МЧАТСЯ ВЕЛОСИПЕДЫ ПО СЛОНу

Многим знакомо шутейное выражение “Россия - родина слонов”. Как ни странно, но оно отчасти верно: именно наша страна действительно подарила миру СЛОНа - Соловецкий лагерь особого назначения. Сегодня данное историко-географическое “открытие” уже не является тайной, а благодаря солженицынскому “Архипелагу ГУЛагу и гласности оно вообще стало достоянием масс. Но одно дело слышать и читать, и совсем другое - видеть это. Нынешним летом путешествие на Соловки предприняли пятеро владимирских велотуристов, среди которых оказался и ваш корреспондент.

 

Город Кемь, вернее, его пригород - поселок Рабочеостровск - ближайшая точка на материке от знаменитых островов. Оттуда и ходят по Белому морю катера к Соловкам. С кончиной профсоюзного туризма организованный поток трудящихся, жаждущих экскурсий, усох до размеров ручейка. Поэтому никаких тебе лайнеров и больших кораблей, связывающих большую землю с островом-музеем, уже давно нет.

Желающим добраться до святой земли ничего не остается, как ждать прихода катера. И если туристов наберется тридцать душ, капитан отдаст швартовы. Случиться это может в любое время суток - хоть в два часа ночи. Благо, что ночи в понимании жителя средней полосы там нет: в полночь еще светло, а через пару часов небо начинает розоветь.

Трехчасовой путь по морю гарантирует вам облегчение кошелька на 250 рублей (и это при условии, что вы - гражданин России, с иностранцев берут больше), но позволяет ощутить радость первооткрывателя. Соловки - это целый архипелаг. (Может, он и подсказал А.Солженицыну название романа?). Прибыв на остров-монастырь, тут же узнаешь, что сия достопримечательность весьма дорога, и не только в плане историческим, но и в финансовом тоже: билет в музей стоит 80 целковых!

Пересказывать содержание экскурсионной лекции - дело неблагодарное, лучше опишу собственные впечатления. И по сей день, ученые продолжают спорить, как древние египтяне сумели построить пирамиды. Меня же поразил архитектурный подвиг наших предков, сумевших при помощи средневековой техники: лома, телеги, милого русскому уху “эй, ухнем” и “... мать твою”, воздвигнуть неприступную крепость: ширина стен в пять метров, сложены они из диких валунов весом до 14 тонн! Их не сумели пробить даже две тысячи заморских ядер, выпущенных с английского судна во время Крымской войны.

Кстати, поводом для обстрела послужил анекдот: моряки с туманного Альбиона попросили (при помощи флагов) продать им мяса и воды, выстрелив по окончанию “запроса” из сигнальной пушки. Монахи хоть и были людьми образованными, но мельтешение флажками и последующий выстрел расценили как ультиматум. Ответили - из пушки и зело метко, попав прямо в адмиральский флаг. Англичанам ничего не оставалось, как безрезультатно осыпать ядрами стены крепости.

Другое обстоятельство, невиданное и не встречаемое в других музеях - живые приметы недавней истории. На Соловках раритеты не только смотреть можно, но и трогать их руками и ощущать другими частями тела. Последнее подлежит разъяснению: наша группа умудрилась заночевать в полуразрушенном памятнике, “охраняемом государством”. Налетевший шквал дождя - а погода на острове очень изменчива - загнал нас в так называемый Келейный корпус - постройку XIX века, стоящую отдельно от монастыря. Там мы и провели ночь. Растопили двухвековую печь, она сильно дымила: мы познали атмосферу средневековой избы, топимой по-черному.

А на острове Большая Муксалма попали в ГУЛаговскую тюрьму. Никакой экспозиции там нет, но решетки, двери камер с глазками и “намордниками” оставлены в ней как во времена НКВД. Говорят, в Европе сейчас модно, и опять же весьма недешево, побывать с экскурсией и ночевкой в тюремной камере. А на Соловках этот вид туризма, да еще бесплатного, давным-давно освоен! Как говорится, будете у нас на Севере...

А вообще есть, что посмотреть! Повторяю, не хочу цитировать путеводители, но от себя лично советую съездить на Соловецкий остров примерно на недельку. Там можно остановиться в гостинице (250 рублей за сутки) или на частной квартире (это в пять раз дешевле). А можно как мы - с палаткой, заодно заночуете на Муксалме, в музее-тюрьме - романтика! Правда, все официальные экскурсии дороги.

Но зато на этом острове-заповеднике просто смешные цены на право ночевать с костром. Вообще, по предписаниям, надо получить разрешение у лесной службы, что мы и сделали. Вам, однако, повторять эту операцию не рекомендуем. Ее (службу) еще надо поискать, а взяли с нас аж шесть рублей за всю группу. Да еще добрый лесной человек признался, что их рейды бывают очень редко, а нарушителей штрафуют на... 10 рублей.

...Побывав в СЛОНе, мы вернулись на большую землю - в Карелию, и отправились “велошествовать” по ней. Из экономии газетных площадей буду краток. Дороги хороши, а транспорта мало. Для автолюбителей сообщу - там вообще нет инспекторов ГИБДД! Малолюдно: крутишь себе педали, и на сто километров ни одного поселка. Зато не счесть озер и рек -прозрачных, с каменистым дном, мелких, но бурлистых. Купались в них так (лето там тоже выпало невиданно жаркое): заходишь по колено в воду и ложишься на дно, держась за камни или траву, чтобы не унесло. А стремительные струи гладят и ласкают твое тело.

Из-за жары мы не познали изобилия даров природы, ягоды и грибы оказались не по северному редки и неурожайны. Рыбалкой тоже похвастаться не можем, и все из-за незнания. Наши удочки и вроде бы браконьерский “телевизор” у местных рыбарей вызывал улыбку. Там ловят стометровыми сетями и вполне законно: покупай за 300 рублей лицензию, и рыбинспектор слова тебе не скажет.

Малолюдье и водное богатство наложило отпечаток, если не на характеры людей, то на особенности карельского отдыха - там не принято, как у нас, стоять у воды всем вместе. Если у берега есть машина - все, место занято, и люди отправляются искать другую стоянку.

...А еще нас там ждали петрозаводские велотуристы, люди во многом отличные от нас. У них свое представление о пространстве и свой технический патриотизм. Всеобщую моду на заграничные “горные” велосипеды они игнорируют, предпочитают модернизировать родные “Туристы”. Благо, что их механик Володя Пашков - инженер-умелец от Бога. Стокилометровые и привычные для них велоброски по заонежским проселкам (состоящим сплошь из булыжников), действительно, как будто подтвердили правоту карельцев. Наши импортные “байки” грозили рассыпаться, а мы никак не могли угнаться за карельскими велонаездниками.

Петрозаводск поразил - благодаря сказочной онежской набережной, в нем есть много от Ялты или Новороссийска. Представьте картину: близится полночь, но стоят светлые сумерки, превращающие все вокруг в нечто загадочное. На воде колышется яхты и восстановленные старинные парусники, а на берегу - почти южно-курортное гуляние. Негромкая музыка кафешек, пиво, опять же стайки улыбчивых дев... Эх, если бы в свое время наш Владимир не отрезала от Клязьмы железная дорога, эта сказка могла бы быть явью и в нашем городе.

Кижи - остров-музей деревянного зодчества, нам, соседям Суздаля, показался более живым что ли. И все по той же возможности руками касаться экспонатов и смело сидеть на вековых лавках. Там мало оградительных веревок и табличек “Руками не трогать”. Зато много иностранцев, и в основном “горячих финских” пенсионеров. Мы как сели в Ракету”, так сразу ощутили себя за границей - русских почти нет! Разве только капитан, пропустивший нас без билетов (их почему-то не было в кассе при наличии свободных мест на судне). Северные туристы подтвердили мифы о причине поездок финнов к нам: “У них там сухой закон, в Россию ездят для знакомства с водкой”. И точно, на Кижи они плыли, пребывая в скандинавской молчаливости, а там быстро и вполне “порусели” - стали громогласными и говорливыми. Благо, на острове пиво и водка без ограничений.

...Сказать, что мы познали Север, конечно, нельзя. Мало для этого двух недель и восьмистам километров в седле велосипеда. Как-нибудь поедем еще, зовут нас - петрозаводские велотуристы и карельские тихие озера.

 

В.КЕПИН.