Статья 180. Проведение таможенного контроля и его формы
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации; в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу либо не противоречащих законодательным актам Российской Федерации.
При проведении таможенного контроля могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам.
Правила проведения таможенного контроля определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 181. Зоны таможенного контроля
Для целей осуществления таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации, в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов Российской Федерации и в иных местах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, создаются зоны таможенного контроля.
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы таких зон и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов Российской Федерации и под их контролем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов Российской Федерации.
Статья 182. Документы и сведения, необходимые для таможенного контроля
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации, обязаны представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
Перечень документов и сведений, порядок их представления определяются Государственным Таможенным комитетом Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.
Для проведения таможенного контроля таможенные органы Российской Федерации вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
Другие правоохранительные органы Российской Федерации, налоговые и иные контролирующие органы Российской Федерации по собственной инициативе либо по запросу таможенных органов Российской Федерации информируются об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля.
Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех лет.
Статья 183. Привлечение специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля
Таможенные органы Российской Федерации вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчиненности, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.
За специалистами и экспертами, работающими в государственных органах, на государственных предприятиях, в государственных учреждениях и организациях, сохраняется средняя месячная оплата труда по месту работы. Затраты, связанные с привлечением специалистов и экспертов, включая расходы на проезд, наем помещения, выплату суточных и вознаграждения за работу, если эта работа не входит в круг служебных обязанностей специалистов и экспертов, включая расходы на проезд, наем помещения, выплату суточных и вознаграждения за работу, если эта работа не входит в круг служебных обязанностей специалистов и экспертов, работающих в государственных органах, на государственных предприятиях, в государственных учреждениях и организациях, несут таможенные органы Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Запрос таможенного органа Российской Федерации о привлечении специалиста или эксперта для оказания содействия в проведении таможенного контроля является обязательным для исполнения руководителем государственных органа, предприятия, учреждения или организации, где этот специалист или эксперт работает.
Статья 184. Доступ должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на территорию и в помещении для проведения таможенного контроля
В целях проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов Российской Федерации на основании служебного удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещении любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Статья 185. Идентификация товаров, транспортных средств, помещений и других мест
Транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами Российской Федерации.
Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.
Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами Российской федерации или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу Российской Федерации незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
Статья 186. Проверка финансово-хозяйственной деятельности
В целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, при наличии оснований полагать, что указанные законодательство и международные договоры не соблюдаются либо не соблюдаются не в полной мере, таможни и вышестоящие таможенные органы Российской Федерации вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности должностные лица таможенных органов Российской Федерации вправе:
требовать безвозмездного предоставления и знакомиться с любыми документацией (включая банковскую) и информацией, касающимися осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Российской Федерации;
получать от должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения;
опечатывать помещения;
изымать по акту, составляемому по форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, документы, если они будут проверяться в другом месте. Изъятые документы должны возвращаться в максимально короткий срок.
При необходимости должностными лицами таможенных органов Российской Федерации могут устанавливаться место и время для ознакомления с документацией и информацией. Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при осуществлении проверки не должны причинять неправомерного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятельность проверяется. Результаты проверки незамедлительно сообщаются этому лицу.
Вся полученная в ходе проверки информация является конфиденциальной, и на не распространяется действие статьи 16 настоящего Кодекса.
Статья 187. Выборочность таможенного контроля
При проведении таможенного контроля таможенные органы Российской Федерации используют, как правило, те формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать положения настоящего Кодекса, актов и договоров, указанных в части первой настоящей статьи.
При необходимости таможенные органы Российской Федерации могут использовать все формы таможенного контроля, упомянутые в настоящем Кодексе, за исключением случаев, указанных в статье 188.
Статья 188. Освобождение от определенных форм таможенного контроля
Освобождение от определенных форм таможенного контроля устанавливается исключительно настоящим Кодексом.
Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации, вице-президента Российской федерации и следующих вместе с ними членов их семей.
Личный багаж народных депутатов Российской Федерации и членов Правительства Российской Федерации освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу Российской Федерации в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.
Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.
Председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.
Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется после ратификации этих договоров.
Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа Российской Федерации или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа Российской Федерации обязано объявить физическому лицу о решении начальника таможенного органа Российской Федерации или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.
Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа Российской Федерации одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником.
О проведении личного досмотра составляется протокол по форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Протокол подписывается должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр, понятыми, а при обследовании тела досматриваемого - и медицинским работником. Физическое лицо, в отношении которого был проведен личный досмотр, вправе сделать заявление в протоколе.
Статья 190. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля
При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам.
Таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица, причинившие неправомерный вред, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, возмещению не подлежит.
Статья 191. Товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю
Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таможенные органы Российской Федерации вправе принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Российской Федерации без разрешения таможенных органов Российской Федерации, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территориях других государств.
Статья 192. Время нахождения под таможенным контролем
Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом.
При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортными средством таможенной границы Российской Федерации.
При вывозе таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации.
Таможенный контроль завершается в момент выпуска товаров и транспортных средства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.
Лица обязаны соблюдать требования о минимальном периоде времени, необходимом для проведения таможенного контроля. Указанные требования устанавливаются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Вред, причиненный лицу вследствие несоблюдения им таких требований, возмещению не подлежит.
Статья 193. Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств
Вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
В указанном случае таможенные органы Российской Федерации вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами. Проверка может проводиться в местах нахождения декларанта, любого иного лица, прямо или косвенно имеющего отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами. При обнаружении правонарушений лица несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 194. Сроки проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров и транспортных средств
Проверка таможенной декларации, документов и досмотр товаров и транспортных средств осуществляются таможенным органом Российской Федерации не позднее десяти дней с момента принятия таможенной декларации и представления всех необходимых для таможенных целей документов и сведений, а в отношении товаров, упомянутых в статьей 133, настоящего Кодекса - не позднее трех дней.
В случае, если требуется предъявление товаров и транспортных средств, указанные сроки исчисляются с момента такого предъявления.
Указанные сроки не включают время, необходимое для осуществления контроля за товарами и транспортными средствами другими государственными органами.
Статья 195. Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, взятие проб и образцов для проведения таможенного контроля
Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, взятие проб и образцов для проведения таможенного контроля осуществляются применительно к порядку, предусмотренному статьями 134 и 135 настоящего Кодекса.
Статья 196. Присутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей при проведении досмотра товаров и транспортных средств
Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при досмотре товаров и транспортных средств.
По требованию должностных лиц таможенного органа Российской Федерации указанные лица обязаны присутствовать при таком досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа Российской Федерации необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым для таможенных целей является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
Таможенный орган Российской Федерации вправе проводить досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:
при неявке указанных лиц по истечении десяти дней после представления товаров и транспортных средств;
при существовании угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животными и растениям, окружающей природной среде, сохранению художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства;
при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
при оставлении на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушении таможенного режима.
Досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии не заинтересованных в результатах досмотра лиц.
Статья 197. Инвентаризация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем
Таможенные органы Российской Федерации вправе в любое время проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей.
Статья 198. Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль
Государственный таможенный комитет Российской Федерации является органом валютного контроля в Российской Федерации.
Иные таможенные органы Российской Федерации являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету Российской Федерации.
Функции и полномочия таможенных органов Российской Федерации, указанных в части второй настоящей статьи, при осуществлении валютного контроля определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля.
Статья 199. Компетенция таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Статья 200. Осуществление валютного контроля таможенными органами Российской Федерации
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль в соответствии с валютными законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом применительно к таможенному контролю.
Статья 201. Ответственность за правонарушения, выявленные при осуществлении валютного контроля таможенными органами Российской Федерации
При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами Российской Федерации, наступает в соответствии с валютными и другим законодательством Российской Федерации.
Статья 202. Таможенные льготы для дипломатических представительств иностранных государств
Дипломатические представительства иностранных государств на территории Российской Федерации при соблюдении установленного порядка перемещения через таможенную границу Российской Федерации могут ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей, за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов Российской Федерации и подобного рода услуги.
Статья 203. Таможенные льготы для главы дипломатического представительства иностранного государства и членов дипломатического персонала представительства
Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства, а также проживающие вместе с ними члены их семей могут ввозить в Российскую Федерацию товары, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального ввоза, и вывозить из Российской Федерации товары, предназначенные для их личного пользования, с соблюдением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов Российской Федерации и подобного рода услуги.
Личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала представительства, а также проживающих вместе с ними членов их семей, освобождается от таможенного досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз или вывоз которых запрещен законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации либо регулируется карантинными и иными специальными правилами. Такой досмотр должен проводиться только в присутствии указанных в настоящей статье лиц или их уполномоченных представителей.
Статья 204. Таможенные льготы для сотрудников административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства
Сотрудники административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие вместе с ним члены их семей, если эти сотрудники и члены их семей не проживают в Российской Федерации постоянно, могут ввозить в Российскую Федерацию предназначенные для первоначального обзаведения товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов Российской Федерации и подобного рода услуги.
Статья 205. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала
На основе специального соглашения с иностранным государством таможенные льготы, предоставляемые настоящим Кодексом членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, могут быть распространены на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала этого дипломатического представительства, а также на членов их семей, не проживающих в Российской Федерации постоянно, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства.
Статья 206. Предоставление таможенных льгот консульским представительствам иностранных государств и членам их персонала
Консульским представительствам иностранных государств, консульским должностным лицам, включая главу консульского представительства, и консульским служащим, а также членам их семей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатического представительства.
На основе специального соглашения с иностранным государством на работников обслуживающего персонала консульского представительства, а также на членов их семей, не проживающих в Российской Федерации постоянно, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства могут быть распространены таможенные льготы, предоставляемые настоящим Кодексом членам соответствующего персонала дипломатического представительства иностранного государства.
Статья 207. Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу Российской Федерации
Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, не подлежат ни вскрытию, ни задержанию. При наличии серьезных оснований предполагать, что в консульской вализе содержаться предметы, не указанные в части третьей настоящей статьи, таможенный орган Российской Федерации вправе потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии должностных лиц таможенного органа Российской Федерации. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место отправления.
Все места, составляющие дипломатическую почту и консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на характер этих мест.
Дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные для официального пользования, а консульская вализа - только официальную корреспонденцию и документы или товары, предназначенные исключительно для официального пользования.
Статья 208. Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров
Иностранные дипломатические и консульские курьеры могут ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации товары, предназначенные для их личного пользования, с освобождением на основе взаимности от таможенного досмотра, таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов Российской Федерации и подобного рода услуги.
Статья 209. Таможенные льготы для представителей и членов делегаций иностранных государств
Представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудниками делегаций иностранных государств, которые приезжают в Российскую Федерацию для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства. Такие же льготы предоставляются членам семей, сопровождающим указанных лиц.
Статья 210. Таможенные льготы для членов дипломатического персонала, консульских должностных лиц, представителей иностранных государств и членов делегаций, следующих транзитом через таможенную территорию Российской Федерации
Членам дипломатического персонала и консульским должностными лицам представительства иностранного государства, членам их семей, а также лицам, указанным в статьей 209 настоящего Кодекса, следующим для тех же целей транзитом через таможенную территорию Российской Федерации, предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для членов дипломатического персонала представительства.
Статья 211. Таможенные льготы для международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств
Таможенные льготы для международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств и членов их семей определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации.
Статья 212. Таможенная статистика внешней торговли
В целях обеспечения высших органов государственной власти, иных государственных органов, определяемых законодательством Российской Федерации, информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов, валютного контроля, анализа состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы Российской Федерации ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Российской федерации, а также представляют и публикуют данные таможенной статистики.
Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.
При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации.
Статья 213. Специальная таможенная статистика
В целях обеспечения решения иных задач, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, этими органами ведется специальная таможенная статистика в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Статья 214. Документы и сведения, используемые для статистических целей
Документы и сведения для статистических целей представляются в соответствии с положениями настоящего Кодекса о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля.
Информация, предоставленная для статистических целей, является конфиденциальной и на нее распространяется действие статьи 16 настоящего Кодекса.
Статья 215. Ответственность за правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики
За правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики, которые одновременно являются нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 216. Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, то есть:
обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы;
приводят Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности в соответствие с ее международной основой;
обеспечивают опубликование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толкованию Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и обеспечивают их опубликование;
осуществляют иные функции, необходимые для ведения указанной номенклатуры.
Статья 217. Классификация товаров
Таможенные органы Российской Федерации классифицируют товары, то есть относят конкретные товары к позициям, указанным в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решения таможенных органов Российской Федерации о классификации товаров являются обязательными. Решения других органов и учреждений по классификации товаров не используются в таможенных целях.
Статья 218. Дополнительные полномочия Государственного таможенного комитета Российской Федерации в области Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
Государственный таможенный комитет Российской Федерации:
представляет российскую сторону в международных организациях, занимающихся таможенными вопросами в части разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности:
участвует в подготовке предложений о разработке, изменении и дополнении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Контрабандой признается перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:
наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;
вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и патронов к нему);
ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомом могут быть использованы при его создании;
стратегически важных сырьевых товаров;
предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, - а равно такое перемещение иных товаров, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой.
Контрабандой признается также невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации путем ее прорыва, выразившего в их открытом перемещении через таможенную границу Российской Федерации вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должного лица, осуществляющего таможенный контроль.
Контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
Статья 220. Уклонение от уплаты таможенных платежей
Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах физическим лицом, должностным лицом либо лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовными законодательством Российской Федерации.
Статья 221. Незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями
Умышленное заявление таможенным органам Российской Федерации ложных сведений с целью сокрытия полученных в результате осуществления внешнеэкономической деятельности доходов в валютных ценностях или снижения их размера, несоблюдение установленных требований об обязательном ввозе (включая пересылку) или переводе в Российскую Федерацию полученных таким путем валютных ценностей (включая незаконное оставление валютных ценностей за пределами Российской Федерации), совершение платежей в иностранной валюте или платежных документах в иностранной валюте по фиктивными внешнеэкономическим сделкам, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а равно другие незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями, касающиеся таможенного дела, совершенные в значительном или крупном размере, либо или должностным лицом, ранее судимом за незаконные валютные операции иные деяния с валютными ценностями, либо организованной группой, признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
Статья 222. Таможенные органы Российской Федерации как органы дознания
Таможенные органы Российской Федерации являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации.
Статья 223. Производство дознания таможенными органами Российской Федерации
При наличии признаков контрабанды и иных преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, таможенный орган Российской Федерации возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших.
Статья 224. Таможенные органы Российской Федерации как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам.
Статья 225. Осуществление оперативно-розыскной деятельности таможенными органами Российской Федерации
Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
Статья 226. Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность таможенных органов Российской Федерации
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность таможенных органов Российской Федерации, проводятся в порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации.
Статья 227. Контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ
В целях пресечения международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и выявления лиц, участвующих в таком обороте, таможенные органы Российской Федерации в каждом отдельном случае в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров Российской Федерации используют метод контролируемой поставки, то есть допускают под своим контролем ввоз из Российской Федерации или транзит через ее территорию наркотических средств и психотропных веществ, включенных в незаконный оборот.
Решение об использовании метода контролируемой поставки принимается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
В случае принятия решения об использовании метода контролируемой поставки, если страной назначения наркотических средств и психотропных веществ является иностранное государство, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, а о принятом решении таможенный орган Российской Федерации немедленно уведомляет прокурора в установленном порядке.
Статья 228. Использование метода контролируемой поставки в отношении других предметов
Метод контролируемой поставки может использоваться в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой, применительно к порядку, предусмотренному статьей 227 настоящего Кодекса.
Решение об использовании метода контролируемой поставки в отношении указанных предметов принимается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации с немедленным уведомлением Генерального прокурора Российской Федерации.
Статья 229. Распоряжение денежными средствами и имуществом, конфискованными при использовании метода контролируемой поставки
Денежные средства, конфискованные судами Российской Федерации
и иностранных государств по делам о преступлениях, при раскрытии и пресечении
которых использовался метод контролируемой поставки, а также вырученные
от реализации конфискованного при этом имущества, распределяются между
государствами, таможенные и иные компетентные органы которых участвовали
в использовании указанного метода, в соответствии с договоренностью между
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и компетентными
ведомствами иностранных государств.