Прогулка по Ладоге
5..6 апреля 2003 г.
В феврале этого года мы уже пытались доехать до о.Валаам с питерской командой Михаила Каменцева. В тот раз пешеходная часть маршрута началась сразу, как только вышли на лёд. Тогда мы (Русаков Александр и Пашков Владимир) сошли с маршрута в надежде вернуться, когда передвижение по льду Ладоги на велосипеде станет более привычным. Но не тут то было...
5 апреля 11:10 мы (Орлов Валерий и Пашков Владимир) прибыли на ст. Иля-Ууксу. Свинтили велосипеды и через 7 км дороги выехали на лед. Идёт снег. Крестовых островов не видно. Ветер восточный, достаточно сильный. 5-ти сантиметровый рыхлый снег на ровном глянцевом льду. Пробуем ехать. 16 км/ч - вполне прилично. По прогнозу снегопад должен вот-вот закончиться, а ветер к вечеру стихнуть. Начинает проглядывать солнце, и мы подтверждаем решение прокатится сегодня до Сортавала через Валаам .
Движемся на примерно запад точно по ветру (азимут 260 град.) Через час с небольшим слева проявляются Крестовые острова. К 13 часам сворачиваем на самый северный из них с целью сделать перекус с посиделками.
перекус на Большом Крестовом острове |
На выходе с острова Валера натыкается колесом на занесённый снегом пакет с пивом(!) 4 банки "Балтика №7". Свежее и холодненькое. Видимо у рыбаков выпало на ходу: рядом следы от снегохода. Понимая, что второй раз пиво предлагать никто тут не будет, рассовываем банки по рюкзакам.
несколько неожиданный подарок... |
Погода становится хуже. Снег пошел мокрый. Ветер поворачивает на северный. Видимость не более 2-х км. Вдоль островов снега на льду до 15см. Упираемся и продолжаем движение на запад. Периодически останавливаемся для очистки заклинивших колёс велосипедов. Становиться ясно, что сегодня засветло на материк не попасть. К 17 часам добираемся до Никольского скита на входе в Монастырскую бухту. На счетчике 47 км от станции.
в пургу всей красоты не видать. |
Никольский скит
"вблизи" |
Оставив средства передвижения на льду, поднимаемся в скит спросить о возможности ночлега и телефонного звонка в Петрозаводск. Батюшка ответствовал: "Я сейчас занят. Прийдите через полчаса." Молодой монах посылает нас в монастырь в летнюю гостинницу: "Там телефон тоже есть. Оттуда и позвоните." Поблагодарив за полезную информацию, вернулись к велосипедам и перекусив, решили в монастырь не ломиться, а пойти сразу на Сортавала. Снег не утихал. К утру его должно навалить еще больше. Так что, лучше пойти сейчас.
Дальнейшее передвижение только пешком. Азимут 345 град. При переходе через трещину я неудачно подскользнулся и, таким образом, открыл для себя плавательный сезон 2003 года в водах Ладоги. Возвращатся на остров совсем не хотелось. Отжав одежду и обувь, одеваю в порядке "шерсть на тело".
Наконец созреваем на частичную разборку велосипедов: снятие шитков. Колёса стали свободно вращаться. Легче, правда, не стало. Снега насыпало уже достаточно для передвижения на широких лыжах. А у нас только велосипеды.
Идём по вешкам, иногда попадая на занесённую снегом "дорогу". Направление линии вешек совпадает с азимутом на Сортавала. После 22 часов свет на озере выключили, и из ориентиров остался только ветер. Два раза, во время прекращения снегопада, появлялось слабое зарево на небе совпадающее с азимутом. После 1 часа ночи справа по курсу проявилось тёмное пятно. В 23 км от Валаам к 2 часам ночи мы свернули на остров. Предполагаем, что это Мустасари. Оставив велосипеды на склоне, поднялись к вершине. Развели костёр, отогрели найденное пиво, вкусно перекусили, подсушились, и даже чуток вздремнули.
В 7 утра 6 апреля продолжили путь в сторону Сортавала.
утро на Мустасари |
С острова разглядели вереницу вешек на льду: дорога - значит вышли туда, куда и хотели: мы на Мустасари(!) В проливе Маркатсимансалми снег уже плотный и глубокий. Попытки ехать потерпели крах уже через километр. Вскоре встретили людей - видимо рыбаков, промчавшихся в 50 метрах мимо нас на "Ниве". Мы сразу же заняли колею и около 4 км проехали в седле, пока её совсем не замело снегом.
В начале 12-го выбрались на материк. Как обычно и бывает, снегопад прекратился, небо прояснилось, яркое и тёплое солнце растопило почти весь снежок на дороге. В Сортавала первый же человек, к которому обратились с вопросом за помощью, организовал тёплое, сухое и тихое помещение для нас, и отдельное для велосипедов, предложил чаю и немедленно позвонить в Петрозаводск, посодействовал погрузке велосипедов в рейсовый автобус. Спасибо Вам, Владимир Степанович!
К полуночи мы были дома. Утром на работу. "Проверка личного состава на выносливость" завершилась штатно.