О том, где был Чижик-Пыжик, призраке Путинбурга и многом другом...

Велопробег, а точнее - 10-дневный поход был посвящен предстоящему празднованию 300-летия Питера и Петрозаводска. В составе участников 11 человек из Петрозаводского велоклуба "Колесо". Руководитель похода и клуба Борис Зубкович, три Людмилы - Семенова, Алексеева и Кудрявцева, две Елены - Мешкова и Никифорук, Наталья Левина, Ирина Коровина, Владимир и Руслан Гуровы (отец и сын), и ваш покорный слуга. До Питера доехали поездом, погрузив зачехленные велосипеды на багажные полки: так их разрешено провозить бесплатно.

День первый: "Всякое начало трудно". Пробег - 51 километр. Раннее утро 1 мая. Санкт-Петербург, Московский вокзал. Выгружаемся на перрон, где нас встречает приехавший днем раньше из Тулы Олег Виноградов. На вокзале обычная толчея, но дальше площади Восстания и Невского проспекта царит непривычное безлюдие. По пустынным питерским улицам катаемся по центру города, осматривая памятники.

Почти начало пути

Воды в Неве мало. С набережной хорошо видны мощные домкраты, удерживающие у берега легендарный крейсер "Аврора". Петропавловский собор окутан строительными лесами. У крепостных стен, несмотря на праздник и раннее утро, - множество рабочих, спешно убирающих мусор и вскапывающих газоны. Чуть позже становится ясно, что почти весь центр Питера в эти дни напоминает запущенную квартиру, хозяева которой, после многих лет жизни среди паутины, пыли и завалов грязной посуды, вдруг узнали о скором визите важных гостей. Теперь они лихорадочно пытаются навести порядок, прекрасно осознавая, что ни сил, ни времени на уборку не хватит. Центр города готовится к юбилейным торжествам, на окраины мало кто смотрит...

После короткой прогулки по Петропавловке, едем к не так давно открытому памятнику Чижику-Пыжику, тому самому, который "...на Фонтанке водку пил". Маленькая бронзовая птаха расположена на небольшом постаменте, укрепленном на отвесном гранитном парапете над рекой. Несмотря на кажущуюся недоступност ь и недолгую историю, памятник уже похищался, скорее всего - как лом цветного металла, но был успешно восстановлен. Еще раз прокатившись по центру Питера, в сопровождении местного велопутешественника Сергея Смирнова отправляемся к Нарвскому рынку, где прощаемся с ним и покупаем продукты. Цены на рынке значительно ниже петрозаводских. Это радует, но настроение портит начинавшаяся мелкая морось, сопровождаемая сильным ветром. Через полчаса морось перерастает в сильный дождь, который будет сопровождать нас двое суток.

По проспекту Стачек едем в сторону Петергофа. Вдоль оживленной трассы то и дело низко пролетают идущие на посадку в Пулково авиалайнеры. Из-за шума автомобильных моторов и шелеста тысяч колес, гул авиационных турбин не слышен и кажется, что самолеты проплывают безмолвно, словно огромные рыбины, быстро скрываясь в серой пелене дождя. Миновав Стрельну, где расположена новая шикарная президентская резиденция - Дворец конгрессов, доезжаем до знаменитых на весь мир Петергофских фонтанов. Фонтаны еще не работают. Рядом со статуей Самсона лежит не растаявшая с зимы ледяная глыба. В парке и рядом с дворцами суетятся рабочие, под дождем выравнивающие клумбы и докрашивающие фасады зданий. Под непрекращающимся ни на минуту дождем, останавливаемся на ночлег, разбив палатки в лесопарке на месте бывшего имения графа Лейхтенбергского, неподалеку от Петергофа. Ночью вода просачивается в палатку...

День второй: из Петербурга в: Путинбург. Пробег - 58 километров. По-прежнему дождливо. Олег Виноградов решает покинуть группу. Уезжаем с негостеприимной стоянки и движемся в сторону города Пушкин. Новая трасса, начинающаяся неподалеку от Стрельны, где расположена президентская резиденция, поражает великолепным качеством асфальта и... бесконечным забором, призванным скрыть от августейшего взора российскую действительность. Оно и верно: ни к чему президенту лицезреть на заброшенные поля, убогие леса, многолетние кучи мусора, развалившиеся коровники и покосившиеся деревянные домишки, поросшие бурьяном. Глухой трехметровый забор, тянущийся с двух сторон от трассы, не прерывается даже тогда, когда дорога пролегает через поселки и дачные кооперативы. Местами забор еще не достроен и вымокшие под непрерывным дождем хмурые работяги упрямо продолжают сколачивать и красить доски. Но и забор, увы, - не апофеоз чиновничьей показухи: кое-где вдоль него раскопаны свежие клумбы. Поскольку не растет на них ничего (холодно еще все-таки, север...) на них ровным слоем насыпаны... выкрашенные зеленой краской опилки. Вместо травы. Так красивее. Бог весть, сколько миллионов рублей, десятков тонн металла, тысяч кубометров досок, тонн краски, и часов напряженного труда рабочих затрачено на возведение этого чуда потемкинской архитектуры... Призрак бродит по России. Призрак Путинбурга. Под непрекращающимся дождем въезжаем в Пушкин. Пристраиваем велосипеды на автостоянке (по цене автомобилей, - иначе охранник и разговаривать отказался!) и проходим в сад Екатерининского дворца. Невзирая на дождь, у дворца длинная очередь из желающих туда попасть. Ограничиваемся прогулкой по парку.

Через европейски аккуратный Пушкин и Колпино едем к станции Саперное, где, изрядно померзнув на пустом перроне, загружаемся с велосипедами в электричку и отправляемся в Волховстрой. Там, уговорив строгих милиционеров, останавливаемся на ночлег в здании построенного два года назад чистого и светлого вокзала. Расстелив прямо на полу в зале ожидания спальники, ночуем в тепле и успеваем высушить промокшую насквозь под проливным дождем одежду.

