Задание 7 "Раскрываем скобки"

   Обозначение: x^n  --  x в степени n.

   Несложно проверить, что

                    (1 - x)(1 + x) = 1 - x^2

                 (1 - x)(1 + x + x^2) = 1 - x^3

7.1. Придумайте и докажите обобщения этих тождеств.

Давайте умножим 1-x на многочлен бесконечной степени

                    1 + x + x^2 + x^3 + ...

(такие "многочлены" называются формальными степенными рядами):

                        1 + x   +  x^2  +  x^3 + ...
                     -------------------------------
                   1 |  1 + x   +  x^2  +  x^3 + ...
                  -x | -x - x^2 -  x^3  -  x^4 - ...

При приведении подобных происходят такие сокращения:

         x - x = 0,  x^2 - x^2 = 0,  x^3 - x^3 = 0, ...

и остается только 1. Итак,

(*)            (1 - x)(1 + x + x^2 + x^3 + ...) = 1

7.2. Докажите, что

              (1 + x)(1 - x + x^2 - x^3 + ...) = 1

(в правом множителе знаки чередуются).

7.3. Вычислите

           (1 - x)(1 + 2 x + 3 x^2 + 4 x^3 + ...)

7.4. Найдите формальный степенной ряд f(x), являющийся решением
уравнения
                    (1 - 2 x + x^2) f(x) = 1

Указание. 1 - 2 x + x^2 = (1 - x)^2. Посмотрите на задачу 7.3.

   Можно ли разложить формальный степенной ряд

                    1 + x + x^2 + x^3 + ...

на множители? Оказывается, что можно!

7.5. Проверьте, что

       (1 - x)(1 + x)(1 + x^2)(1 + x^4)(1 + x^8) ... = 1

Попробуйте умножать  слева направо, первый множитель на второй,
что получилось  - на третий,  потом что получилось - на четвер-
тый, и так далее.

7.6. Докажите, что

(1 + x)(1 + x^2)(1 + x^4)(1 + x^8) ... = 1 + x + x^2 + x^3 +...

Для доказательства 7.6  можно  сравнить тождество 7.5 с тождес-
твом (*), которое перед  задачей  7.2. Но надо обдумать, почему
только один формальный степенной ряд f(x) удовлетворяет уравне-
нию
                        (1 - x) f(x) = 1

Но можно доказывать 7.6 так же, как и 7.5, умножая слева напра-
во, первый множитель на второй, что получилось - на третий, по-
том что получилось - на четвертый, и так далее.

7.7. Вычислите

             (1 - x)(1 - x^2)(1 - x^3)(1 - x^4) ...

Оказывается, что происходит много  сокращений!  Выпишите начало
этого формального степенного ряда (до x^25). Какие коэффициенты
ненулевые и при каких степенях x? Какие закономерности Вы види-
те? Опишите то, что заметите.

   Это будут Ваши результаты - частичное  решение задачи. Вели-
кому российскому  математику  Леонарду  Эйлеру (18-ый век) тоже
когда-то дали эту задачу, но прошло несколько лет,  пока он за-
метил, что степени x, при  которых  коэффициенты  ненулевые,  -
знаменитые пятиугольные числа, известные от математиков Древней
Греции, и  прошло еще время, пока  он смог _доказать_  этот ре-
зультат. Так появилась знаменитая Пентагональная теорема Эйлера
(пентагон - пятиугольник).

   Рассмотрим теперь обобщения формул

                   (a+b)^2 = a^2 + 2 ab + b^2

            (a+b)^3 = a^3 + 3 a^2 b + 3 a b^2 + b^3

7.8. Выпишите (a+b)^4, (a+b)^5 и (a+b)^6.

Попробуем найти закономерности в общем случае. Заметим, что

           (a+b)^n = (a+b)(a+b)...(a+b)   (n скобок)

Как выполняется такое умножение? Из каждой скобки берется a или
b, и взятые  буквы  перемножаются. Сохраним пока порядок взятых
букв. Пример:

   (a+b)^3 = aaa +
           + aab + aba + baa +
           + abb + bab + bba +
           + bbb =

В одну строчку здесь выписаны анаграммы.  Далее анаграммы запи-
сываются сокращенно:

           = a^3 +
           + a^2 b + a^2 b + a^2 b +
           + a b^2 + a b^2 + a b^2 +
           + b^3 =

и приводятся подобные:

           = a^3 + 3 a^2 b + 3 a b^2 + b^3

7.9. Докажите, что

(**)           (a+b)^n = Summa_{k+l=n} C(k,l) a^k b^l ,

где C(k,l) - количество анаграмм слова,  в котором k букв a и l
букв b. Сумма берется по  всем  неотрицательным k и l, в  сумме
составляющим n.

   Число C(k,l) называется биномиальным коэффициентом из n по k
(или по l, все равно). Мы обозначим его здесь так:  . Меж-
дународное обозначение: в круглых скобках в два этажа, n навер-
ху, k внизу. Биномиальный коэффициент  читается  так:  "из n по
k". Он совпадает с известным из  элементарной комбинаторики так
называемым числом  сочетаний из n по k, но  это еще нужно дока-
зать! У нас с помощью анаграмм это практически доказано, но на-
писать доказательство  отдельно - очень полезная работа, упраж-
нение для старшеклассников, им нужно в этом тренироваться.

   Формула (**) была известна еще арабским математикам в 10 ве-
ке, когда они заражали  Европу  взятыми в Индии десятью цифрами
0, 1, ...,  9. Но называется  она формулой бинома  Ньютона,  по
имени великого английского математика, открывшего ее  обобщение
(17-ый век). С ней  мучались  на вступительных экзаменах в Мос-
ковский  университет  великие  русские мыслители Л.Н.Толстой  и
А.И.Герцен. В 60-е годы этого века она была удалена из програм-
мы средней школы, в какой-то мере на смену  ей пришли производ-
ная и интеграл (последний, что очень забавно, придя  в школу ни
в каком виде не может попасть на вступительные экзамены в МГУ).

Итак,

         (a+b)^n = Summa_{0<=k<=n}  a^k b^{n-k} ,

или в немного другом виде (как его получить?)

         (a+b)^n = Summa_{0<=k<=n}  a^{n-k} b^k ,

и если подставить в последнюю формулу a=1 и b=x, то мы получим

             (1+x)^n = Summa_{0<=k<=n}  x^k ,

Это обобщения формул

                   (1 + x)^2 = 1 + 2 x + x^2

               (1 + x)^3 = 1 + 3 x + 3 x^2 + x^3

Я покажу все-таки простое умножение при вычислении (1 + x)^2 :

                                1 + x
                             ----------
                           1 |  1 + x
                           x |  x + x^2

Подобные слагаемые x  и x стоят по диагонали квадратика. Аналог
этого простого вычисления  для (1 + x)^3 приводит к трехмерному
кубу. Где в кубической таблице стоят подобные слагаемые? Попро-
буйте представить! И это обобщается на случай (1 + x)^n.

7.10. Докажите, что биномиальные коэффициенты  при k, рас-
тущем от 0 до n, сначала возрастают, а потом убывают.

7.11. Вычислите (1 + x + x^2)^n  для n=2, n=3 и n=4.

7.12. Докажите, что коэффициенты <> в формуле

         (1 + x + x^2)^n = Summa_{0<=k<=2n} <> x^k

при k, растущем от 0 до 2n, сначала возрастают, а  потом убыва-
ют.

7.13. Вычислите   (1 + x)(1 + x^2)(1 + x^3) ... (1 + x^n)
для n=2, n=3 и n=4.

7.14. Докажите, что коэффициенты многочлена

            (1 + x)(1 + x^2)(1 + x^3) ... (1 + x^n)

(после раскрытия скобок,  приведения  подобных и записи по воз-
растающим степеням x) сначала возрастают, а потом убывают.

7.15. Какова степень этого многочлена?


                    Квантовая формула бинома


Рассмотрим теперь обобщения формул

                   (a+b)^2 = a^2 + 2 ab + b^2

            (a+b)^3 = a^3 + 3 a^2 b + 3 a b^2 + b^3

работающие в квантовой физике.

В ней произведение букв ba  не  совпадает  с произведением букв
ab, отличие такое:
                            ba = qab
где q - число.

При q=1 имеем классический случай:   ba = ab.

Повторим, что  у нас было  в классическом случае, но с соответ-
ствующими изменениями.

Заметим, что

           (a+b)^n = (a+b)(a+b)...(a+b)   (n скобок)

Как выполняется такое умножение? Из каждой скобки берется a или
b, и взятые  буквы  перемножаются. Сохраним пока порядок взятых
букв. Пример:

   (a+b)^3 = aaa +
           + aab + aba + baa +
           + abb + bab + bba +
           + bbb =

В одну строчку здесь выписаны анаграммы.  Далее анаграммы прев-
ращаем в  одночлены, перетягивая a  влево, а b вправо, и учиты-
вая, что  ba = qab :

           = a^3 +
           + a^2 b + q a^2 b + q^2 a^2 b +
           + a b^2 + q a b^2 + q^2 a b^2 +
           + b^3 =

приводим подобные:

        = a^3 + (1+q+q^2) a^2 b + (1+q+q^2) a b^2 + b^3

Взгляните, при q=1 получается известный классический результат!

7.16. Вычислите (a+b)^4, (a+b)^5 и (a+b)^6  в квантовом случае.


                           О задачах

   Большинство вычислений доступны учащимся 7-9 классов, только
для  старших  - задачи  на  возрастание-убывание  коэффициентов
7.10, 7.12 и 7.14.
   Хорошо, когда  с  учениками  7-9 классов занимается учитель,
устная речь скрашивает трудности текста.
   Некоторые задачи необычны, но образование - это изучение то-
го, что кажется ненужным, ведь то, что кажется нужным, без сом-
нения и  так выучишь. Пример: школьное математическое образова-
ние в России остается на высоте, потому что у нас, в отличие от
других стран, в  школе изучают геометрию, в которой много того,
что нужным не покажется.
   Задача 7.14  была на 3-ем математическом соревновании "Кубок
Колмогорова", которое проходило в начале декабря в Москве.
   Полезное чтение:  "Многочлены" С.Л.Табачникова (мзд-во  "Фа-
зис", 1996), стр. 20-24.

(С) С.И.Соболев, 1999-2002