torch.gif (1426 bytes)Школа Ритораtorch.gif (1426 bytes)

  Окончив "среднее образование" у грамматика, мальчик поступал в "университет"- риторскую школу. Было ему в это время лет 13-14, иногда немногим больше, иногда значительно меньше: у ритора занимались и юноши и подростки- от грамматика они приходили уже основательно подготовленными.
    Риторику привезли в Рим греки, и они же стали ее преподавать. Латинской риторики как науки не было. Ее создателем был Цицерон; он изложил теорию греческого красноречия, приведя при этом технические термины риторских школ на латинский язык; с практическим приложением теории учащиеся могли познакомиться на его же речах.

august.gif (15316 bytes)

  Риторская школа была до известной степени учебным заведением "специальным": она готовила оратора. В республиканское время оратор был крупной политической силой.
    Венцом преподования в риторской школе было самостоятельное выступление ученика, произносивщего речь. Учитель давал тему; ученик писал на нее сочинение, читал его ритору и после его поправок вытверживал наизусть и произносил с соответствующими жестами в позе настоящего оратора.

При этом присутствовал, конечно, весь класс, приходили родители выступавшего, а иногда они приводили еще и друзей своей семьи. Родители, по словам Квинтилиана, требовали, чтобы дети их "декламировали" как можно чаще: количество декламаций считалось мерилом успехов в учении; они сопровождались обычно бурным одобрением со стороны учеников: это была принятная в школах "любезность", которую они взаимно оказывали друг другу. Учитель, указав ученику ошибки, часто сам выступал с декламацией на ту же самую тему.

Познакомимся поближе с этими упражнениями. Они делились на два отдела: суазории (с них начинали, считая их наиболее легкими) и контрверсии (в них упражнялись ученики, уже более продвинувшиеся). Суазории- это монологи, в которых мифологический герой или историческое лицо обсуждает какой-нибудь вопрос, приводя поводы за и против решения, которое ему предстоит принять или отвергнуть. Контроверсия- это вымышленное судебное дело, в котором выступают два ученика: один в роли обвинителя, другой в роли защитника; их подготовляют таким образом к будущей деятельности в суде. Софисты 5 в. до н. э. старались придумывать темы, наиболее близкие к реальной действительности; у Плотия ученикам предлогалось разрешать споры, возникшие на основе наследственного или морского права, или выступать по поводу современных политических событий. С концом республики это резко меняется.  Контрверсии, которые сохранил Сенека-отец, бросают нас в водоворот потрясающих ситуаций и романтических приключений, в мир, где население состоит, главным образом, из тиранов, разбойников, пиратов, преступных жен и мачех, каменосердных отцов, где убийство, разбой, прелюбодеяние, похищение девушек - это повседневные, обычные явления. Послушать декамацию известного ритора приходили такие
люди, как Меценат,Агриппа и сам Август. 
    Новому режиму были выгодны и этот отход от действительности, и увлечение риторикой как чистым искусством. Но было немало людей, которые жестоко осуждали эту школьную практику.

НАЗАД