Курьер Карелии    20.11.2008

Искусство не ради искусства

Матвей Сярки

 

   Кисть и палитра, запах краски, творческий беспорядок в мастерской, руки, испачканные краской, – со всем этим обычно ассоциируется образ художника. Ничего этого нет в мастерской петрозаводчанина Владимира Фомина. Чистота, домашний уют, аккуратность… Собственно, и мастерской как таковой у него тоже нет. Свои произведения Владимир Фомин пишет дома, в своей комнате, аккуратно подводя линию к линии, мазок к мазку. А кто сказал, что в «домашних условиях» не может родиться радующее глаз и душу произведение искусства?

   Творчество Фомина карельской публике известно мало. Он не участвует в республиканских выставках, его произведений нет в постоянных экспозициях карельских художников. И при этом его творчество хорошо знают за рубежом, он 11 раз  выставлялся в Финляндии, по три раза – в Швеции, Норвегии и Германии,  в этом году  в марте-апреле состоялась его пятая выставка в США, в Музее искусств г. Орландо, а в сентябре и октябре  персональная выставка прошла в Париже. Имя Владимира Фомина входит в сотню лучших художников Международного банка данных современного искусства.

   Весьма занятные работы, интересные образы, радостные цвета, радующие как детей, которые увидят в этих картинах иллюстрации к любимым сказкам, так и взрослых, способных разглядеть в них любопытное сочетание веселой простоты и кропотливого труда. В результате этого труда на свет и появляются мозаики из кружков, треугольников, линий и фигур, которые выстраиваются в некий образ и рассказывают зрителю занимательную историю. Это можно бы назвать продолжением Филонова, вдруг сменившего мрачную загадочность на радужные всплески, но это не Филонов. Здесь можно увидеть Поленова, но это не Поленов. Все это только Фомин.

   О себе и о творчестве художник рассказывает просто и коротко:

   – Родился в Томске, в Петрозаводск приехал в 1992 году. Можно сказать, все это время просидел у этюдника. И временами выезжал за рубеж, делал выставки. В то время, когда я приехал из Томска, я работал над серией «Лубок», писал авангардный лубок на холсте маслом. Но это русская тематика, а я в принципе работаю на Карелию, русский север и ближнюю Финляндию. Так вот, когда я приехал в Карелию, то узнал, что в XVII- XVIII веке староверы, которые бежали из Москвы на север, заложили здесь основу староверческого лубка. Это были религиозные картинки, отличавшиеся яркостью, красотой рисунка, гармонией цветовых сочетаний, высокой орнаментальной культурой, которые первоначально несли воспитательный характер. Ведь иконы было тяжело писать в тех условиях, в которых они жили, и монахи делали это на медных и берестяных дощечках, на бумаге. Так появился северный староверческий русский лубок. Я оттолкнулся от этой темы и сделал лубок живописным, авангардным. После русской темы в моем творчестве пошла тема финно-угорского мира – «Калевала», «Кижская» и «Вепсская» серии. Эти картины в начале не были востребованы, и это понятно, учитывая то время – середина 90-х годов. Народ думал о другом. А я просто писал, делал выставки за рубежом, так и жил.

   Стиль, в котором работает Владимир Фомин, необычен для традиционного северного искусства. Яркие цвета не характерны для наших широт, север – это суровая сдержанность природы. Но северяне всегда ценили красоту и знали в ней толк. Это видно и в народном костюме, и в бытовой утвари, и в расписных прялках. Стиль Фомина, по выражению самого автора, окрестили «Модерн-лубком», хотя у художника есть и абстрактные произведения, и почти в каждой его картине можно найти отголоски и влияния того или иного стиля – примитивизма, авангарда, сюрреализма.

   А начиналось все с черно-белой графики. Еще в 1989 году во время учебы в Красносельском  художественно-ювелирном  училище, Владимир написал свой первый авангардный лубок «Ярмарка». Преподаватель, увидев его, решил, что идея работы была откуда-то заимствована. «Нет, – ответил Фомин, – я все это сам придумал». Позже, начав работать в графике, он отталкивался от той первой своей работы. Так было создано около 300 листов. По словам Владимира, графика была суховатая, состояла из узорчиков, собиравшихся вокруг некоего образа. А спустя какое-то время художник начал экспериментировать – переводить эту графику в живопись. Первые результаты понравились, в них Владимир увидел какую-то мозаичность, привлекательность. В таком направлении  никто не работал в России и за рубежом. Получается, что художник открыл новую нишу в современном российском искусстве, которую сам и занял.

   Таким образом, из графики Владимир Фомин пришел в живопись. Окончательно его стиль сформировался в 1995 году, во время работы над серией «Калевала». Именно эта работа стала поворотной в творчестве художника, изменилась манера письма: если раньше он писал пятно, к которому потом подбирал фон, то теперь пространство картины заполнялось целиком, постепенно расширяя спектр подачи образа.

