Критика
Карелия
03.12.2009


Фомин о себе и Германии
Андрей Иванов



Есть в Петрозаводске художник, чьи картины можно увидеть только на вернисажах за границей. Его имя Владимир Фомин. В прошлом году он выставился в престижной галерее Парижа, а в ноябре этого года открывал выставку в Германии, в г. Тюбинген. Впечатлениями он поделился с нашей газетой.

- Что вы ждали от выставки в Тюбингене?

- Я не ждал никакого ажиотажа по поводу этой выставки, так как не предполагал, что возможно повторение успеха мой первой выставки в Тюбингене в 1993 году, когда немецкие газеты поставили меня в один ряд с Филоновым, Кандинским, Ларионовым, Гончаровой.

16 лет назад я выставлял серии картин «Политическая» и «Лубок». То было время перестройки. В России происходила перемена общественного строя, и мои картины на политико-философские темы были приняты, что называется, «на ура». Немецкие искусствоведы писали, что «авангардный лубок» Фомина родился на волне перестройки и олицетворял прорыв авангарда, который был, вычеркнут из культурной жизни в Советском Союзе.

Но я ошибся. Ажиотаж действительно сопутствовал моей выставке в ноябре 2009 года. В качестве галереи был предоставлен «Клуб Маяковского» в центре города. Нет ни одного значительного имени из литературной богемы России, которое бы не звучало в этом заведении. Здесь выступали, Ахмадулина, Евтушенко, Айтматов, Битов, Пелевин, Пригов, Гранин, Ерофеев, Войнович, Сорокин, Улицкая, а главное что, очень приятно – мой друг из США великий писатель Саша Соколов.

Зал был переоборудован под выставочный – подготовлено профессиональное освещение картин и заказаны специальные рамы для них. Оказалось, я единственный русский художник, которому было предоставлено это помещение. На открытии выставки играл самый лучший немецкий музыкант Петер Вайс. И я полагаю, что таким приемом я обязан доктору Йоргу Бозе, председателю общества «Запад-Восток». Именно он 16 лет назад организовал никому неизвестному художнику, то есть мне, первую выставку за границей.

Интересно, что когда мы с женой вошли в гостиницу, то увидели на стене мою работу, принадлежащую Бозе - он привез ее из дома, чтобы подчеркнуть свое уважение к нам.

Теперь, когда у меня за спиной более 30 выставок в музеях и галереях мира, его имя звучит для меня не как Бозе, а почти как Боже.

Мне пришлось общаться со многими людьми, и я должен отметить, что основная черта тюбингенцев – доброжелательность. Тюбинген - это не большой, сказочный по красоте город, где на каждом шагу играют музыканты, поэты продают свои стихи, а им подают дети, получающие монеты от мам. Увидев в наших руках фотоаппарат, многие немцы сами предлагали нас запечатлеть на фоне красивых аллей, водных каналов, готических соборов. Это значит, что им не безразлично какая память останется об их городе в сердцах приезжих.

В Тюбингене ежедневно происходят культурные события. Поэтому внимание публики и прессы к моей выставке для меня были особенно ценны.

Я знал, что выставка будет проходить осенью, и очень надеялся полюбоваться ее красками, побродить по улицам и немного отдохнуть от написания картин. Но я так же, ждал общения с немецкой публикой, её реакции на мои новые работы и получил это общение сполна, практически без возможности выходить из галереи.

- Организация выставки за рубежом дело не простое. Неужели не возникло никаких проблем?

- За несколько дней до открытия мы узнали, что выставка могла не состояться. Дело в том, что картины, которые должны были на ней участвовать, были отправлены в Германию из галереи Финляндии и из музея США. С доставкой финских работ все обошлось. А вот по поводу груза из США пришлось изрядно поволноваться. Доктору Бозе позвонили из Дюссельдорфа и пообещали отправить картины обратно в США, либо надо заплатить какой-то немыслимый таможенный сбор. Отправитель – музей искусств Орландо настаивал на том, что картины, которые переправляются с одной выставки на другую, не подлежат обложению дополнительным налогом, что и было указано в декларации. Этот закон действует в Евросоюзе даже, если картины доставляются из-за океана. Но чиновникам из Дюссельдорфа это доказать не удалось. Так что на отправке картин мы разорились.

- Что вы в этот раз представили на суд зрителей?

- Жизнь меняется, революции проходят, а вечные ценности остаются неизменными. Для буржуазной публики и для тех, кто не равнодушен к изобразительному искусству были представлены работы из разных серий, созданных мною в разное время. Это 36 работ из серий «Пер Гюнт», «Сказки севера», «Лубок», «Мандалы», «Флорида». Я заметил, что мои работы радуют публику, создают праздник и поднимают настроение. С каждым днем посетителей было больше. Видимо, шла молва по городу, писали газеты.

Правда чтобы эта выставка состоялась, нужно было приложить немало усилий для написания самих картин. Мой неизменный спонсор Матти Вехвиляйнен должен был, выслать заранее работы из Финляндии в Германию, а из Америки помог вовремя вывезти картины мой друг профессор Александр Богуславский. Кроме того я получил поддержку от Константина Николаевского, выпустившего 16 видов открыток и буклет к этой выставке.

- Выставка в Тюбингене была главным событием уходящего года?

- Во-первых, она была не запланирована и произошла спонтанно благодаря приглашению доктора Бозе, который решил после Дней Карелии в Тюбингене показать землякам еще и настоящую русскую живопись. После трех выставок в 2008 году я думал полностью посвятить себя творчеству. В связи с выставкой в Германии пришлось выехать в Финляндию, а там нас ждало путешествие по нескольким городам. Нас пригласили в Савонлинну, где мы посетили музеи, крепость и побывали в доме писательницы Туве Янссон, где за день до нас был президент России Медведев. У меня родились две идеи написать работы про Мумитроллей.

Затем, судьбе было угодно, отправится путешествовать по фантастической Испании. Я вел там переговоры о будущей выставке. Я боготворю эту страну, поскольку там творили самые знаменитые художники на планете Пикассо, Миро, Дали, Гауди. Мы, естественно, были в Каталонии. Посетили 9 музеев в Барселоне, съездили в музеи Дали в Фегирасе и Кадакесе. Под впечатлением от увиденного в Испании я сделал несколько эскизов для будущих работ.

Накануне выставки в Германии мне прислали три журнала с моими картинами на обложке и на развороте, посвященные «Калевале»: «Арт», «Финноугория» и журнал Российской академии наук «Наука в России». Я жду большой настенный календарь на 2010 год с моими работами из серии «Подарки». Я отношусь к пчелам, которые делают мед, от которого мне самому сладко жить, потому, что хочется работать всегда.




Vladimir Fomin
Вверх
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru