На самую главную страницу Все про водоем Все про альпинарий Кактусы Статьи Объявления и многое другое... Ссылки
Зеленое пространство души
Источник неизвестен

Зеленое пространство души


Этот розарий - воплощение идеи естественной избыточности. Поэтому он так легко сочетается с дикорастущими лиственными деревьями.


ЭПОХУ ВИШНЕВЫХ САДОВ В РОССИИ ЗАВЕРШИЛ БОДРЫЙ СТУК ТОПОРА. ПРОЩАНИЕ С ПОЭЗИЕЙ УСАДЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРЕЖИВАЛОСЬ ТРАГИЧЕСКИ - НАСЛЕДНИКОВ СМЕНЯЛИ ВЛАДЕЛЬЦЫ, А ВМЕСТО НЕЭКОНОМИЧНОЙ РОСКОШИ ДЕКОРАТИВНЫХ ПЛОДОВЫХ САДОВ И ЗАПУЩЕННЫХ ДВОРЯНСКИХ ПАРКОВ ВОТ-ВОТ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ВОЗНИКНУТЬ ЧИСТЕНЬКИЕ И КОМФОРТАБЕЛЬНЫЕ, НО БОЛЕЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЛАНДШАФТЫ.

Однако благоустройство не успело как следует восторжествовать над романтикой, и буржуазный уют не воцарился на дачных участках... Революция, отрекавшаяся на первых порах от старого мира, породила общество с весьма консервативной эстетикой. И с ландшафтной архитектурой произошло неизбежное - она попала в крепкие объятия “сталинского ампира” и погрузилась в устройство общественных парков. Копируя отдельные приемы и планировочные решения у дворцовых ансамблей, архитекторы часто доводили их до карикатурной формы. Повсеместно господствовала гигантомания: не только триумфальные арки и клумбы величиной с Красную площадь, но даже вазы для цветов своими размерами подавляли обывателя. Хотя это великолепие предназначалось для прогулок, все его компоненты в зародыше душили вольный дух и атмосферу интимности. Геометрические формы и четкие линии не спасали положение, и общая композиция разваливалась под тяжестью помпезных украшений. Парковая скульптура, которая всегда была гордостью русского ландшафта, совершенно выродилась, кокетливые мраморные нимфы и лукавые амуры превратились в женщин с веслами и гипсовых пионеров. Стремление все сгладить и нейтрализовать привело к тому, что даже полные самостоятельной жизни и внутренней динамики природные объекты - деревья, кустарники и цветы - обезличились. Искусство ландшафта созданное для того, чтобы приблизить к человеку прелесть зеленого мира, отвернулось от лицности, тем не менее культура выращивания растений иблагоустройства благодаря самоотверженному труду специалистов была на высоте. Поэтому неудивительно, что переход к стильному индивидуальному саду оказался мучительным и противоречивым. Отворачиваясь от набившей оскомину официозности, владельцы участков вместе с водой порой “выплескивали и ребенка”. Агрокультура была напрочь забыта. Естественное желание быстро и по возможности недорого оборудовать рядом с домом нечто зеленое и цветущее нашло отклик у строителей, которые полагали, что сумеют закопать растения. Результат некомпетентного подхода был заранее предрешен - сегодня “сады прорабов” или погибли, или полностью переделаны.

Непринужденная живописность цветника в природном вкусе не требует выверенных соотношений между растениями и точной цветовой композиции. Дорожка подтверждает, что он лучше всего смотрится с близкого расстояния.

Сегодня все осознают, что устройство сада требует специальных знаний. Но помимо этого необходимо соответствие между характером общей композиции и личностью хозяина. Отправной точкой может служить любовь к простору или, напротив, к изоляции, дающей чувство защищенности и комфорта. Отсюда вытекает и выбор основных элементов.

Любителям открытого пространства стоит предпочесть невысокие кустарники, лужайки, газоны и компактные цветущие растения.

Достаточно вольная трактовка регулярной планировки: цветущие растения и деревья, высаженные внутри строгих геометрических фигур, нарушают атмосферу строгой академичности, обычно присущей регулярному парку.

Деревья не сгущаются в плотную массу, их кроны прозрачны и свободно пропускают свет. В принципе, на небольшом участке можно ограничиться маскирующей ограду аллеей и отдельно стоящим интересным по физиономии деревом, которое создает высотную доминанту. Природный рельеф подчеркнет альпинарий - он полон естественности и разнообразия и одневременно усиливает ощущение простора. На ровной территории можно соорудить модную сегодня террасу.