Гостепреимный вокзал

Дни третий - четвертый: откуда Русь пошла. Пробег - 135 километров. Утро третьего мая ослепительно солнечное, но дует сильный прохладный ветер. Проехав несколько километров по крутому берегу над рекой Волхов, попадаем в Старую Ладогу. По утверждениям историков - первую, столицу еще докиевской Руси. Именно здесь, под одним из величественных курганов покоится прах Вещего Олега. На крутых волховских берегах стоит одна из древнейших в России крепостей, знававшая набеги викингов и пришествие на землю русскую Рюрика "с людьми его и дружиною верной".

Старая Ладога

Земля Старой Ладоги до сих пор хранит немало тайн. Как утверждают местные жители, под крепостью, и древним храмом Рождества Иоанна Предтечи находятся многокилометровые подземелья, до сих пор ждущие пытливых исследователей. Ночуем на крутом обрыве над рекой Сясь. В лесу, радуясь весеннему солнцу, появились первые синенькие подснежники и... клещи. Утром четвертого мая снова дождь. Через несколько часов пути усталые и до нитки промокшие, въезжаем в Тихвин. Здесь расположен Богородичный Успенский мужской монастырь, раньше - хранилище чудотворной иконы Тихвинской Божьей матери, ныне находящейся в Лос-Анджелесе. В советское время монастырь был разрушен, а часть его помещений отдана под музей. Теперь времена изменились. Изменились как-то по-советски резко. В монастыре живут пятнадцать монахов, половина строений воссоздана из руин. Словно по команде "Кругом" местная администрация, ранее не обращавшая на нужды церкви внимания, всячески заигрывает с церковной властью и гонит из стен монастыря, где еще вдоволь свободного места, маленький и очень интересный музей. Воистину: чудны дела твои, Господи...

Богородичный Успенский мужской монастырь

Дни пятый - седьмой: "Дрожащие огни печальных деревень". Пробег - 245 километров. Пятое мая. Недовольство от раннего подъема компенсируется хорошей погодой. Солнечно и безветренно. Но за деревней с поэтическим названием Серебрянка заканчивается асфальт. По грунтовке движемся медленнее, особенно с утра, когда колеса буквально липнут к влажному песку. Едем до позднего вечера. Вдоль дороги - по-весеннему пустынные леса, среди которых как островки встречаются убогие деревушки. Поздним вечером разбиваем лагерь на берегу реки около деревни Пирозеро. Ночью с ясного неба тихо опускается мороз, к утру река покрывается почти сантиметровым слоем гладкого льда. Шестого мая вновь солнечно. Миновав несколько деревень и сел, въезжаем в Тервеничи - крупное село, где расположен Покрово-Тервеничский женский монастырь. Монастырь невелик, но красив и ухожен. Вдоль главной аллеи высажены заботливо собранные в лесу кустики волчьего лыка, густо усыпанные розовыми цветами. Под вечер минуем село Алеховщина - местную Швейцарию: ландшафт в окрестностях села настолько иссечен крутыми холмами, что на дороге нет ни одного ровного участка, сплошные подъемы и спуски. Главное испытание этого дня - Ратигора: 12-процентный подъем, змеящийся без перерывов почти 4 километра. Затем - такой же крутой и долгий же спуск. Ночуем у реки Оять. Уже заполночь на палаточный лагерь налетает сильный шквал. Хлопает и выгибается палаточная ткань, жалобно и тоскливо скрипят деревья.

Вечер у костра

Утром после сильного, но короткого дождя вновь выглядывает солнце. После полудня въезжаем в село Винницы - столицу питерских вепсов. Около Винницы случается самый серьезный за все время путешествия инцидент: у велосипеда Елены Никифорук ломается ось втулки заднего колеса. Пока походный механик Владимир Гуров устраняет поломку, остальные участники похода посещают Центр вепсской культуры, получив при этом самые добрые впечатления. После Винницы поход пролегает по почти безлюдным местам: почти не встречаются машины, деревень мало, зато зайцы и лисы убегают едва не из-под колес наших велосипедов.

Дни восьмой - десятый: "И все когда-нибудь, куда-нибудь вернемся"... Пробег - 200 километров. Восьмого мая после ночевки в красивом лесу у места слияния двух холодных и быстрых ручьев, подъезжаем к Вознесенью. Обедаем около старинного обводного канала петровских времен. Не верится, что эта, прямая как стрела широкая река создана вручную, при помощи лопат и носилок. И вновь поражаешься терпению и силе народа, способного на такое! Переправившись на пароме через Свирь, едем к предпоследнему пункту нашего похода - селу Гимрека. По пути осматриваем деревянный храм Димитрия Солунского в селе Щелейки, по конструкции очень похожий на кижские церкви. Храм действующий, но неприятно поражает наличие свежих могил на погосте вокруг него: старые могильные плиты выворочены, на их месте - относительно недавние захоронения и памятники. Под вечер приезжаем в Гимреку, где останавливаемся в похожем снаружи и изнутри на музей старинном вепсском доме, где раньше жила бабушка участницы похода Ирины Коровиной. Сама Ирина уехала вперед за день до нас, и, сделав восьмидесятикилометровый бросок, истопила баню и приготовила нам сытный ужин, после которого в доме долго звучат туристские песни. До границы с Карелией - 7 километров, до Петрозаводска - 116. Один день пути. Итого за неполных десять дней наша группа проехала почти 700 километров. При этом на железнодорожные билеты и продукты потрачено чуть больше 500 рублей. Впечатлений и воспоминаний - куда как на более значительную сумму.

ГДВ