    А получилось все случайно.

    – Мы с семьей приехали в Финляндию отдыхать, – рассказывает Владимир Фомин, – и там в кафе встретились с директором музея искусств города Рийхимяки. Он когда-то был на моей выставке «Вепсской» серии, ему очень понравилось, и он предложил написать в таком же стиле серию работ к эпосу «Калевала» для персональной выставки в музее Рийхимяки. В перспективе было возможно даже турне по Скандинавии.

   Кто же будет отказываться от подобного предложения? И Владимир сел за мольберт.

   В 1999 году «Калевале» исполнялось 150 лет. Именно к этой дате художнику было предложено завершить полноценную серию работ, которые будут выставлены на крупной выставке, посвященной юбилею эпоса. Мэрия Рийхимяки выделила под выставку 40 тысяч марок. Вот так благодаря череде счастливых случайностей родилась еще одна коллекция работ к эпосу «Калевала», еще один взгляд, еще одно воплощение волшебства.

   А теперь «Калевала» Фомина изучается в вузах Финляндии, Норвегии, Венгрии, США и России. Его картины послужили основой для иллюстраций к книгам о «Калевале», изданным английским, российскими и финскими издательствами в  2004-2008 годах.

   К слову, в музее Рийхимяки в отделе иностранного искусства по соседству с Миро, Пикассо, Дали экспонируется также картина Фомина «Наш паровоз вперед летит».

   Такой успех – это просто удача? Или талант, помноженный на труд? Дело в том, что художник Фомин смотрит на вещи трезво. Творить искусство только ради искусства – не его стезя.

   – Я рисую, когда придет идея, – говорит Владимир. – Тогда я сажусь и пишу целую серию картин. Ведь если напишешь одну-две работы, то выставку не сделать.

   А выставка необходима любому художнику, как музыканту – концерт, как писателю – публикация. Владимир Фомин выставлялся не только в хороших престижных галереях, но и в провинциальных городах многих стран, где из русских он был первым:

   – До меня из России там еще никто не был. Это было интересно, потому что необычно. В 1995 году в Рийхимяки я стал первым русским художником, как и в 2000 году в Норвегии, куда я привез 62 картины, написанных маслом. Это была большая выставка в Национальной галерее северной Норвегии, в очень красивом здании.

   Выставка имела хороший отклик – работы приобретались в частные собрания, некоторые остались в галерее, даже мэрия и местный госпиталь купили по картине. Руководство этого госпиталя обладает обширной коллекцией произведений скандинавских художников, в их число попал и наш соотечественник.

   Вниманием зарубежной публики Владимир Фомин не обделен. О том впечатлении, которое работы петрозаводского мастера производят на иностранцев, ярко свидетельствует, например, несколько документальных фильмов, снятых о Владимире Фомине в Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии и даже в США. Фильм о выставке серии «Флорида», проходившей в музее города Орландо, был не раз показан по нескольким американским телеканалам, можно увидеть его и в Интернете.

   При этом кажущийся успех вовсе не кружит Владимиру голову: «Искусство – это не бизнес. Можно быть свободным художником и писать «в стол» не за деньги, и считать, что делаешь большое искусство. А ты покажи свои работы, что скажут зрители и критики. Может, это и не искусство вовсе. Я профанацией не занимаюсь, а просто сажусь и пишу нормальную картину, как делали те же Ван Гог, Пикассо, прочие художники, которые тоже выставлялись и продавали свои работы, для которых это было средством к существованию. Я пишу картину и просто предлагаю ее. Цель именно коммерческая никогда не стоит, потому что я понятия не имею, купят картину или нет. Выставка – это такой же театр, где тебе самому интересно посмотреть на реакцию людей».

   Большей частью ради этого и работает любой артист – видеть реакцию зрителей, восторг в глазах и услышать похвалу или конструктивную критику в адрес своей работы, свидетельствующих о том, что весь этот труд проделан не зря.    Но художник благодарен не менее своим поклонникам, чем другу и подвижнику в искусстве финну Матти Вехвиляйнену, уже много лет помогающему устраивать Фомину выставки по всему миру.

   История знает много художников, вроде Клода Моне, которых содержал только  один меценат. Чтобы художник состоялся - достаточно одного коллекционера. Однажды, в одном из музеев Финляндии  на выставке Василия Кандинского, кстати, которому тоже не чужд был лубок,  Вехвиляйнен  сказал, что ему скучно смотреть картины великого художника, ему нравится только Фомин. И из этого «нравится»  родилось 30 персональных выставок Владимира.  

   Недавно петрозаводского художника пригласили в одну из лондонских галерей, которая ранее работала только в Интернете, а теперь устраивает реальные выставки в главных городах мира. Там представлен широкий круг авторов, в том числе и работы Фомина. Может быть, придет время, и мы увидим персональную выставку художника Владимира Фомина в выставочных залах Петрозаводска.

 

Vladimir Fomin: fomin@onego.ru