На самую главную страницу Все про водоем Все про альпинарий Кактусы Статьи Объявления и многое другое... Ссылки
Пионы в саду
Д.Б. Капинос, В.М.Дубров "Пионы в саду"
Тюмень: "Миньон", 1993  
От авторов   История культуры   Ботаническая характеристика   Классификация видов   Сорта   Размножение   Агротехника
Борьба с болезнями   Основные ошибки любителей при выращивании пионов

История культуры

История культивирования пионов началась в далеком прошлом. Вероятнее всего, первоначально их использовали как съедобные и лекарственные растения, а также в различных культовых обрядах.

В древние века существовало по крайней мере два очага культуры пионов: в античном мире Европы и в Китае. Пион назвали “пионом” в честь греческого бога здоровья Пеона, превзошедшего всех в успешном врачевании обитателей божественного Олимпа. Это объясняет широкое применение растения в медицине антично мира, а также присвоенное одному из его европейских видов название, переводимое на русский как “лекарственный”.

Римский ученый Плиний в 77 году нашей эры в “Естественной истории” дал детальное описание растения пиона, указав ряд болезней и травм человека, для лечения которых его можно использовать. Диос-кориды — медики, жившие в первом веке нашей эры, описали около 500 лекарственных растений, среди которых были и пионы. Вероятно, в античном мире было известно несколько видов пионов, произраставших на территории Европы: пион лекарственный {Paconia of-ficinalis L.), пион мужской (Р. mascula Mill.) и др. Пионы описаны в ряде работ английских ученых и натуралистов средних веков, в частности Александра Некмана (1157 год).

Вплоть до начала XIX столетия в Западной Европе широко култивировали как цветочные растения видовые формы, произрастающие в Европе. Однако не позднее XV века среди них уже были выделены разновидности пиона лекарственного с махровой формой цветка, и поныне являющиеся одними из наиболее распространенных в наших садах.

В Китае пион начали выращивать как культурное растение не позднее I века нашей эры. Для этого использовали как виды травянистых пионов (пион мо-лочноцветковый), так и кустарниковые (древовидные), произрастающие почти исключительно на территории Китая. Здесь растения широко, применяли в медицине, в некоторых районах страны их употребляли в пищу.

Пионы в Китае глубоко почитали, считали царским цветком. Выращивали их возле царских дворцов, преимущественно во владениях императриц. Простому люду было строго запрещено выращивать пионы. Искусные китайские садовники первыми начали селекционную работу с этой культурой: в XVI веке насчитывалось по крайней мере 30 сортов, ценившихся очень дорого.

Предположительно в VII веке китайские монахи, проповедовавшие буддизм, завезли травянистые и древовидные пионы в Японию. Искусные японские садовники создали целый ряд травянистых и древовидных сортов, отличающихся особой изысканностью и изяществом формы цветков, получившей название “японской”.

Народы нашей страны с незапамятных времен использовали видовые пионы для приготовления лекарственных средств, в качестве пищевого продукта, в культовых и религиозных целях. Народные врачеватели применяли растение пиона при лечении ревматизма, подагры, желудрчно-кишечных расстройств, кашля, лихорадки, паралича, эпилепсии.

В официальной медицине известна 10%-ная настойка корней, коневищ и стеблей для улучшения сна, уменьшения головной боли, повышения работоспособности. Наличие в корнях биологически активных элементов — хрома и стронция — обусловило их использование в Китае в составе противораковых средств*.

В XVI — XVII веках в России пионы как декоративную культуру выращивали в садах знати, монастырях, царских дворцах. Классификация этих цветков была простой: семенные, или простые, которые использовали главным образом для приготовления лекарственных средств, и кудрявые, или махровые, для украшения. В садах того времени культивировали пион лекарственный махровых форм, пион Марьин корень (Р. anomala), пион тонколистый {Р. tenuifolia) и (возможно) ряд других, произрастающих на территории нашей страны.

* Желающим более подробно ознакомиться с лекарственными свойствами пионов рекомендуем прочитать статью профессора А. М. Рабиновича “Целебный Марьин корень” (“Приусадебное хозяйство” № 4, 1985) и книгу Балицкого К. П. и Воронцова А. А. “Лекарственные растения и рак”-- (Киев: Наукова думка. 1982).

Поскольку в любительском цветоводстве России преобладают трявянистые пионы и их гибриды, в дальнейшем тексте, если специально не оговаривается, речь будет идти об этих формах растений.

Современная история развития культуры пиона открывается с начала XIX века, когда в ряд стран Европы — Англию, Нидерланды, Францию, Бельгию — попали сорта пионов из Китая, ранее не имевшиеся в европейских садах. Среди них были сорта, полученные от пиона молочноцветкового (Р. lactiflora) и от кустарниковых видов. Они получили название “китайских”, и это историческое название и поныне довольно распростаненный синоним сортов пиона молочноцветкового. Китайскими называют также группу древовидных сортов по садовой классификации. У пиона молочноцветкового существует еще и синоним — белоц-ветковый. Таким образом, у наших любимых сортовых травянистых пионов имеется три названия-синонима:

пион молочноцветковый (Р. lactiflora P.)— соответствует современной ботанической классификации;

пион китайский (Р. chinensis) — по историческому происхождению;

пион белоцветковый (Р. albiflora P.)— по прежней ботанической классификации.

