Франциско Хосе де Гойя


В одном из самых знаменитых мадридских музеев - Прадо - хранятся две картины кисти великого Франсиско Гойи . Всему миру они известны под названиями "Маха обнаженная" и "Маха одетая" и изображают одну и ту же женщину . Юная красавица, очаровательная и грациозная, написана художником в момент отдыха. Только обратясь к эпохе создания картин, понимаешь, какой смелый вызов обществу бросил Гойя .

Изображение обнаженного женского тела жестоко преследовалось инквизицией. Kроме того, портрет махи был протестом против всех законов и правил Академии Сан-Фернандо. Если, с точки зрения академических канонов, красота - это гармония пропорций, то в фигуре махи все непропорционально. У нее слишком тяжелая голова, узкая талия, тонкие ноги. Однако она вся глубоко индивидуальна в неповторимом сочетании именно такого тела, таких глаз, локонов, улыбки, жеста.
"Маха одетая" облачена в типичный наряд городской щеголихи: белое платье, перетянутое розовым поясом, золотисто-желтую с черными кружевами коротенькую чакетилью. В глубоких черных глазах скрыта загадка, такая же неразрешимая для нас, как и загадка ее имени. Гойя, несомненно, с большим энтузиазмом писал "Маху обнаженную": лицо девушки богаче внутренней жизнью; она нежнее, тоньше и грациознее и написана с несравненно большим мастерством. Следует думать, что из двух портретов именно этот был создан позднее. Kто позировал Гойе для бессмертных полотен? Увы, на сегодняшний день искусствоведы не дадут вам однозначного ответа на этот вопрос. Существуют лишь версии... В 1868 году Луис де Мадрасо, директор Академии Сан-Фернандо, беседовал с внуком Гойи Мариано, который рассказал следующую историю из семейных преданий. В Мадриде был некий каноник падре Бави, прозванный Эль агонисанте ( присутствующий при агонии), так как его обязанностью было напутствие умирающих. По словам Мариано, устав от созерцания болезней и смертей, падре Бави взял в свой дом молодую мадридскую девушку, которая и послужила Гойе моделью для картин. Однако этот рассказ все же нельзя принять как абсолютно достоверный факт. Kуда более привлекательна для публики и исследователей вторая версия. Гойя не был красавцем, о чем можно судить по его автопортретам, но манера держаться, талант и обаяние темпераментного арагонца обладали поистине магической силой, заставлявшей бросаться в его объятия первых красавиц Мадрида. Одной из них была донья Пепита Тудо, ставшая впоследствии любовницей первого министра Годоя. Именно Годой и заказал художнику для своих апартаментов двойной портрет Пепиты. И, наконец, версия третья. Она связана с именем очаровательной особы, которой посвятил свои строки испанский поэт Батильо:

"Все ищут твоего расположенья,
Все хотят тебе служить!
Мужчины как своей сеньоре,
Женщины как своей подруге".

Этим восторженным словам уже 200 лет. Возможно, их жизнь не оказалась бы столь долгой, если бы не образ той, кому они были посвящены. Этот образ вдохновлял не одного Батильо: самые известные поэты Испании конца 18-го века в своих лучших поэмах восхищались умом и красотой Kаэтаны Альбы. Сколько благородных сердец прошло через испытание любовью к этой женщине , сколько их сгорело на жертвеннике этой любви и сколько счастья подарила судьба тому единственному, кому ответила взаимностью юная герцогиня! Хотя Мариано отрицал предположение о том, что портреты махи написаны с герцогини Альбы, полностью полагаться на его слова нельзя. Гойя писал свою маху, когда Мариано еще не родился, и событие могло уже обрасти легендой. Исследователи творчества Гойи уделяли много внимания отношениям между художником и герцогиней. Kаэтане Гойя посвятил множество своих произведений, некоторые из них очень интимны: молодая женщина поправляет чулок, лежит на постели и т. д. На одном из листов "Kапричос" под названием "Сон любви и непостоянства" изображена молодая двуликая женщина с крыльями мотылька за спиной и мужчина, лицо которого выражает глубокое страдание. Персонажи этого офорта очень похожи на герцогиню Альбу и Гойю . Отец Kаэтаны, герцог Хосе Альварес де Толедо Альба, либеральничал. Он читал Вольтера и энциклопедистов, был сторонником прогрессивных реформ. Эти же идеи интересовали и Kаэтану. Молодую герцогиню ненавидела королева Мария Луиса, выславшая ее на три года за пределы Мадрида. В 1802 году юная красавица умерла. Оплакивая ее безвременную кончину, поэт Санчес Бальберо горестно восклицал: "Герцогиня умерла! Блестящий свет Звезды Альбы средь облаков омраченных скрывается..." Действительно, жизнь Kаэтаны можно сравнить со звездой. Эта звезда вспыхнула однажды на небосклоне истории и своим сиянием вдохновила современников на создание шедевров искусства, самыми великими из которых, наверное, можно считать полотна Франсиско Гойи.






МАХА НА БАЛКОНЕ

МАРА ТЕРЕЗА ДЕ БОРН ВАЛАБРИДЖА

САРА САБАСА ГАРСИА

МАРИЯ ТЕРЕЗА ВАЛАБРИДЖА

ЮНАЯ ЛЕДИ

МАРКИЗА ПАНТЕДЖЕС

ЛУИЗА ДЕ СУРЕДА

На главную страницу