Критика
Губерния 12-18.06. 2002

Владимир Фомин: "Бог - творец и я - творец"

Наталья Витиева



В нашей стране народ привык, что ему кто-то что-то должен. А на Западе люди рождаются и не ждут от жизни халявы. Они понимают, что если ты чего-то хочешь, нужно у жизни это урвать силой, умом, хитростью... Для этого придется много работать, не взирая на погоду, настроение, усталость. Только так можно добиться успеха. По этой формуле живет известный петрозаводский художник Владимир Фомин. Приехав из Норвегии, где с успехом прошли его выставки, он дал интервью нашему корреспонденту.

Все сам

- Фицджеральд говорил: "Талант - это способность воплотить в жизнь то, что задумал". А Вы, Владимир, обладаете этой способностью?

- Да, я трижды воплощал в реальность то, что задумал. В 1995 году закончил работу над вепсской серией. Я четко знал, что это будет большим событием для финнов. Потому как всегда нужно правильно выбирать тему для своих работ. Какую-нибудь ерунду на Западе не купят. Если не сможешь удивить эту публику, никто на тебя никогда не обратит внимания.

Я очень долго работал над вепсской серией. И когда я ее вывез в Финляндию, о ней написали все центральные газеты, о выставке сняли фильм и показали на всю страну. После этого русского художника Фомина знала вся Финляндия. Но чтобы этого добиться, мне нужно было самому написать картины, самому договориться о выставке, самостоятельно перевезти картины в другую страну.

Потом мне предложили сделать серию "Калевала" к 150-летнему юбилею эпоса. Я также много лет работал над ней. Меня просили сделать 35 картин, но я по своей собственной инициативе написал 88 работ. Выставку "Калевала" посетили более 18 тысяч финнов.

Когда начал писать "Пера Гюнта", я на подсознательном уровне понимал, что повезу ее в Норвегию, потому как Ибсен их любимый писатель. Когда 70 процентов серии было готово, на горизонте появились норвежцы. Они посмотрели мои работы и сказали, что хотят устроить мои выставки у себя в стране. Пять выставок, которые приходятся у меня на 2002г., говорят сами за себя. Естественно, я всегда ставлю перед собой задачу и выполняю ее. Сделал выставки, дал интервью, прославился - и все сам. За рубежом я работаю один, никто мне не помогает.

Нет риска, нет славы

- Слава к Вам пришла в 1995 году?

- Нет, первая моя удачная выставка была в Германии в 1993 году. Практически все картины остались там. Пресса в одночасье поставила меня в один ряд с Кандинским и Филоновым.

- А как удалось попасть в Германию?

- Это произошло благодаря моей жене. Она проявила инициативу. Мы пригласили в гости очень важных людей. Показали им картины, которые им очень понравились. После чего они предложили организовать мою выставку в Германии только с одним условием - свои работы я должен был отдать им в этот же вечер, и они их нелегально вывозили из страны. Тогда с перевозкой картин было очень сложно. Мы с женой подумали и согласились. Хотя они могли просто уехать, и я бы больше никогда не увидел своих работ. Такое тоже бывает. Устроят тебе выставку, например, в Финляндии, а потом скажут, что картины не купили, а аренда помещения дорогая и придется заплатить за нее всеми своими работами.

- А Вас так прокатывали?

- Были случаи, когда я реально мог лишиться всего, что стоило мне двух-трех лет работы. Но слава Богу, мне попадаются честные люди. А вот питерских и московских моих коллег иногда оставляли и без гонораров, и без картин.

Деревне картины не нужны

- Каждый творческий человек когда-то встает перед дилеммой: быть свободным художником или, пусть немного, но коммерциализоваться. Когда перед Вами впервые встал этот вопрос, и как Вы его решили для себя?

- В Петрозаводске картин никто не заказывает. Да и во всем мире сейчас очень сложно получить заказы. Для художника это фантастическая удача.

- Значит, к Вам не обращались и не просили писать, то что Вы не хотите?

- Нет, меня просили написать вепсскую серию, "Калевалу". Но это был не совсем заказ. Мне сказали: "Володя, Вы сделайте серию, а потом мы Вам сделаем выставку, а купят ее или не купят, будет ли она иметь успех или нет, это ваши проблемы". Я был уверен, что я напишу очень классные картины и успех им обеспечен. Ведь когда я берусь за новую работу, она обязательно должна быть красивой и качественной. Если у меня это не получается, я просто уничтожаю неудачную картину. Это происходит довольно редко, потому что я очень долго работаю над эскизом. Я никогда не халтурю.

Когда писал "Пера Гюнта", я хотел покорить Норвегию. С Ибсеном я давно знаком. Я художник-фольклорист, а Ибсен строил свои литературные произведения на норвежском фольклоре. Мне это было все очень близко и понятно. Я пытался раскрыть философию этого произведения. Написал 40 масляных полотен. Потратил на нее около четырех лет, но она имела очень сильный резонанс в Скандинавии.

- А откуда в Вас эта страсть к Скандинавским мотивам?

- Я сам сибиряк и мне интересна история, культура северных народов. В Томске особо зацепиться было не за что. Писать только портреты людей, пейзажи, не очень то хотелось. Я мечтал серьезно заниматься этнографией. В Сибири древние народы не имели своей литературы. У жителей же Норвегии, Швеции, Финляндии более глубокие исторические корни. И мне это интересно. У меня сейчас столько материала собрано об этих странах, что мне и двух жизней не хватит, чтобы все это нарисовать.

