Kritiikki
http:www.russia.no/rb (Russian Boulevard)
Соотечественник
October 2005
T. Tadahle
Обратная сторона Планеты Норвегия


Мое знакомство с творчеством Владимира Фомина началось.... с посещения его страницы в интернете. Разжигаемая любопытством я смотрела на его картины и радовалась. Какое то необыкновенное чувство охватило меня! Откуда взялся этот кудесник, подаривший мне минуты счастья? Кто он, Владимир Фомин - художник, мастер, маэстро?
О художнике сняты телевизионные фильмы, его творчеству посвящены сотни публикаций в иностранной прессе, книги. Среди призов и грантов, полученных В.Фоминым - специальный приз "Лучшая в Европе и в остальном мире" за картину, представленную на самом престижном конкурсе компьютерной графики, проходившем в 1995г. в Национальном Центре искусств г.Оттава (Канада), а также Грант Совета Министров Северных стран в 2001г., выделенный специально для организации его выставки в Норвегии. В этой стране, а также в Финляндии, Германии, Швеции, Америке состоялась 21 персональная выставка Фомина. Он оригинален и неповторим. Он признан за пределами России. Более 350 его работ находятся в частных коллекциях, в галереях и музеях разных стран и 4 русских музеях изобразительных искусств.
И мне захотелось рассказать нашим читателям о нем, показать мир Владимира Фомина его глазами. Творческая манера Фомина – это синтез авангардного лубка, постпримитивизма и неосюрреализма…
Я задаю вопросы художнику:

- Почему вы пишите в стиле «авангардный лубок»? Откуда пришел этот стиль к вам? Влияние великих мастеров примитивизма?
…- Мой стиль продиктован стремлением к поиску новых форм в искусстве на протяжении всей моей жизни. Мое единственное желание - продвинутся в познании древа искусства, открыть свою веточку на этом дереве, создать её неповторимый образ. Мой вкус сформировался благодаря самостоятельному изучению культур разных стран.
Я учился в средней полосе России. Там я познакомился с классическим лубком. Лубок – народная картинка, особый вид красочной графики. В старину эти изображения сопровождались надписями о смысле образов, которые отличались простотой и доступностью. Я всего лишь привнес в традиционный лубок современные знания изобразительного искусства. Так родился мой стиль. Впоследствии добавлялись разные «измы». Это органичный сплав старого и нового, то, что принято называть неопримитивизм (от греческого слова – neos, то есть «новый»). В разных странах мира есть свои классики старого примитивизма. Во Франции - П. Гоген и А. Руссо, в Америке - А. Моозес, в России - М. Ларионов, Н. Гончарова. Е. Честняков. Н. Пиросманишвили.
Среди моих современников я не знаю никого, кто работает стиле, который невозможно отличить от моего собственного. Это подтверждают специалисты в области искусства. Значит, рано или поздно меня начнут копировать. До сих пор я сталкивался с неудачными экземплярами отдельных художников, пытающихся писать под меня. Чтобы писать как я, надо также мыслить. Мои картины больше, чем стиль или манера. Они – отражение индивидуального внутреннего мира, моего естественного образа жизни.

- У вас несколько серий картин. Как создавались эти серии?
- Каждая серия возникла на определенной волне жизненных обстоятельств и под их влиянием. Я учился в самом сердце России, из которого извлечена моя первая серия «Лубок». В вольной Сибири, где я родился и вырос в родном Томске, созданы циклы работ на политические темы. Приехал в Карелию, в Петрозаводск и на свет появились серии о культах древних вепсов и карел, коренных жителей этих мест, о дивной архитектуре и природе острова Кижи. Серия «Калевала» связана непосредственно с культурным наследием Карелии и Финляндии.
Что касается норвежской культуры, я пришел к знакомству с ней через сказки Асбъерсена и Му. Странно, но прочитал их только в 19 лет. Сравнил с русскими сказками и сказками других народов. Это необъяснимо, наверное, произошло какое-то таинство. Я вышел на тропу вечности, где сливается время в едином потоке, так как через несколько лет мне суждено было создать серии «Пер Гюнт» и «Сказки Севера».
В 19 лет я подражал Э. Мунку и мечтал побывать на его могиле, что тоже было предначертано. У меня родилась страсть, которую я забрал у него. В жизни я не чувствовал более настоящей духовной связи, чем родство душ с Э.Мунком и русским поэтом А. Блоком.
Позже я узнал, что автор книги о норвежском художнике Р. Стенерсен писал о сходстве лиц и странностей характеров Э. Мунка и Л. да Винчи, которое отмечал норвежец Пола Гоген, сын одного из моих любимых художников. С одной стороны я признаю гениальность Л. да Винчи, но не вижу в нем большого художника. Однако, отталкиваясь именно от его творчества, я начал работать над серией «Девы, Дамы, Мадонны». На мой взгляд, ему удалась только одна работа - «Дама с горностаем». К сожалению, «Тайная вечеря» Л. да Винчи почти не сохранилась.

- Как вы работаете? У вас есть свое любимое место и время? Что нужно чтобы появилась новая картина? Образ рождается в голове и сразу же его надо перенести на холст или есть эскизы, которые потом долго дорабатываются?
- Стараюсь работать каждый день по много часов. Это придаёт уверенность в мастерстве, рождает чувство внутреннего удовлетворения собой, еще большую страсть к написанию картин. Не люблю долго не писать. У меня появляется дискомфорт. Когда пишу картины, не обращаю внимания ни на место, лишь бы находиться в полном одиночестве и в тишине в любое время года. Люблю утро, потому что можно проснувшись и выпив кофе, сразу сесть за мольберт.
Позволю себе перефразировать высказывание С. Дали о том, что самая большая редкость на нашей планете – работать на заказ. Это дар Богов, потому что у меня в таких случаях появляется навязчивая идея. Я сначала вижу законченный образ, а потом делаю эскиз и шлифую его до полного соответствия видению. Некоторые эскизы у меня хранятся с 1992-95 годов, а сами картины ещё не написаны. Потому что другие картины рождаются одновременно с идеями. <

- Серия «Сказки Севера». Расскажите подробнее о ней. Как родилась идея ее создания? Что хотели сказать этими картинами? Почему Север?
…- Хотелось создать что-то красивое и необычное, немного побудоражить скандинавское, северное сознание... У меня получилось. На Севере я родился и люблю его писать. Серия посвящена природе и фольклору Норвегии, написана под впечатлением от моих поездок по этой стране, встреч с замечательными людьми и книгами.

- Где легче быть художником: в России или на Западе? Почему?
…- Быть художником в России в настоящее время (я имею в виду профессию) - просто смерти подобно. Русские люди в подавляющей массе своей не разбираются в искусстве, не покупают настоящие картины, у них есть потребность только в «дешовке» и «безвкусице», откровенном «киче». Культура отсутствует. Конечно, картины покупаются крайне редко в любых странах. Западные художники тоже не могут зарабатывать себе на жизнь, продавая картины. Они вынуждены зарабатывать деньги где угодно, а творчеством заниматься в свободное время. Получается что-то вроде хобби. Какие из них артисты по Станиславскому: «жить и умереть на сцене»? Многие пишут в год не больше 3-5 картин. Вообще, быть настоящим художником - приказ Богов. Поэтому настоящих художников на земле очень-очень мало.

- У всех людей искусства есть МУЗА, которая вдохновляла их на создание шедевров? А у вас есть муза?
…- Скорей всего, Муза - это просто сама жизнь. Внутренняя энергия человека, его страсти, его желания скрытые и поверхностные. Муза пока имеется!

- Как вы себя можите охарактеризовать как человека? С вами легко? У вас есть чувство юмора?
-Со мной легко, так как я человек простой в поведении, не конфликтный, аскетичный, с чувством юмора у меня всё в порядке.

- Не хотите ли вы переехать жить в другую страну, например в Норвегию?
- Я, в принципе, уже не мало проехал по разным странам и общался со слишком многими разными людьми. Я - человек творческий. В России жить тяжело экономически. Но зато не скучно. Это точно. Жить интересно. В Норвегию и, вообще, в Скандинавии - нет. Скорей всего, я бы, наверное, согласился жить в Нью-Йорке или Сиднее. Просто я там пока не был, а хорошо всегда там, где нас нет. В мире, сотворённом Богом, многие города, разные культуры по-своему красивы и великолепны. Надо верить Ф. Достоевскому - красота спасёт мир. Увы, по-настоящему красивых людей на земле мало.


Vladimir Fomin
Ylös  
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru