На самую главную страницу Все про водоем Все про альпинарий Кактусы Статьи Объявления и многое другое... Ссылки
Архив форума по темам

Некие мысли о фотографировании навеянные дискуссией на форуме.

Так как я не являюсь суперпрофессионалом, то прошу таковых сильно меня не бить, а вносить поправки через Ольгу, все ниже сказанное адресовано еще менее профессионалам, чем я. Константин Александров.

Что необходимо знать о фотографировании вообще и цветов в частности. При фотографировании надо помнить несколько основных вещей.
1. Светочувствительность пленки - пленка бывает разной чувствительности, чаще всего встречается чувствительность 100, 200, 400 единиц по американской системе мер. Иногда бывает меньшая или большая чувствительность. Чем выше чувствительность, тем меньшую выдержку вы можете использовать или тем меньшую диафрагму выставлять на Вашем фотоаппарате. Однако ни что не дается даром - зернистость пленки при этом повышается и соответственно качество кадра падает, это конечно мало заметно при размере 10х15 см, но при сканировании слайда с большим разрешением может оказаться достаточно заметным. Я бы не рекомендовал пользоваться пленкой с чувствительностью 400 единиц вообще, эта пленка в основном для съемки со вспышкой. Старайтесь уложиться в 100 - 200 единиц, причем 200 это уже крайний случай.
2. Желательно проводить съемку от Солнца (то есть оно должно находится сзади или сбоку от вас, а не против Вас)
3. Выдержка - тут надо заметить следующее:  плохо использовать выдержки свыше 1/30 сек - обязательно нужен штатив. В ветреную погоду выдержка нужна еще меньше,  1/125 хотя бы, иначе снимок может смазаться из-за колебания растения (заметим, что все «Зениты» удовлетворяют этим требованиям).
4. Диафрагма – это, в общем-то, отверстие, через которое производится съемка - чем меньше это отверстие, тем больше глубина резкости - то есть, тем больше предметов в фокусе (не размыто). Но тут происходит уменьшение светопотока к пленке и соответственно растет выдержка. Да, размер отверстия обратен номеру диафрагмы - то есть 2, это большое отверстие, а 16 - маленькое. На классических аппаратах (зеркалках, например) вы видите глубину резкости как разброс диафрагм относительно маркера дистанции на кольце наводки на резкость. Скажем, вы навели на резкость на предмет (цветок) находящийся на расстоянии 1 м - этому расстоянию будет соответствовать риска, а вправо и влево от нее лежат номера диафрагм, так вот, все будет в фокусе между соответствующими номерами диафрагм. При этом вы сразу видите глубину резкости. Когда снимаете цветок, имейте в виду, он имеет глубину, иногда - ирис, лилия и т.д., довольно большую - до 10 и больше сантиметров. Следовательно, фокусироваться надо по середине цветка и диафрагму выставлять такую, чтобы в фокусе оказались оба края.
5. Как правило “мыльницы” лишены подобных настроек и в большинстве случаев минимальная дистанция фокусировки там составляет около 1 м. С такой дистанции цветок крупным планом снять нельзя.
6. Не следует думать, что какой-нибудь «Зенит» или «Зоркий» это плохие аппараты. По качеству оптики, богатству настроек, они намного лучше большинства мыльниц (в дешевых «мыльницах» используют и пластиковую оптику, что может привести к искажению цвета). Просто для работы с ними нужно иметь минимальные навыки фотографирования и, конечно, немножко думать, а для старых моделей, где нет встроенных экспонометров, еще нужен экспонометр.

