Задание 1 "Номера"
1.1. Сколько двузначных номеров с различными цифрами? Какую
часть их составляют номера с возрастающим порядком цифр (первая
цифра меньше второй)? Попробуйте найти различные подходы к от-
ветам на эти вопросы.
1.2. Сколько имеется трехзначных номеров с различными цифрами?
1.3. Сколько трехзначных номеров с различными цифрами, в кото-
рых наибольшая цифра стоит в конце номера?
1.4. Сколько трехзначных номеров с возрастающим порядком цифр
(первая цифра меньше второй, вторая меньше третьей)?
1.5. На окружности отмечено 10 точек. Сколько имеется треуголь-
ников с вершинами в этих точках?
1.6. Сформулируйте и решите обобщения этих задач: например, но-
мера могут быть k-значными, может использоваться система счис-
ления с основанием n и т.д.
1.7. Напишите программу на том языке программирования, который
Вы учите, генерирующую все k-значные номера а) с различными
цифрами, б) с возрастающим порядком цифр. Можно использовать
систему счисления с основанием n и проверять работу программы
при небольших n, от 3 до 10.
Не обязательно отвечать на все вопросы. Например, шестиклас-
снику достаточно разобраться с пунктом 1.1. Сначала приведите
ответ, потом решение. Программу для пункта 1.7 приводить не
нужно, если Вы справились с этим пунктом (он больше подходит
студентам 1-2 курсов), то напишите, чем пользовались, какую ис-
пользовали идею.
О задачах
Задачи 1.1, 1.2, 1.4 и 1.5 впервые были использованы в
1971-72 учебном году на только что организованном тогда трехго-
дичном потоке Заочной Математической Школы при МГУ. Они вошли в
задание, подготовленное В.Л.Гутенмахером по материалам лекций
И.М.Гельфанда. Задание несколько раз совершенствовалось, задача
1.3 вошла в него позднее, возможно, при участии Н.Б.Васильева.
В этом задании не было слов "размещение" или "сочетание", но в
нем учили 8-классников принципам подсчета, разбиению множества
на классы. k-значные номера (1.6) тоже там были.
Пункт 1.7 рассчитан на старшеклассников, уже изучающих прог-
раммирование, или на студентов 1-2 курсов. Полезным может быть
учебник А.Шеня "Программирование: теоремы и задачи", издан
МЦНМО (Московским Центром непрерывного математического образо-
вания) в 1995 г., рекомендован тогда как учебное пособие Минис-
терством образования Российской Федерации. Может быть взят по
ftp:
ftp://mccme.ru/users/shen/progbook/
(С) С.И.Соболев, 1999-2002