Она станет естественным продолжением дома, своего рода летней гостиной, созданной для отдыха и обзора окрестностей. Эффект террас заключен в захватывающем дух контрасте между миром стен и миром природной бесконечности. Разумеется, такое решение требует очень тщательного подбора растений: каждое лучше смотрится с совершенно определенного расстояния. Поэтому, любуясь красотой цветов или изящным рисунком листьев, нужно прикинуть, насколько их достоинства будут заметны при взгляде с высоты. Беспроигрышный вариант - группы низкорослых, красиво цветущих растений, образующие живые ковры. С другой стороны, кустарники и деревья, растущие на возвышении, будут просматриваться “на просвет”, так что на первый план выйдет красота общего силуэта, которая зависит от рисунка ствола и ветвей. Стоит также подчеркнуть, что один и тот же компонент можно адаптировать к разным потребностям - все зависит от трактовки. Например, розарий у большинства ассоциируется с буйными густыми зарослями, но если использовать низкорослые сорта и расположить их небольшими группами, получится вполне дисциплинированный уголок.

Кочаны капусты, напоминающие огромные розы, вблизи не менее привлекательны, чем издали. Полезное свойство для небольших участков, где дорожки проходят неподалеку от огорода.

Кроме того, доступное для обзора пространство очень взыскательно к логике размещения отдельных элементов и соотношению цветовых пятен. Даже асимметричная композиция в целом должна смотреться уравновешенно, иначе вместо наслаждения гармонией возникнет раздражение и желание поправить пейзаж, как криво повешенную занавеску.

Идее комфортабельного уединения соответствуют композиции, в которых сад является домом, чередой зал с живыми стенами. Естественно, тут превалируют плотно посаженные деревья и кустарники с густыми кронами. Внутри создаваемых “помещений” размещаются газоны, лужайки и водоемы. Органично включаются в этот сад беседки и парковая скульптура. Ее легче вписать в замкнутое пространство, где нет иных акцентов, а на зеленом фоне практически любой цвет и фактура смотрится очень выигрышно. Но есть и подводный камень - однообразие, поэтому сад тяготеет к изобилию сортов растений, живописности и романтическим элементам, вроде укрывшегося в тени деревьев водоема с цветущими лилиями. Близкий контакт с растениями позволяет разглядеть мельчайшие детали и восхититься прелестью каждого лепестка. Поэтому особенно выигрышны кустарники и красиво цветущие растения высокого роста. Здесь уместно использовать широкую палитру цветов, так как разъединен-ность цветовых пятен заведомо предотвратит впечатление излишней пестроты. А поэтичные темные аллеи, вдохновлявшие не одно поколение российских писателей и влюбленных, дарят тень и прохладу и прекрасно защищают от ветра, так что в условиях умеренного климата они, пожалуй, даже практичнее открытых дорожек.

Эта регулярная панорама поневоле внушает мысль, что Земля плоская. Однако она расположена на поверхности с природным рельефом, создавая ощущение простора на ограниченном участке территории.

Конечно, человеку свойственно стремление к разнообразию и смене впечатлений, и на практике почти всякий сад включает в себя разнохарактерные компоненты. Личный выбор лишь предполагает преобладание определенного настроения. Интимное или распахнутое пространство можно организовать с помощью разных стилевых направлений. Их выбор зависит не только от вкуса владельца, но и от размеров благоустраиваемой территории. Закономерность проста: чем больше участок, тем больше развязаны руки у владельца и архитектора. Но история ландшафтной архитектуры полна находок, сделанных в процессе борьбы с неблагоприятными для свободного творчества условиями. Столь популярные сейчас террасы возникли в горных районах Италии, где человеку, чтобы по садить плодовое деревце, приходилось вырубать площадку в скале. Желание воспользоваться преимуществами благодатного климата и упорство увенчались не только практическим результатом, но и эстетическим эффектом, поразившим искушенных французов. Они пленились террасами и начали их специально строить, усиливая впечатление от природного рельефа. Так что ограничения не столь фатальны -на участке в 20 соток не вырастишь сосновый бор, но потрясающая лужайка или прелестный розарий поместятся повсюду.

Возвращаясь к стилю, заметим, что в основе всех современных направлений по-прежнему лежат два краеугольных камня, два принципа - регулярный и пейзажный. Они очень резко отличаются друг от друга самим подходом к растениям.

В первом случае зеленые насаждения рассматриваются как сырье, своеобразный строительный материал, которому придается четкая геометрическая форма. Все усилия садоводов направлены на то, чтобы с течением времени растительные элементы оставались неизменными. Здесь царят инструменты: садовые ножницы и машинки для стрижки травы. Но распространенное мнение о полной искусственности этих приемов - заблуждение. На старинных английских гравюрах изображения регулярных парков оживляют стада овечек, которые мирно пасутся на лужайках. Манера стричь ветви деревьев тоже позаимствована у овец, которые их обгрызали, придавая кроне экзотическую форму. Так что человек всего лишь заменяет отсутствующих животных, а растения хорошо реагируют на ножницы, отзываясь здоровым ростом и обильным цветением. Некоторые думают, что для разбивки регулярного сада нужна территория, сопоставимая с Версалем. Это совсем не так. Во-первых, возможность свести компоненты к четко очерченным фигурам особенно удобна при дефиците площади. А во-вторых, сегодня планировка уже не настаивает на абсолютной симметрии. Холмы можно обыграть с помощью лестниц, настоящих и растительных, из стриженых кустарников. А возможности этого стиля в создании зеленых интерьеров поистине безграничны! Другое дело, что поддержание даже маленького парка в хорошем состоянии - процесс весьма трудоемкий, а стало быть, дорогой...

Регулярный - совсем не значит “прямоугольный”. Легкая асимметрия посадки растений, обрамляющих изгородь, позволяет зрительно уравновесить неизбежно нарушающий регулярность парник.

Однако есть компонент, органичный для русской культуры, который просто рожден для этого стиля. Это огород. Засаженный эффектными сортами капусты и прочих овощей, расположенных в строго определенном порядке, и обрамленный бордюром, он станет источником свежей зелени и не испортит самый роскошный ландшафт. Соблюдение точно выверенных расстояний соответствует агрокультуре, облегчает уход за овощами и идет им на пользу. В Европе огороды в моде, и нет никакого резона отказываться от сочетания красивого с полезным.

Вид сверху подтверждает, что регулярный огород подходит не только для укромных уголков сада. Тщательно соблюденная геометрия посадок и продуманная цветовая гамма могут сделать его украшением панорамы.

В пейзажном саду растения - живые существа, в которых ценится способность к развитию и взаимодействию. Уединение здесь создадут не ровные стены, а густые заросли. Открытое пространство обыграют лужайки из нестриженых трав. Эти воссозданные фрагменты живой природы нуждаются и в хорошем знании физиологии растений. Уже в момент посадки закладываются их будущие взаимоотношения, ведь они должны образовывать гармоничное сообщество. Зато владелец может не беспокоиться о слишком выдавшейся ветке или нестандартной окраске цветка - природа терпима к исключениям. Если места мало, основой пейзажного сада станет цветник, который благодаря свободной композиции и разнообразию палитры способен насытить потребность души в отдыхе.

Аккуратная геометрия и свобода способны взаимно подчеркнуть достоинства друг друга. Разная высота цветов и высадка перемежающимися группами усиливают декоративность композиции.

Но все это вовсе не значит, что мы должны свято придерживаться одного из классических стилей. В наше время постмодернистская эстетика, которая обожает смешивать все лучшее, завоевала позиции и в ландшафте. Аккуратные стриженые бордюры могут обрамлять цветочные пятна совершенно непринужденной формы, а посреди “диких” кущ неожиданно откроется глазу идеально ухоженный газон. Единственный критерий - не соответствие непреложным правилам, а ощущение преднамеренности нарушения.

Короче говоря, ничто не должно производить впечатления случайной ошибки. Создатель сада имеет право на прихоть, но не на небрежность. Человек очень восприимчив к окружению и не будучи специалистом способен остро чувствовать дисгармонию. Ведь, в конце концов, красота окружающего ландшафта - это красота соответствия между миром внешним и внутренним. Большую часть жизни мы проводим в пространстве, структура которого нам навязывается извне. Ландшафт дает шанс расширить пространство души.
Наверх!
Разработано в студии Design Star, © Дмитрий Порохня, 2000.