Критика

Северный курьер 25.07.1995

Звёздный час художника

Елена Полуйко



Сочный голубой притягивал взгляд, приглашал всмотреться в эти живописные полотна.

И тогда глазу открывались образы, предметы, составляющие как бы фрагменты единого орнамента, выписанного филигранной точностью.

В основе триптиха, - рассказал Владимир (а разговор с ним шел у него в квартире, которая одновременно служит ему и мастерской), - вепсские мотивы. Меня давно интересует культура вепсского народа, известного ещё с давних времён своей уникальной "ювелиркой", соединяющей реальность и фантазию. Триптих назвал "Сон шамана" реальность и фантазия. Это определение подходит ко всем работам художника, как и сочная палитра - неотъемлемая составная полотен с их символикой сюжетов и композиций. Смотришь на них, и мысль уносит к ярким картинкам лубка из старинных книжек.

Владимир и относит своё творчество к лубку, но возведённому в степень искусства. Как художник шёл к этому?

Представьте мальчика, жившего в Томске, однажды взявшего в руки карандаш, а потом и краски, и открывшего для себя, что мир его души, грёзы ярких снов и то, что он видит наяву, можно уместить на листе бумаги. И хотя родные всерьёз не воспринимали его увлечения, он-то всерьёз относился к нему как единственному из того, чем бы мог заняться в жизни. С осознанием этого и ходил в вечернюю художественную школу.

Позднее можно видеть его уже далеко от родных мест, закончившего школу и шагающего в Красное село в средней полосе России, где было художественное училище. Он запомнил этот путь, с благоуханием трав, звёздами, которые светили ему во время сна у дороги. Впечатления от учёбы в училище обогатились встречами с мастерами иконописи, лубка в Суздале, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, как и расширило его фантазию искусство мастеров Урала, Приуралья, ханты, манси. Вот так можно обозначить вехи ученичества, у которого был свой итог в виде живописной работы "Ярмарка". Впервые в ней отчётливо проступили черты его будущего "письма". Одна из педагогов, посмотрев "Ярмарку", посоветовала начинающему художнику обратиться к лубку. Так что это полотно (оно и теперь украшает его квартиру) стало началом пути к себе.

Владимир показал свои работы. Одна из них "Карусель". О своём её видении рассказал так: - Крутится карусель, где каждому человеку предназначено своё место. Проходя круг карусели, человек как бы очерчивает свой жизненный круг, вбирая, предметы, события, взгляд свой наверх, где Луна, Солнце, вниз, где его бытие, соединяя духовное и земное, как клеточка Космоса. Интересно, что овал, круг занимают важное место в красочной "геометрии" художника. Так и его развёртывающийся жизненный круг тоже имеет отрезки со своим началом и завершением. Один из важнейших в его биографии временных отрезков - работа после возвращения из училища.

Начиналось время перестройки. Он писал взахлёб. "Взрыв", "Смерч", "Смог", "Паровоз", "Пир шутов" - названия некоторых его графических и живописных полотен, а всего за полтора года он написал их более ста, - это воплощение идей и представлений о современном мире. Он рассказывал о "Паровозе", который, громыхая и клубя дымом, мчался 70 лет советской власти в никуда, о блоковском Питере из поэмы "12", по которому словно смерч прошёл в момент наступления русского коммунизма. Страшные и прекрасные символы этого полотна по мотивам поэмы Александра Блока: Солнце, Луна, стрелы, летящие в Иисуса, отваливающийся с церковной главки крест, кепка вместо короны…

"Кижский" период художник считает "звёздным часом" в своей жизни. Остров его грёз стал явью с переездом в Петрозаводск, с Онежским озером, виднеющимся из окна квартиры, с маковками церквей Кижского погоста, как бы выглядывающим из воды при приближении к нему. Кижская серия его работ пока в графике. Он хочет перевести её в цвет.

Есть у него и серия полотен о культах животных у древних вепсов и карел. (Более 15 работ из зтой серии находятся в посольствах США в Германии (Бремен и др.) в Москве. В Финляндии ею заинтересовался Национальный музей охоты г.Рийхимяки). Есть цикл, посвящённый русскому Северу. Его лубок возвращает нас к детству, празднику жизни, где есть "Облака моего детства", и "Авторалли", и "К нам приехали звери", "К нам приехали музыканты", "К нам приехал цирк".

Художник спокоен при самых сложных обстоятельствах жизни, работает без страха в душе, веря в свою звезду и музу, которой стала для него его жена Светлана.

Тем временем его заметили. Работы Фомина сегодня есть в разных странах: Германии, США, Финляндии и даже на острове Мадагаскар. В августе у художника персональная выставка в Финляндии, позднее - в Германии, определена здесь же и выставка на следующий год.

На днях у Владимира побывал гость с Украины Александр Кожушнер. Он готовил для конкурса компьютерной графики в Национальном центре искусств в Оттаве работу Владимира "Художник". По результатам конкурса, в котором участвовали 7,5 тысяч претендентов из разных стран, работа Фомина, выполненная на компьютере Александром Кожушнером, стала победительницей в номинации "Лучшая в Европе". Александр увёз в Оттаву ксерокопии картин Владимира на выставку.

Ещё одно важное известие. Имя Владимира вошло в банк современного искусства в Москве, где он сотрудничает с галереей "АРТ-ИНФО", где изданы лазерные диски с его работами.

А в Карелии Владимира Фомина знают немногие. Несколько его работ было представлено на одной из республиканских выставок. Первая персональная выставка была развёрнута в министерстве внешних связей в дни культуры Франции в Петрозаводске.

Другой возможности познакомится с графическими и живописными полотнами Фомина пока не было, хотя время от времени в газетах, журнале "Карелия", по радио и телевидению появляются информационные сообщения о художнике. Больше сказано о нём в зарубежных (Финских, Шведских, Немецких ) изданиях. Что же привлекает людей из этих стран в произведениях Владимира Фомина?

На этот вопрос он так отвечает: "Бог есть начало всех орнаментов. Человек, родившись, выдохнул орнамент изнутри, ибо он сам по себе с точки зрения геометрии орнаментален: Человеку орнаментальное искусство знакомо изначально. Это первый язык, на котором заговорило искусство. Возможно, поэтому и моё искусство, напичканное фрагментами орнаментов, близко и понятно людям".

Всматриваясь вновь и вновь в живые краски полотен и думала, что же такое талант. Отмечала про себя, как много может успеть человек к своему тридцатитрёхлетию. Увидела книжечку на столе с именем московского критика и поэта Вильяма Мейланда. Это поэтический сборник. В нём такие строки:



Талант есть в том, чтоб не предать талант.

Когда мне о несбывшемся твердят,

О том, что вдруг не проросло и погибает,

Я отвечаю, что талант - таран,

Которым не стучат, а вышибают.



Это о тебе, - говорил поэт, вручая Владимиру свою книгу.




Vladimir Fomin
Ylös   |   Takaisin   |   Pääsivu
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru   
Sivuston luonut Web-Design Studio Oy