совместить красочный фон и читаемый текст?
Как защитить сайт от возможных неприятностей при просмотре его в других браузерах?
Желание решать эти проблемы, а, значит, и желание создавать качественные Интернет-ресурсы, у наших учеников сегодня есть.
В 11-м классе мы предложили учащимся проект "Ранний реализм" (Рембрандт, Веласкес, Гойя). Учитывая полученный в прошлом году опыт проектной работы, мы задали только тему и художников, обеспечили учеников литературой.
Учащиеся:
сформировали группы и сформулировали интересующие их вопросы,
провели поиск в Интернете по русскоязычным и англоязычным сайтам, обменялись результатами и выводами.
Затем - приступили к планированию представления темы.
За это время в курсе информатики мы успели изучить основы языка "html" и мы предложили двум группам провести уроки в виде компьютерной экскурсии. Темы, повторим, формулировали учащиеся: "Женские образы в творчестве Рембрандта, Гойи, Веласкеса " и цикл "Капричос" Гойи. Неожиданно для себя мы получили 2 технологии создания компьютерных экскурсий.
Технология 1 (сайт "Женские образы...")..
Группа, которая проводила экскурсию по женским образам, нашла в Интернете все репродукции, какие хотела показать классу, и плюс к этому - сайт, позволяющий рассматривать репродукции в деталях. Однако, учащихся не устроили найденные в Интернете критические статьи, они предпочли предварить репродукции работ Рембрандта и Гойи материалами из книги М. Андронниковой "История портрета". Кроме этих материалов, сайт группы содержит несколько рисунков и множество ссылок. Его можно просматривать практически только в сети.
Технология 2 (сайт "Капричос")
Группа, изучавшая “Капричос” Гойи, тоже нашла сайт по этой теме, но их не устроили рисунки, представленые на этом сайте, они решили познакомить класс с другими работами. Отсканировав выбранные репродукции, дети сделали автономный сайт, не содержащий ссылок на Интернет-ресурсы. Еще одна отличительная черта сайта "Капричос" - попытка оформить задания для экскурсии Web-средствами. Эта идея, авторство которой принадлежит детям, кажется нам очень продуктивной.
Сайты-экскурсии, сделанные достаточно быстро (за 2-3 дня) являются домашней работой учащихся.
Как проходили уроки-экскурсии?
Мы проводили их в компьютерном классе ПетрГУ (в гимназии нет класса IBM)-. Учащиеся сидели за компьютерами, а члены группы, проводившей экскурсию, по очереди рассказывали о творчестве художников, комментировали их работы, предлагая классу маршрут по своему сайту и конкретные задания.
Оценивая проектную работу групп, дети отметили, что компьютерная экскурсия оказалась для них интересной формой. А присутствовавшие на уроки учителя МХК из школ города отметили живой интерес учащихся к предложенным темам.
Что мы получили?
Можно ли использовать наш опыт в рамке других программ, для других учащихся ? Думаю, можно.
Даже если создание сайта представляет проблему для учеников, то выписать ссылки и провести экскурсию по ним – достаточно просто. При отсутствии класса, подключенного к сети, можно скачать необходимые ресурсы и потом создавать автономный сайт (технология №2).
Отметим еще раз, что главное в предложенной методике – самостоятельная проектная работа учащихся. Учитель может использовать готовые диски с репродукциями или сделать экскурсию сам. Но это будет уже другая методика, построенная на других принципах и преследующая иные цели. Наш подход кажется нам более интересным и продуктивным.