Кроме того, в Скандинавии очень выгодно выставляться. У них музеи, галереи, коллекционеры с удовольствием покупают картины. У нас в России есть богатые люди, но им не нужны картины. Я известен и в Петербурге, и в Москве. У меня самая богатая электронная галерея картин. Но ни разу никто ко мне не обращался и не просил продать картину. Не собирают в России коллекции. Если говорят, что у людей нет денег, это все ерунда. У нас есть богатые люди, у которых хватает денег на магазины, фирмы, дорогие машины, особняки, квартиры, сауны, девочек... Но в Петрозаводске была единственная галерея "Тайде", которая закрылась. Никто там ничего не покупал. А в Осло сегодня 40 галерей. И все они работают.

- Но неужели среди ваших соотечественников нет того, кто бы оценил ваше творчество?

- В России народ отсталый по культурному мировоззрению от своих западных соседей лет на сто. Мы любим другое искусство: Шишкина, Иванова, Шилова. У нас закупорка головного мозга произошла в какой-то период в прошлом веке. Тех же, кто действительно разбирается в искусстве, сегодня можно по пальцам пересчитать. Я согласен с известным актером Львом Дуровым, который в интервью одному очень солидному журналу, сказал, что Москва (да и вся Россия в целом)- это большая деревня. Если уж в Москве картины не нужны, то в России тем более.

- И как Вы думаете, долго это безобразие будет длиться?

- Раньше был союз художников. Сейчас это какая- то абстрактно-сюрреалистическая организация. Зачем она существует, непонятно. Есть у нас и министерство культуры. По-моему, оно никогда не имело отношения к тем, кто занимается искусством, а работало с теми, кто выслуживается, в основном, с бездарностями. И безобразие это будет длиться еще полвека.

Много Муз - лишний груз

- Картины рождаются мучительно? Страдаете, не спите по ночам, работая над очередным шедевром?

- Нет. Мне это дается легко. Я пишу относительно быстро. Иногда устаешь морально, а не физически. Но это быстро проходит. Мне Господь Бог помогает. Например, когда я "Калевалу" и "Пера Гюнта" писал, я чувствовал тройную энергетику. Как по маслу все шло.

- Вы верите в Бога?

- Да. Я знаю, что есть Бог, который создал эту прекрасную землю. Он все четко рассчитал математически. Земля - это творение не того Бога, которому в углу молятся, а того, за кем стоят колоссальные знания космических и вселенских технологий. Я очень близок к Богу потому, что он - творец и я творец. Только он создал живую трехмерную картину, которая висит в космосе, а я создаю двухмерные неодушевленные. Мои работы дополняют мир, дают положительные эмоции. А работа Бога крутая. На земле нет такого слова, которым ее можно было бы охарактеризовать, оценить. А в церкви, которая построена человеческими руками, молиться иконам, созданным художниками, которые хуже меня рисуют, я считаю глупостью. С Господом можно разговаривать в любой точке земли.

- Вы - привлекательный мужчина. Это не комплимент - это вопрос. По профессии - свободный художник. Говорят, поэту для творчества нужно влюбляться. А художнику нужно менять Музу?

- А для чего менять Музу? Если я буду постоянно влюбляться, у меня не будет времени писать картины, устраивать выставки на Западе. Мне кажется, что уходящие и приходящие музы не дадут тебе заряд бодрости, а, наоборот, последнюю энергию высосут. Карьеру, таскаясь по девкам, ты уже точно никогда не сделаешь. И примеров таких сколько угодно. Образ же любвеобильного страстного поэта, художника создала литература, чтобы казалось, что они необыкновенные люди.

- А какой же он тогда настоящий художник?

- Это - машина, задача которой писать картины. Чтобы прославиться художник должен выставлять свои работы за рубежом, потому что нет пророков в своем Отечестве. И об этом говорят не только в России, но и во всем мире. В тебя не будут верить, если ты свои картины дальше родного аула не повезешь.

- Вам никогда не хотелось ухать из России навсегда?

- Какая разница, где жить. Можно иметь все, но быть несчастным. Материальное богатство не дает радости. Человек - это такая скотина, которой всегда чего-то не хватает.

- А чего Вам сейчас не хватает?

- Я обыкновенный человек и хочу очень многого. Я бы хотел жить в нью-йоркском небоскребе на 52 этаже, иметь свои вертолет, самолет, миллионов 30 на книжке. Хочу издать свои книги на разных языках. Мечтаю о том, чтобы меня знали во всем мире. Ведь здорово, что петербургская девушка стала мисс Вселенной. Тот, кто говорит, что ему не нужна слава, лжет.

- Говорят, что летом этого года в Фолк-музее в Осло состоится выставка, посвященная историческим связям Норвегии и России. Открывать ее будут король Норвегии и президент России Путин. Среди экспонатов этой выставки - ваши работы. Как Вы думаете, после этого к Вам не прибегут из министерства культуры Карелии с заманчивыми предложениями сделать выставку или издать книгу?

- Нет. Сейчас не то время. Может быть, при Брежневе такое бы и случилось. А сейчас, то, что Путин открывает мою выставку, никого не интересует. Да он каждый день участвует в подобных мероприятиях. Если честно, меня больше волнует не Путин, который может и не читал даже "Пера Гюнта", а король Норвегии. Вообще с межгосударственными интересами все сложно. Недавно выяснилось что, Фолк-музей, который пригласил меня участвовать в этой выставке, планирует ее в 2004 году.


Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy