Критика
Молодежная газета
23.12.2009


Искусство не для разума
Георгий Чентемиров



Владимир Фомин – художник, который дарит радость. Его картины – это смесь мозаики и калейдоскопа, изощренная наивность, оксюморон в каждом миллиметре. Неповторимая манера живописи ставит Фомина в один ряд с лучшими российскими авторами 20 века. Но, к великому сожалению, увидеть его полотна в Петрозаводске также тяжело, как посчитать на них количество оттенков: свое творчество карельский художник экспонирует лишь за границей, где его знают гораздо лучше, чем на родине.

Осенью Владимир Фомин снова представил на европейский суд свои картины. Экспозиция в Тюбингене была организована по инициативе председателя общества «Запад – Восток» земли Баден-Вюртемберг Йорга Бозе. К слову, шестнадцать лет назад Фомин уже выставлялся в Тюбингене; это был его первый выход за границу, и состоялся он тоже при помощи энергичного немца Бозе.

– Совершенно неожиданно раздался звонок: с вами хочет встретиться Йорг Бозе, – рассказывает Фомин о «свалившейся на голову» поездке. – Вскоре мы были у него. Через полчаса Бозе должен был сесть в поезд, а на следующий день летел домой. Он сказал: хотите сделать выставку? Да – да, нет – нет. Мы и согласились.

Тридцать шесть работ в Германию везли из Финляндии и США. Это очень серьезный масштаб, фактически – два года упорных трудов. Выставка стала еще одним украшением к празднованию двадцатилетия побратимских связей между Тюбингеном и столицей Карелии.

Кроме немцев, художнику оказывали содействие и земляки. Так, шестнадцать тысяч открыток на немецком выпустил один известный издатель, а американский профессор помогал отправить из США картины. Правда, таможенный сбор за полотна из Америки обошелся художнику дороже, чем их транспортировка с другого континента, но об этом он предпочитает не говорить.

Вообще художнику в России существовать гораздо сложнее, чем его европейскому коллеге. Так, российским живописцам приходится самостоятельно оформлять картины, при вывозе за границу платить налоги на таможне. Но выставки, несмотря на препоны, все же проводятся. И с большим успехом.

– Публика в Европе подготовлена к моему искусству, – комментирует Владимир Фомин. – Они настроены на мой стиль. Вот концептуальное творчество европейцы понимают хуже: залы огромные, забитые всевозможными инсталляциями, но посетителей там почти нет. А мои картины им нравятся – и детям, и взрослым. Каждый обязательно находит на выставке что-то для себя.

Фомин, как ни парадоксально, достаточно жестко критикует современных творцов, строящих свой стиль на концептуальных идеях.

– Был однажды на выставке, там какую-то плесень запаяли в стекло, все это очень смачно смотрится… Я понимаю, что человек хотел выразить определенную мысль; это как бы особый язык, но, по моему убеждению, не относится к искусству. Так можно пол-Земли упаковать в полиэтилен и назвать искусством! Здесь есть человеческая мысль, но человеческая мысль – мертва. А жизнь жива.

Поэтому и народ туда не ходит. Все концептуальное искусство подобного рода делается для трех не вполне нормальных людей, которые где-то находят деньги. Но бывает так, что у шизофреников действительно водятся деньги.

Во многом интерес к «концептуальному» искусству навязывается людьми, которые не хотят работать, как настоящие художники – Ван Гог, Филонов, Рембрандт. Гораздо проще взять дощечку, измазать ее чем-нибудь и продать. А у тебя купили! И ты говоришь сам себе – ничего себе! Оказывается, я художник!

… В Тюбингене петрозаводский художник выставляться больше не намерен – двух выставок на один город достаточно. Через два года, возможно, полотна Фомина отправятся в Хельсинки. Нет, не в знаменитый музей современного искусства Киасму – там совершенно другой формат, тяготеющий скорее к отвязным инсталляциям, нежели к традиционному модерну из Карелии. Два года Фомина «бомбят» письмами из Берлина – разумеется, тоже с просьбами организовать выставку. Но это – только планы. А пока что карельский художник трудится над новыми полотнами: создавать волшебные калейдоскопы, которые одинаково пленяют и детей, и знатоков, Фомин никогда не устанет.




Vladimir Fomin
Вверх
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru