На самую главную страницу Все про водоем Все про альпинарий Кактусы Статьи Объявления и многое другое... Ссылки
Искусство и искусственность ландшафта
Из статьи "Сажаем сад" журнал "НОВЫЙ ДОН" №4 1999 г.
Статья предоставлены для сайта "Каменистый садик"
Аленой ak@wanderer.donetsk.ua  

Искусство и искусственность ландшафта

Сад обретает красоту с годами, как коньяк и марочное вино вкус. Эта аналогия не случайна, лишь по истечении трех лет рукотворный сад приближается к образу, задуманному автором. В первый год на посадки уходит добрая половина всех требуемых усилий, на втором году главное - это замена неприжившихся растений и корректирующий уход, на третьем -подкормка, стрижка, формирование деревьев и кустарников Это общее правило для любого проекта, но уже в самом начале работы возникает принципиальный вопрос: какой материал использовать.

Зачастую можно слышать, что в большом разнообразии культур необходимости нет, а может получиться и с пятью видами впечатляющая картина. С эстетической точки зрения, может, и справедливо, но в этом утверждении скрыто и немало лукавства. Во-первых, такой сад требует больших вложений (чуть позже станет понятно, почему), во-вторых, большинство людей владеет знаниями об ограниченном наборе растений (двумя-тремя десятками) и предлагает их во всех мыслимых вариантах, ведь невозможно работать с тем, чего не знаешь. И все же важнее то, что при таком подходе забывают закон широкого действия: экосистема тем устойчивей, чем больше она насыщена разными видами. Поэтому монодоминантные насаждения (например, поля или посадки вдоль дорог) наиболее чувствительны к неблагоприятным климатическим условиям и вредителям. У нас же в стране обычно предшествующий сезон - жаркий и сухой, следующий - холодный и дождливый. Если на участке высажено множество самых разных кустов и деревьев, не говоря уже о цветах, то в любую погоду какая-то часть растений чувствует себя лучше и выглядит благоухающей, другая - угнетена и хиреет на глазах, потом с переменой погоды они меняются местами В целом же сад сохраняет привлекательность и выразительность.

Конечно, жаль, что широкая публика не представляет всего многообразия флоры, люди, как правило, не знают, чего хотят (чаще ссылаются на известные примеры), и при оформлении заказа очень трудно им объяснить, что предлагается. На Западе процесс согласования проекта протекает иначе, в их традициях рассматривать любую территорию как чистый лист ватмана и выполнять все пожелания владельца на основе стандартных решений, суть которых в подавлении существующей природной среды. Но если что-то нарушено, все равно это придется искусственно восполнять последующей большой работой. Наша культура садоводства принципиально иная: в Европе участок для отдыха имеет площадь 1-2 сотки, у нас загородный участок минимум 10 соток. Результат получается тем лучше, чем больше доверия ландшафтному архитектору. И как ни хитри, на сегодняшний день стоимость ландшафтных работ составляет 1000-3000 тыс. долларов за одну сотку площади. Можно и сэкономить на первом этапе, а затем облагораживать сад за счет ухода, но в конечном счете вложения средств будут теми же.

Где бы ни приходилось работать, сверхзадачей всегда остается наименьшее вмешательство в экосистему, бережное сохранение имеющегося, его выигрышных сторон. Нужно идти не по пути силового переиначивания природы, а стараться использовать ее собственные возможности. Сначала надо присмотреться, где растут высокие и низкие растения, как они ориентированы по сторонам света, где места солнечные, а где затененные, защищенные от ветра или нет. И лишь при учете всех факторов приходит верное решение, какие деревья, кустарники, травы способны выжить в этих конкретных условиях. Не стоит следовать случайным советам, даже в простейших случаях люди несведующие могут безвозвратно загубить любые растения.

Так, например, один заказчик договорился с шабашниками, чтобы они сделали газон. Казалось бы, чего проще привезти землю, разровнять, засеять. А те, поднимая уровень участка на двадцать сантиметров, вопреки твердому правилу, вровень засыпали приствольные круги взрослых деревьев, они и погибли. Или вот такой случай. Центр небольшого по размерам участка засадили дорогостоящими деревьями, а заборы оставили неприкрытыми, хотя эффект превзошел бы все ожидания при посадках вдоль периметра - и площадь не транжирится, и возможностей для живописных вариаций намного больше

Сейчас появляются в печати и вовсе псевдонаучные, вопиющие по своей безграмотности рекомендации сначала потравите всех червей, а затем возьмите на себя их функцию - для улучшения аэрации топайте по газону в специальных шипованных ботинках. Из того же ряда советуют скошенную траву с газонов непременно убирать. А следует косить дважды в неделю и обязательно оставлять скос на месте, тогда те самые черви, которых, слава Богу, не уморили, ее съедят и по сытости корней не тронут. Вся органика останется на газоне, за год нарастет слой гумуса толщиной 2 мм. А если вместо него вносить удобрения, то отрицательные свойства почвы постепенно будут накапливаться.

Стремление для облегчения ухода заменить какие-то естественные звенья биологического круговорота на искусственные ни к чему хорошему не приводит, устойчивость и самодостаточность живой экосистемы нарушается, а желаемые результаты не достигаются. Подобные затеи требуют дополнительных усилий и средств для восполнения и замещения нарушенных связей. Разумнее вести за садом грамотный, регулярный, поддерживающий уход, помогающий проявлять растениям свои лучшие качества.

В. Бочкин, ведущий специалист фирмы "Европарк-2000". В качестве иллюстраций использованы фотографии участка С. Соколовского


• Ландшафтное проектирование

• Разработка проектов благоустройства и озеленения

• Завоз плодородного грунта

• Посадка деревьев и кустарников, устройство цветников и газонов, альпийских горок

• Дренаж, мощение, освещение и полив

• Реализация высококачественного посадочного материала (более 220 видов и сортов древесных и кустарниковых пород)

Адрес питомника: Москва, ул Прянишникова, д 37 (селекционно-генетическая станция). Тел/факс (095)153 3962, тел. (095) 154 8406

Наверх!
Разработано в студии Design Star, © Дмитрий Порохня, 2000.