Второй родиной пиона молочноцветкового с начала XIX века стала Франция, искусным садоводам которой, безусловно, принадлежит выдающаяся роль в развитии его культуры. Первым стоит упомянуть Лемона Ни-коласа, работавшего-садовником в Париже с 1803 года. С 1824 года под различными экзотическими названиями начинают распространяться сорта его селекции: Гран-дифлора Нивея (Grandiflora Nivea), Синензис Одората (Chinensis odorata), Папаверифлора (Papaveriflora). В современных каталогах и наших садах сохранился один из его сортов — Эдулис Суперба—1824 года регистрации.

Наиболее известными и успешными были работы трех французских селекционеров: Кало (Calot), Kpvcca (Crouse) и Лемуана (Lemoine). В 1850—1872 годах Кало создал ряд хорошо известных и ныне сортов пиона молочноцветкового: Дюшес де Немур, Мари Ле-муан, Курон д'Ор, Эжени Вердье, Рен Ортанс, Фи-ломель и другие.

Крусс, приобретший коллекцию Кало, с 1872 по 1898 год создал ряд прекрасных сортов, занимающих и сейчас достойное место в садовом сортименте:' Аль-батр, Альбер Крусс, Жисмонда, Мари Крусс, Мадам де Верневиль, Мсье Жюль Эли, Феликс Крусс и другие. Лемуан с 1898 года продолжал работать с коллекцией Крусса и создал ряд непревзойденных шедевров селекции пионов, и сегодня вызывающих восторг любителей: Алис Хардинг, Аргентина, Аншантресс, Ля Лоррейн, Ле Синь, Монблан, Сара Бернар, Соланж и многие другие. Как правило, они имеют густомар-ховые цветки белой и розовой окраски. Лемуан первым из французских селекционеров перешел к направленному скрещиванию с тщательным подбором родительских пар.

Что отличало работы французских оригинаторов XIX века? Они стремились к созданию махровых форм с большим количеством лепестков, отдавая предпочтение розовидной форме цветка с запахом. В целом они достигли цели, создав основу того, что мы сегодня можем назвать классической частью современного сортимента. Классические сорта превалируют в садах цве-товодов-любителей, срезка их имеет большой спрос на рынке. Наиболее известный английский селекционер конца XIX — начала XX века — Келвей, оставивший о себе добрую память, создав сорта: Леди Александра Дафф, Баронесс Шредер, Келвейз Глориус и другие.

В начале XX века ряд известных оригинаторов в Европе и США продолжали работать в прежнем направлении с сортами пиона молочноцветкового, но принципиально новых сортов появилось немного. Исключение составляет выдающийся французский селекционер О. Дессер, искавший новые формы цветков и их окраски. Он создал серию очень интересных сортов с полумахровыми, японскими, простыми цветками, со свободным расположением лепестков и необычной окраски, в том числе и многоцветные: Виктуар де ла Марн, Доктор Барнсби, Лаура Дессер, Мсье Мартен Каюзак, Клемансо, Огюст Дессер, Торпильер, Туран-жель.

После первой мировой войны центр селекции пионов переместился в США, где наряду с традиционными методами внутривидовой гибридизации селекционеры занялись межвидовой гибридизацией. С 1917 года профессор Сандерс и Л. Гласскок одновременно и независимо друг от друга приступили к межвидовому скрещиванию, привлекая различные виды дикорастущих и сортовых пионов.

Что же дала межвидовая гибридизация? Главное — это новые тона красок: гамма ярких чистых, зачастую блестящих, сверкающих, красных и розовых, значительно отличающихся от сортов пиона молочноцветкового; удалось получить сорта, цветущие на две-три недели раньше сортов этого вида; разнообразить форму растений за счет декоративности листьев, размеров и габитуса куста.

Современный торговый сортимент американских фирм, ведущих в культуре пиона, состоит на 70—75% из сортов пиона молочноцветкового и на 20—25% из потомства межвидовых гибридов травянистых пионов.

В Россию сорта французской селекции, скорее всего, начали поступать в первой половине XIX века. Их размножением занимались садоводы Риги, Петербурга, Москвы и Киева. Сейчас трудно судить, насколько широко они были распространены, однако то, . что были очень популярны, не вызывает сомнения. Косвенно об этом свидетельствует интерес к пионам русских художников — С. Виноградова, Головина, Гончарова, Коровина и других.

В книге К. Епанчина “Цветочный сад”, изданной в Москве в 1891 году, пионы по видовому признаку распределялись на четыре группы. Автор упоминал в ней 30 сортов и видов. По картине С. Виноградова “Сад” (1910 год, Иркутский областной художественный музей) можно получить представление об использовании пионов в ландшафтном оформлении в начале XX века: растения свободно размещены в солитерных посадках на переднем плане перед домом.

Культура пионов в нашей стране начала широко развиваться в послевоенные годы. Во многих государственных учреждениях собраны значительные коллекции пионов. Великолепные сорта пионов для климатических условий нашей страны созданы учеными-цветоводами А. А. Сосновец и И. С. Красновой. В развитии культуры принимали участие и цветоводы-любители, в частности московские. Благодаря их трудам созданы прекрасные коллекции, отработаны и опубликованы методы ведения культуры пиона в условиях любительского сада, выведен ряд прекрасных отечественных сортов, идет широкая работа по популяризации культуры. Уровень знаний и опыта целой группы цветоводов-любителей не уступает профессиональному, а термин “любительский”, скорее, отражает отношение к этой культуре. Московские цветоводы-любители уже более 23 лет организуют единственные в стране специализированные ежегодные выставки пионов, пользующиеся неизменным успехом у посетителей. На этих выставках экспонировались высокодекоративные сорта московских селекционеров М. И. Акимова, Т. И. Фоминой, А. К. Колпакова и других.
Наверх!
Разработано в студии Design Star, © Дмитрий Порохня, 2000.