Теперь немного о цифровых камерах. На форуме много обсуждалась цифровая фотография. На мой взгляд, есть ряд требований, которые нужно отследить при выборе такого аппарата:
1. Возможность съемки в TIFF или еще лучше RAW форматах (в принципе RAW - это просто образ матрицы, он занимает меньше места, чем TIFF, при этом как бы более качественный, но требует специального ПО для обработки)
2. Матрица не менее 3 мегапикселов. (В принципе, чем больше, тем лучше - вообще слайд 24х36 мм при сканировании с разрешением 2000 точек на дюйм даст объем в 5 мегапикселов, но с другой стороны, как утверждают знатоки, можно и с 2-х мегапикселов напечатать формат А4 - а Вам больше надо? Ну и конечно,  скоро 2-х мегапиксельник будет трудно найти)
3. Не менее 3-х кратного оптического зума. Меньше толком не бывает, а больше стоит заметно дороже - скажем, 10-ти кратные объективы много сложнее и вообще-то требуют систему стабилизации, что тоже приводит к увеличению цены. Впрочем, 2-3 камеры имеют 4-х кратный оптический зум - сочетание полезного с недорогим.
4. Дистанция фокусировки в нормальном режиме от 0,5 м
5. Наличие макрорежима съемки (это позволяет снять цветок в деталях)
6. Возможность применения штатива (при малых дистанциях и большой глубине резкости потребуется большая выдержка, а ее можно обеспечить только со штатива), это же влечет за собой требование, чтобы гнездо штатива было металлическим - большинство аппаратов имеет целиком или частично пластиковый корпус!!! (металл в качестве материала корпуса, конечно, гораздо лучше)
7. Возможность ручной настройки баланса белого. В ряде случаев позволит точнее передать цвет.
8. Карты памяти Compact Flesh имеют ряд преимуществ перед другими носителями (большая надежность, большой объем - до 512 мегабайт, по крайней мере), а если аппарат использует второй тип этих карт то, как правило, он поддерживает и диск Микродрайв от IBM - его объем достигает 1 гигабайт, (это просто к сведению, так как ряд фирм по разным соображениям не использует этот тип карт - например Olympus использует в основном карты Smart Media (по ряду отзывов менее надежные и имеющие проблемы с совместимостью (для покупателей Olympus есть целая таблица по совместимости карт памяти и аппаратов), но более дешевые, а Sony производимые только ею карты Memory Stick)
9. Неплохо иметь экспозиционный и другой брекинг (съемку одного кадра с разной выдержкой или, например, с разным балансом белого, что дает возможность последующей выборки наилучшего варианта)
10. Для продвинутых пользователей играет роль наличие приоритета диафрагмы или выдержки. А также возможность фокусировки не только по центру кадра.
11. Абсолютно неважно, когда пишут, что аппарат может снимать в разных режимах чувствительности (ISO 100, 200, 400, 800) - как правило, наилучшие результаты достигаются на минимальных режимах - ISO 50-100.
12. Большинство считает наличие аккумулятора преимуществом. Впрочем, на большинстве компактных камер батарейки поставить сложно из-за малых размеров. А там где стоят батарейки, производитель, как правило, рекомендует использовать аккумуляторы того же размера), это приведет к покупке аккумуляторов и зарядника)

Неоспоримыми преимуществами (как и в пленочной фотографии) здесь обладают аппараты таких фирм как Canon, Nikon, Minolta, Olympus - это старые фотофирмы оптика у них сильно отличается от всех остальных (применяются специальные сорта стекла, в том числе, с аномальной дисперсией и асферические линзы, используются фирменные способы многослойного просветления) да и настройки, как правило, богаче. Конечно, другие фирмы тоже могут использовать не свою оптику (например, Casio использует оптику Canon, Sony - Carl Zeiss). Однако когда сравниваешь номинально одинаковые объективы, то понимаешь, что Canon для Casio и Canon для Canon - это разные вещи. Сони -  это конечно, неплохо, но работает техника Сони только с памятью типа Мемори Стик ее же производства (объем этой карты лишь недавно достиг 128 мегабайт и она раза в два дороже, чем Компакт флеш). Кроме этого, серьезные фирмы (тот же Никон) выпускает для своих камер ряд насадок, расширяющих возможности. Для Никона и Пентакса гарантия 2 года.

Впрочем для любителя зачастую играет роль цена такого аппарата и чисто внешние симпатии. (А диапазон цен на 3-х мегапиксельники в настоящее время от 500 до 1000 долларов)

Следует также иметь в виду, что все цифровые камеры продаются без сумки и  с минимально возможным объемом флеш-памяти (как правило, карта памяти рассчитана на 1 снимок максимально возможного качества в несжатом виде TIFF или RAW). То есть имейте в виду, что помимо аппарата вам потребуется купить сумку, карты памяти и устройство для чтения этих карт (или вы будете все время подключать свой аппарат к компьютеру), ну и для самых серьезных нужен штатив - все это хозяйство стоит 100-150 долларов (сумка 10-15 долларов, карта памяти Компакт флеш на 64 мегабайта со считывателем - 80-85 долларов, штатив 20-30 долларов)

Наверх!
Разработано в студии Design Star, © Дмитрий Порохня, 2000.