С бич-пакетами по Финляндии.

Имея, заканчивающийся по сроку, но совсем девственно-чистый загранпаспорт, велосипед и две недели отпуска, решил, что необходимо всем этим воспользоваться и прокатиться в соседнюю Финляндию. Сказано – сделано, заплатив €25 за шенгенскую визу и страховку в Петрозаводском консульстве, решил с 14 июля 03 года сделать полукольцо по Суоми , начиная от Костомукши, через Каяни, Оулу, Куопио, Варкаус. Йоэнсу до Сортавала.

Друзья, правда, намекнули - на велосипеде, мол, через границу тебя не пустят. А почему собственно? На четырех колесах пускают, а на двух нет? Оказалось с этим никаких проблем нет - пустили и туда и обратно. И наши и финские власти отлично понимают – велосипед гораздо меньше приносит вреда дорогам и окружающей природе. Но начну по порядку.

Подготовку к поездке начал с покупки продуктов. Закупил 10 бич-пакетов ( вермишель и пюре быстрого приготовления), 10 пакетов супа “Кнорр”, 10 пакетиков кофе и 25 чая, 2 буханки хлеба и палку твердокопченой колбасы , халву и сахарный песок. Всё это, как оказалось , можно без проблем провести через границу. Решил, что для разведения содержимого пакетов буду кипятить воду или просить ее в придорожных кафе. Так, кстати и получилось – девушки в кафе бесплатно наливали хоть сколько кипятка, улыбаясь тоже бесплатно. В магазинчиках покупал только кефир (€ 0,3) , пиво (€ 1), минеральную воду (€ 1) и уцененные бананы . Два раза покупал колбасу для гриля (упаковка 450 г.- € 1,2 ). Употребил все прихваченные бич-пакеты, и ,кстати, остался вполне живой.

В Костомукше , на ж/д вокзале, где я выгрузился с велосипедом , без задней мысли спросил у продавщицы в киоске : сколько километров до границы ? Она долго молчала , а потом как-то так неопределенно сказала, что достаточно много. Через пять минут мои документы уже проверяли пограничники - капитан и прапорщик. Бдительный всё-таки у нас народ. Документы оказались в порядке , и медаль за поимку нарушителя границы продавщица ,к сожалению, не получила. Значит так и надо, подумал я и подался в сторону Суоми. На границе всё спокойно и доброжелательно – 10 минут формальностей и ты уже смотришь на Родину с другой стороны. Первые три дня мой маршрут проходил поперек Финляндии до г. Оулу, очень уж хотелось посмотреть берега Ботнического залива, искупаться в море и побывать у друга (заграничного члена клуба “Колесо”) Виталия Самодурова, работающего в Оулу уже 2 года.

Жарко. Через четверть часа останавливаюсь на парковке у чистого озерка , чтобы искупаться и сделать обед. Стоянка со столиками , аккуратным туалетом (с непременным рулончиком бумаги) и герметичным мусорным контейнером . Делаю кипяток в солдатском котелке на печке собственного изобретения, работающей на любом (включая ракетное) твердом топливе. Огня не видно, печка пожаробезопасна , весь поход она здорово выручала меня, не вызвав нарекания у полиции и строгой лесной службы Финляндии. Первый бич-пакет съеден и запит кофе 3 в 1, тоже из пакетика, плюс хлеб и твердокопченая колбаса. Вполне достаточно.

Ночлег у озера Ботнический залив

На удивление первые два дня дорога проходит вдалеке от населенных пунктов, сквозь леса восточной части страны, людей почти не встречаю. Однако, после Каяни , хвойные леса меняются на лиственные, становится больше аккуратных ферм и дач , и еще жарче. В лесах полно ёжиков и белок. В Оулу прибываю под вечер третьего дня, пробежав 310 км. Первые впечатления - город красивый, расположен вдоль реки Оулуйоки и Ботнического залива Балтики .На окраине города у моря стоят огромные ветряки, вырабатывающие экологически чистую электроэнергию. Поплутав по городу в поисках улицы, обращаюсь за помощью к проезжающему велосипедисту. Беседуем на смеси финского, английского и языка жестов. Юноша , звать его Иско, всё понял и мы тандемом через весь город мчимся к моему другу. Хороших и отзывчивых людей, кстати, за путешествие встречалось много.

Оулу. Рядом с железным ГАИшником На поросёнке в центре Оулу

На следующий день Виталий показывает город, его достопримечательности и , конечно, море. Очень много велосипедистов. Вдоль всех улиц, центральных и окраинных - велодорожки, они уходят далеко за город. Велодорожки почти не пересекаются с трассами, то ныряют под дороги, то расположены над ними. Везде оборудованные велостоянки. Одним словом велосипедный рай, это отмечают даже сами финны. Спасибо за это губернатору Оулу - большому любителю велосипедного движения Эйно Сиуруайнену.

Следующие пять дней двигаюсь на юг Финляндии по дорогам и велодорожкам через города Иисалми, Куопио, побратим Петрозаводска – промышленный Варкаус на Йоэнсу – конечный пункт моего маршрута в Суоми, по пути посещаю музеи и православные монастыри - женский в Линтула и мужской в Новом Валааме. Рассказ о них - отдельная страница и займет много места, поэтому приходится это опустить. Тем, кто соберется в Финляндию, стоит посетить эти места и монастыри .

Новый Валаам Женский монастырь

Этот путь составил - 510 км.

Вдоль дорог плантации клубники с работающими на них под жарким солнцем мансиканцами ( от финского mansikka – клубника). В основном это наши соотечественники из Карелии, Ленобласти и Эстонии- приехали на заработки. Все говорят, что в этом году ягод не очень много . Поэтому в магазинах они дорогие: цена за литр (не килограмм) € - 4-4,5 . Если знакомы с математикой, посчитайте сколько это будет стоить.

На полях рядом с фермами пасутся тучные коровы. Почти у всех очень большое вымя, не похоже что они силиконовые, как у Памелы Андерсон – всё натурально. На некоторых одеты нейлоновые бюстгальтеры и электронные ошейники, контролирующие их здоровье. Это наверно рекордистки и фермеры заботятся о них. Коровы не спеша гуляют на травке, пережевывают жвачку грустно и серьезно смотрят на всё окружающее, толи от того, что осознают свою значимость для экономики Финляндии, а может просто у них проблемы в личной жизни.

Йоэнсу – город в котором теперь живет более 5 тысяч выходцев из России , большинство из них из Карелии, на улицах часто слышна русская речь, да и в магазинах многие понимают русский язык. Два дня быстро проходят в общении с друзьями, посещением местных достопримечательностей. Привожу в порядок свои мысли и информацию, полученную в путешествии. Также как в Оулу, Куопио и других попутных городах, в Йоэнсу много велодорожек, велосипедистам также разрешено ездить по большинству тротуаров, но поскольку все взаимно вежливы, инцидентов со столкновениями не наблюдается. Вот бы у нас так ! Впереди последний 125 км. бросок через границу на Вяртсиля до Сортавала, а оттуда на поезде в Петрозаводск.

Десятки километров велодорожек

За тринадцать дней путешествия ( с 14 по 26 июля) по Суоми и поездок по городам пробег составил 1050 км. Все ночлеги - в палатке на стоянках у озер и подальше от дач и ферм. Услуги кемпингов и гостиниц дорогие, поэтому их сервисом не воспользовался, но проблем с устройством ночевок не было, особенно в северной части путешествия. Лесов и озер в Финляндии пока еще хватает, самое главное - не разводить открытого огня и убирать за собой весь мусор. Вот и всё, что требуется. Несколько слов о дорогах. Дороги все в отличном состоянии. Два раза за всё путешествие встречал знак “неровная дорога” (лифчик , такой, в желтом треугольнике), но как ни старался найти эти неровности после знаков, так и не нашел. Пожалуй, единственно, что не понравилось, так это отсутствие километровых столбов и нормальных обочин на дорогах (у них они всего 50 см.). Съехать в сторону можно только на парковках. За всё путешествие (это 15 дней) и подготовку к нему, включая ж/д билеты и визу, истратил : 600 рублей и € 40. Считаю, что это немного.

Отвечу на любые вопросы по путешествию, которое было сложным, пожалуй, только по погодным условиям (жара под 30 ° С), но интересным и очень познавательным для меня.

Велотурклуб “КОЛЕСО” Петрозаводск

Зубкович Борис