«КОЛЕСО» в нац.парке «ПААНАЯРВИ» или девять дней на краю света.

14..23 июля 2006 г.

Национальных парков в Карелии два и оба находятся в медвежьих углах республики. Один - Водлозерский в болотистых местах на дальнем востоке на границе с архагелами, другой - Паанаярви на крайнем севере на границе с Мурманской губернией. Дорог в Водлозерском парке нет вообще, поэтому мы -спицы велоклуба «КОЛЕСО» : Алексеева Людмила, Рудаков Сергей, Русаков Саша, Савчук Маша, Семенова Людмила и - Зубкович Борис автор этих строк поехали в парк Паанаярви, где дорог чуть больше, чем нет вообще.

Инициатором и вдохновителем экспедиции на север был Рудаков Сергей.

Июль 14, 6 года, XXI века. До станции названной в честь хозяйки крайнего севера Карелии страшной колдуньи- Лоухи, добрались на поезде. Мы еще не успели взгромоздить переметные сумы на коней с педальным приводом, как нами заинтересовался товарищ из ФСБ (или МВД). Кто такие? Куда едем ? - отбились от него заранее заготовленной красивой бумажкой. Мы тоже не лыком шиты, знаем что и где почем.

Закупив в магазине продукты, едем через п. Сосновый, п.Кестеньга, живописный поселок Софпорог на п.Пяозерский. Асфальт заканчивается через 40 км от Лоухи и вся остальная дорога представляет собой грунтовку от хорошего до оч-ч-чень плохого качества.

Наш первый ночлег сделали на северном берегу красивейшего озера Тунгозера - это самое удобное место перед броском на север до нацпарка. Находится как раз на половине пути от п. Лоухи до парка. Отличный пустынный персональный пляж приютил наш ночной лагерь. Пробег за день составил 104 км. На утро следующего дня, проехав 12 км прибыли в п. Пяозерский, где находится офис парка и прекрасный музей, экспозиция которого представляет собой большой интерес для всех направляющихся в этот уголок Карелии. Найти контору парка не представляет сложности - на дороге имеются указатели. После осмотра музея и регистрации, закупаем продукты и благородные напитки - на всем пути в парк ( это 80 км) и в самом парке магазины отсутствуют. Нет там также электричества, мобильная связь не работает и трамваи не ходють. Глушь, да и только, но именно это и привлекает нас и других представителей человекообразных посетить эти места. Связь у работников парка, однако, с конторой в п. Пяозерский, имеется - по рации. В случае чего, можно и воспользоваться.

Борис стоянка на Тунгозере ... дороги

Поворот на дорогу в парк находится в 1,2 км в правую сторону, если двигаться от центра поселка в сторону финской границы. От п. Пяозерский до первого кордона 60 км плюс еще 20-25 км до мест, где проходит размещение посетителей. Весь путь от Пяозерского до парка проходит по «улучшенной» (термин российских дорожников) тяжелой грунтовке с крутыми подъемами и спусками , прямых и горизонтальных участков практически нет. В северной части маршрута - тягуны по 3-4 км и такие же спуски, на которых, однако, не удается развить скорость из-за вязкого грунта (песок), гребенки или крайне неудачного покрытия дороги с разбросанной галькой и щебнем фракциями размером от кулака до наперстка. Часто отдыхаем и с постоянством заслуживающим лучшего применения, находим дальнейшие неприятности на наши многострадальные задницы. Однако всё равно упрямо выруливаем и двигаем на север.

... въезд в парк плав-средства ...

Все неприятности дороги сполна скрашиваются красивейшими видами озера Пяозера, Паанаярви, самым большим водопадом Карелии - Киваккоски, водопадами, впадающими в оз. Паанаярви, величавыми и самыми большими горами Карелии - Киваккой (500 м) и Нооррунен (577м) ,а также ежедневной сауной со свежими вениками, купанием в чистейших водах реки Оланга и прекрасными ужинами за дружеским столом. Подъем на гору Кивакка 19.08.06 г. ( без велосипедов) занял один час и позволил одним взглядом окинуть весь парк, север Карелии и даже часть соседнего государства под названием Suomi.

берег оз.Пааноярви Мянтюкоски Киваккоски перед отъездом

Жемчужиной парка является оз. Пааноярви. Голубая лента меж сопок, с которых стекают ручьи, образуя каскады водопадов. Красивейший из них - Мянтюкоски. На него можно не только любоваться, но и купаться в его чашах. Для осмотра красот озера предоставляются плавсредства (моторные и вёсельные).

За три дня нахождения в парке, полностью исчерпав запас еды и припасенных благородных напитков, двигаемся в обратном направлении до п. Пяозерский и далее (чтобы разнообразить маршрут) через п.Тунгозеро направляемся не в сторону Лоухи, а на п. Калевала (80 км), Войницу, старинную карельскую деревню Вокнаволок и в г. Костомукшу. По пути осматриваем все достопримечательности эпосного края Карелии и фотографируемся со сказителем, поющим свои руны, осматриваем древние постройки и старообрядческое кладбище.

на г.Кивакка ... талисман нашего клуба п.Вокнаволок

Первая ночевка на пути в Костомукшу в сосновом лесу в 8 км справа на дороге от Тунгозера на Калевалу на безымянном озере, вторая - после п.Калевала ( сосна Лёнрота, оз. Среднее Куйто) в районе оз. Корпиозеро, третья и последняя на высоком берегу реки Таллайоки в 10 км южнее п.Вокнаволок у моста через реку( достойнейшее место для завершения путешествия с купанием, воспоминаниями, песенным репертуаром и прочим, прочим).

Из Костомукши до столицы Карелии двигаемся уже на поезде. Весь маршрут от п.Лоухи до Костомукши с поездками по парку составил 550 км. Пройден за 5,5 ходовых дней в период с 14 по 22 июля 2006 года со следущими расходами из карманов пилигримов (на одного пилигрима).

Расходы:

Проезд по ж/д от ст.Петрозаводск до ст.Лоухи 380 руб,

Проезд по ж/д от ст.Костомукша до ст.Петрозаводск -380 руб,

Продукты и благородные напитки 700 руб,

Аренда домика, сауны,лицензия на лов рыбы 250 руб

ИТОГО: 1710 руб. (или 57 у.е)

Работа завхоза панаярвинской велоэкспедиции Алексеевой Людмилы по этому случаю на общем собрании счетной палаты признана крайне положительной и удовлетворяющей все высокие и иногда неуемные запросы членов экспедиции.

Медицинское обслуживание осуществляли : Савчук Маша и Рудаков Сергей. За время экспедиции случаев заболеваний чумой, тифом и прочими воздушно-капельными инфекциями не отмечалось.

Воспитательная работа была на высоком идейно-моральном и политическом уровне ( никто через границу не убежал, хотя она была рядом) - отв. Семенова Людмила.

Железные кони с педальным приводом находились под постоянным надзором и обслуживанием механика экспедиции - Русакова Александра. Были во время подкованы, выглядели холёными и выдержали условия и дороги крайнего севера Карелии.

Фотоинформационные материалы : Русаков Александр, Рудаков Сергей.

Член экспедиции, который рукой водил по воздуху ( иногда и по карте ) и представил данную информацию уважаемой велопублике - Зубкович Борис.

Главное -это путь, а не конец пути. Путешествуя быстро, пропускаешь всё ради чего отправляешься в путешествие !!!