Критика

Интернет-газета Столица 30.08.2010
Фомин: свой среди чужих, чужой среди своих
Наталья Витива

   Известный карельский художник Владимир Фомин о своих добро- и недоброжелателях, о настоящем искусстве и вынужденной контрабанде картинами.

    "Когда я выходила замуж на Фомина, я знала, что он – гений, - поделилась супруга известного карельского художника Светлана Громова. – Хотя тогда его картины лежали под диваном, и их никто не видел. На сегодняшний день более 700 его работ находятся  в Национальных Музеях России, Финляндии, Норвегии, США, в коллекциях художественных галерей, музеев, частных собраниях мира, где они висят рядом с полотнами Дали, Пикассо, Мане".
Но в Карелии увидеть картины авангардиста Владимира Фомина практически невозможно: в республике, где художник из Томска проживает последние 20 лет, он не выставляется, его произведения из именитых серий "Калевала", "Пер Гюнт", "Сказки севера", "Лубок", «Девы, Дамы. Мадонны», «Мандалы» и других смогли оценить только иностранные зрители. Выставки  художника открывают первые лица государств, известные деятели политики и  культуры.   В рейтинге Международного  банка данных современного искусства Владимир Фомин значится в десятке лучших  современных художников нашей страны и среди 100  гениев мира XX-XXI в.в.   Его творчество художника изучают в образовательных учреждениях  США и Венгрии (с 1999г.), Финляндии и России (с 2000г.), Норвегии (с 2002г.).
Фомин, получивший признание на Западе, остается чужаком в мире искусства Карелии. Кого-то он просто раздражает, а некоторые его даже ненавидят. Почему и за что? Недавно Владимир Фомин, чье имя внесено в Лондонскую энциклопедию, вернулся из Финляндии, где у него прошла 12-я по счету выставка из 34 персональных зарубежных вернисажей. Он поделился со "Столицей на Онего" секретами своего успеха.

Вы – не художник

   - Владимир, говорят, что когда вы приехали в Карелию, вы буквально сразу выставили свои работы в галереях Германии и Финляндии. Коллеги по цеху вас невзлюбили, поскольку на вопрос: "Вы что гений?", получали от вас ответ: "Конечно, а какое в этом может быть сомнение!" Это было действительно так?

   - Именно такие слова я не произносил, но то, что бог – творец и я – творец, не скрывал. Меня действительно здесь не приняли. Как только открылась здесь первая галерея, уже почившая в бозе, мне в ней  сказали: "Здесь выставляются только художники, а вы – не художник".  Не рады мне и в Музее ИЗО. Его директор  однажды побывала на моей выставке в Музее искусств в Рийхимяки и выступая там на  открытии  полчаса не слова не сказала обо мне. Финны ничего не поняли. Зато нам со Светланой было все понятно.     Примечательно, что среди книг по карело-финскому эпосу на выставке к 90-летию Карелии в музее ИЗО не представлена ни одна из  7 книг, оформленным мной по Калевале, выпущенные лондонским, американским, финскими и российскими издательствами в 2006-2010г.г., даже Лучшая книга года-2006 Карелии и Лучшее подарочное издание России-2006.

   - Значит, вы – одиночка, который сам пробивается в мире искусства и делает это довольно успешно. Но неужели за все это время вы ни разу не заглядывали в наше министерство культуры?

   - Министерство культуры не имеет ко мне никакого отношения. Я здороваюсь с министром Галиной Тойвовной Брун, но не понимаю чем она  может помочь. Купит картину? Зачем ей и ее министерству мои работы? Я художник: пишу картины, зарабатываю деньги, делаю выставки. Судьба так складывается, что местным художникам помогает местная власть, в том числе от искусства, а мне помогают люди из разных стран. Но при этом я сам оформляю картины, сам перевожу, оплачиваю транспортные расходы, страховку, проживание. Например, чтобы в августе мы смогли вывезти картины на выставку в Финляндию, нужно было четыре раза съездить в Питер за разрешением на их вывоз. Это «удовольствие» стоило  почти 40 тысяч рублей. 250 евро отдал за машину, на которой перевозили картины. А если едешь на выставку-продажу, ты должен платить за каждое полотно финской таможне 8 процентов от стоимости картины, которую еще не продал.  Неудивительно, что при таких жестких правилах, бьющих по карману, художник волей не волей вынужден рисковать.  Так пришлось доставлять  без документов  свои полотна из Франции, из Германии, поскольку они были отправлены в эти галереи не из России и соответственно у меня не было разрешения на их ввоз на родину. Их в принципе могла отобрать таможня в аэропортах.  Когда я везу работы на выставку или с выставки я всегда чувствую себя как на вулкане.  

Жить красотой не умеем

   - Около десяти лет назад в одном из интервью вы сказали: "На Западе какую-нибудь ерунду не купят. Если не сможешь удивить эту публику, никто на тебя никогда не обратит внимания". Сегодня работая над картиной, вы придерживаетесь этого же принципа?

   - Конечно. В принципе это работает и в Москве, и в Питере. Художнику нужно создать что-то интересное, чтобы его картины захотели приобрести. С тем, что мои работы – это настоящее искусство, согласны искусствоведы во многих странах. Бывает, что мои картины экспонируются в музеях и галереях за рубежом по 2-3 раза в год.

   - В Москве выставиться не хотите?

   - Постоянно приглашают и Питер, и в Москву, и выставляться, и быть членом жюри разных конкурсов. Но мне больше предлагают выставиться за границей, чем я могу себе это позволить. Возможно, через четыре года я сделаю выставку в Москве. А пока некогда. Мои вернисажи расписаны до 2014 года. Я  даже в Карелии не могу выставиться.

   - А предлагают?

   - Нет. А главное, что мне это не очень интересно. В Петрозаводске нет рынка. На выставки ходят в основном художники и их родственники. Но это обычная картина для нашей страны, для Питера и Москвы тоже. Постоянной популярностью пользуется, пожалуй, только московский Арт-манеж, где раз в году проходит большая выставка художников, которым чтобы здесь выставиться нужно платить долларов двести за метр картины. Туда приходят коллекционеры, богатые люди со всего мира. Там экспонироваться целесообразно – ты себя покажешь, попадешь в международный каталог и, возможно, познакомишься с покупателем, который заинтересуется твоим искусством и начнет тебя собирать. Хотя у меня в Москве есть коллекционеры и без того. А в Ювяскюля в августе этого года первую картину с вернисажа приобрел мэр, который его открывал, а последнюю – Музей искусств города. Так что только в Финляндии мои работы есть уже в 5 собраниях музеев.

   - Почему, на ваш взгляд, у нас не ходят на выставки? Москва (да и вся Россия в целом) - по-прежнему большая деревня, как говорил в интервью одному солидному журналу известный актер Лев Дуров?

   - Нас нельзя сравнивать с Францией, жители которой живут красотой и поглощают ее. Французы в массе своей живут хорошо, не думают о том, что они завтра будут есть. А русские озабочены: у них нет денег, но они хотят достойно прожить свой кусок жизни. Они строят дачи, копят на поездку в Египет. И не надо нам, как французам, жить красотой. Но думаю, что это пройдет через лет 50-100. Наши разбогатеют и тогда… Кроме того, мое искусство необычное. А люди у нас привыкли покупать пейзажики: солнышко, деревце, речушка, лодочка. Даже те, кто сегодня умеют зарабатывать деньги в России, как правило, ничего не понимают в искусстве.  А в Германии, Франции, США, Норвегии люди совсем по-другому смотрят на картины. Там заходишь в офис крупной фирмы - на этажах висят полотна разных художников. Попадаешь к кому-нибудь домой - там висят, например, 15 работ мастеров разных направлений. Везде тебя сопровождает искусство. А у нас пройдешь пол-Петрозаводска, ни у кого не будет висеть на стене настоящей картины. Возможно, попадется на глаза лишь какой-нибудь постер или дешевая малюсенькая картинка. Людям это не нужно. Наши магазины, торгующие живописью, занимаются ширпотребом. Человек приходит туда и думает, что там продается искусство. На самом деле там нет ничего подобного, одна ерунда, дешовка.

Галерея без соседей в "Онего-Паласе"

   - А вы свои картины в Петрозаводске не продаете?

   - Пытались продать небольшую работу в альтернативном салоне "Лавке чудес", куда ее взяли с удовольствием. Но когда пришли туда через месяц, обнаружили, что она стоит за стойкой. Задали резонный вопрос: "А зачем вы брали картину, если ее прячете от покупателей?" И получили объяснение, что, мол, Поморцев хочет висеть с Поморцевым, Чекмасов с Чекмасовым, а картина Фомина забивает все пейзажи: она слишком яркая. Мол,  другие художники оказались недовольны соседством с Фоминым. Интересно, что за реализацию в этом салоне берут 30 процентов от стоимости картины. В 2008 году выставлялся  в галерее в центре Парижа, так там с продажи картины  брали 15 процентов. Кстати, время показало, что мои постеры  в этом салоне пользуются у посетителей самым большим спросом.  

   - Не думаете уехать из Карелии туда, где другие художники не будут против соседства с вами?

   - Уезжать из Карелии не собираюсь. Я просто здесь работаю. Меня поддерживает моя муза, которая всегда при мне. Мы много путешествуем по миру, где обязательно посещаем все музеи.
Через два месяца по приглашению представительства Финской Православной Церкви состоится выставка в Культурно-Православном Центре г. Йоэнсуу, затем в г. Савонлинна.
Летом 2012г. - выставка на Новом Валааме в Финляндии. Нужно не покладая рук работать над "Духовной серией" и ни на что больше не отвлекаться. На одну картину у меня уходит от месяца до трех. Да и так постоянно кто-то звонит, пишет. То какие-то художники хотят сделать совместные выставки. То появляются какие-то писатели, которые задумали устроить творческие вечера с вернисажем Фомина. То московский ликероводочный завод попросил сделать "фоминскую" бутылку. Сейчас "Винный бутик" хочет выпускать карельскую настойку в бутылке с яркой этикеткой от Фомина.

   - То хозяева строящегося в Петрозаводске гостиничного комплекса "Онего-Палас" задумали выложить в холле гостиницы панно из изображений ваших картин из серии "Калевала". Каждая из шести мозаик -  высотой более одного этажа. Там-то мы и сможем увидеть ваши работы?

   - Я познакомился с хозяином Ралифом Сафиным. Мне предложено в "Онего-Палас" сделать постоянную выставку. Буду писать картины и экспонировать их в гостинице. Так что рано или поздно в Петрозаводске появится галерея Фомина. Нравится это кому-то или нет.






Vladimir Fomin
Вверх
  Vladimir Fomin: fomin@onego.ru